УЧЕНИЧЕСТВО
Ученичество
Систематическое, долгосрочное обучение, в рамках которого чередуются периоды обучения в учебном заведении и на рабочем месте; ученик заключает контракт с работодателем и получает денежное вознаграждение (зарплату или пособие). Работодатель берет на себя ответственность за предоставление обучения, приводящего к получению конкретной профессии. Комментарий: во французском языке термин «apprentissage» относится как названию программы, так и к процессу обучения (см. «обучение»). Источник: Cedefop, 2003 г. Смежные термины: чередующееся обучение
УЧЕНИЧЕСТВО
краткосрочная форма первичной подготовки или переподготовки работников простых видов труда, преимущественно ручного; подразделяется на групповое и индивидуальное. При групповом ученичестве теоретические занятия в классах (группы по 15-20 человек) чередуются с обучением на рабочем месте в ходе выполнения постепенно усложняющихся задач. Срок обучения — 3-4 месяца. Индивидуальное ученичество обычно не предусматривает теоретических занятий. Процесс обучения состоит из ознакомления с оборудованием и отработки умений и навыков обращения с ним; осуществляется под повседневным руководством инструктора в ходе выполнения оплачиваемых работ.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
УЧЕНИЧЕСТВО
исторически сложившаяся форма социализации и профессионализации подрастающего поколения, составная часть детского труда. По мере развития и усложнения культуры, технологии, разделения труда в обществе стихийно складывающийся характер детского труда перерастает в самостоятельный социально- педагогический феномен – ученичество. У. выступает одновременно как экономическая и социально-педагогическая категория.
Вычленившись из детского труда в VI–IX вв., У. стало представлять собой институт социальной преемственности, выполнявший задачу обеспечения межпоколенческих трудовых отношений и формирования типа профессионала, необходимого производству. Важным этапом в развитии У. стала дифференциация его социальной организации на цеховую (закрытую, с «секретом мастерства») и нецеховую (допускающую прием учеников со стороны), а также организация обучения на договорных началах. Появление договоров свидетельстует о более глубоком осознании необходимости педагогики У. Необходимость доведения в определенный, хотя и длительный срок ученика до некоторого уровня овладения профессией требовала оснастить процесс обучения педагогическими приемами. Именно к этому этапу относят становление предметного метода профессионального обучения. Педагогизация У. шла по пути соединения практической подготовки со словесными методами (объяснение, инструктаж и т.п.).
Педагогика У. вбирала в себя механизмы народной педагогики обучения труду в труде («делай как я», «Ванька, приглядывайся!»), а также опиралась на педагогику «здравого смысла», как, например, отбор перечня трудовых операций, перечня изделий и учета посильности и возрастных возможностей ученика. В У. долгое время преобладали такие принципы профессионального обучения, как порционность, наблюдение, работа по образцу, отбор операций (приемов).
В течение многих столетий сформировались определенные системы обучения ремеслу: домашнее, частное (не только в семье, но и в мастерской у мастера); государственное, формы организации обучения (индивидуальные и групповые), методы обучения (обмен информацией, обсуждение, сравнение и др.), содержание образования (теоретическое, общее и профессиональное).
В период развития фабричной системы ремесленное мастерство рабочего передается машине, и эта система делает излишним ремесленное обучение. Следствием этого, а также роста профессионально-технических школ и других факторов в различных странах Западной Европы, Америке, России стал кризис как ремесленного, так и фабрично- заводского У. Однако ремесленное и фабрично-заводское У. сохраняет статус формы массового, экономически выгодного профессионального обучения наряду с быстрым развитием школьных форм низшего профессионально-технического образования. (К началу 90-х гг. в России ученики-рабочие составляли более чем 125-тысячную армию, тогда как в 1910 г. в 1923 учтенных ремесленных учебных заведениях было 90,3 тыс. учеников). В дореволюционной России фабрично-заводское У. развивалось в 2-х основных организационных формах: в производстве как стажировка у отдельного мастера или бригады с небольшим охватом учеников и в форме производственной мастерской с большим охватом учеников. Совершенствование У. осуществляется не только «внутри», в производстве, но и «вовне»: оно соединяется с внешкольным общим начальным и низшим профессиональным образованием.
Фабричное законодательство по охране детского труда и ученичества (в Англии – 1802, 1833, 1844, 1864, 1880 гг., в России – 1845, 1882, 1884, 1906 гг. и др.) создавало предпосылки для развертывания плодотворной социально-педагогической теоретической и практической деятельности в рамках широкого общественно-педагогического движения России. Конец XIX – начало XX в. был периодом творческого поиска рациональнойорганизации У., периодом взаимовлияния и взаимообогащения русского и зарубежного опыта развития низшего профессионально-технического образования (Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, Г. Кершенштейнер и др.).
ФЗУ 20-х гг. нашего столетия явилось этапом организации детей, занятых в производстве, каналом воспроизводства рабочей силы и формой профессиональной подготовки рабочих.
Современное производственное обучение на предприятиях как краткосрочная, массовая, практическая форма профессионального обучения, генетически восходящая к фабрично- заводскому У. конца XIX – начала ХХ в. в России, имеет широкое распространение.
Лит.: Сборник статей сведений о состоянии среднего и низшего проф. образования в России. – СПб., 1910; Ремесленники и ремесленное управление в России. – Пг., 1916; Крупская Н.К. Народное образование и демократия: Пед. соч. в 10 томах Т. 1; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. – М., 1989; Осовский Е.Г. Очерк истории школы фабрично-заводского ученичества (1918– 1933). – М., 1964; Производственное обучение в профессионально-технических училищах. – М., 1972; Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. – М., 1984; Очерки истории профессионально-технического образования. – М., 1981; Осовский Е.Г., Еналеева Н.И. Детский труд и образование детей рабочих в России конца ХIХ – начала ХХ в. как историко-педагогическая проблема // Современные проблемы историко- педагогических исследований. – М., 1992.
Н.И. Еналеева, Е.Г. Осовский
Вычленившись из детского труда в VI–IX вв., У. стало представлять собой институт социальной преемственности, выполнявший задачу обеспечения межпоколенческих трудовых отношений и формирования типа профессионала, необходимого производству. Важным этапом в развитии У. стала дифференциация его социальной организации на цеховую (закрытую, с «секретом мастерства») и нецеховую (допускающую прием учеников со стороны), а также организация обучения на договорных началах. Появление договоров свидетельстует о более глубоком осознании необходимости педагогики У. Необходимость доведения в определенный, хотя и длительный срок ученика до некоторого уровня овладения профессией требовала оснастить процесс обучения педагогическими приемами. Именно к этому этапу относят становление предметного метода профессионального обучения. Педагогизация У. шла по пути соединения практической подготовки со словесными методами (объяснение, инструктаж и т.п.).
Педагогика У. вбирала в себя механизмы народной педагогики обучения труду в труде («делай как я», «Ванька, приглядывайся!»), а также опиралась на педагогику «здравого смысла», как, например, отбор перечня трудовых операций, перечня изделий и учета посильности и возрастных возможностей ученика. В У. долгое время преобладали такие принципы профессионального обучения, как порционность, наблюдение, работа по образцу, отбор операций (приемов).
В течение многих столетий сформировались определенные системы обучения ремеслу: домашнее, частное (не только в семье, но и в мастерской у мастера); государственное, формы организации обучения (индивидуальные и групповые), методы обучения (обмен информацией, обсуждение, сравнение и др.), содержание образования (теоретическое, общее и профессиональное).
В период развития фабричной системы ремесленное мастерство рабочего передается машине, и эта система делает излишним ремесленное обучение. Следствием этого, а также роста профессионально-технических школ и других факторов в различных странах Западной Европы, Америке, России стал кризис как ремесленного, так и фабрично- заводского У. Однако ремесленное и фабрично-заводское У. сохраняет статус формы массового, экономически выгодного профессионального обучения наряду с быстрым развитием школьных форм низшего профессионально-технического образования. (К началу 90-х гг. в России ученики-рабочие составляли более чем 125-тысячную армию, тогда как в 1910 г. в 1923 учтенных ремесленных учебных заведениях было 90,3 тыс. учеников). В дореволюционной России фабрично-заводское У. развивалось в 2-х основных организационных формах: в производстве как стажировка у отдельного мастера или бригады с небольшим охватом учеников и в форме производственной мастерской с большим охватом учеников. Совершенствование У. осуществляется не только «внутри», в производстве, но и «вовне»: оно соединяется с внешкольным общим начальным и низшим профессиональным образованием.
Фабричное законодательство по охране детского труда и ученичества (в Англии – 1802, 1833, 1844, 1864, 1880 гг., в России – 1845, 1882, 1884, 1906 гг. и др.) создавало предпосылки для развертывания плодотворной социально-педагогической теоретической и практической деятельности в рамках широкого общественно-педагогического движения России. Конец XIX – начало XX в. был периодом творческого поиска рациональнойорганизации У., периодом взаимовлияния и взаимообогащения русского и зарубежного опыта развития низшего профессионально-технического образования (Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, Г. Кершенштейнер и др.).
ФЗУ 20-х гг. нашего столетия явилось этапом организации детей, занятых в производстве, каналом воспроизводства рабочей силы и формой профессиональной подготовки рабочих.
Современное производственное обучение на предприятиях как краткосрочная, массовая, практическая форма профессионального обучения, генетически восходящая к фабрично- заводскому У. конца XIX – начала ХХ в. в России, имеет широкое распространение.
Лит.: Сборник статей сведений о состоянии среднего и низшего проф. образования в России. – СПб., 1910; Ремесленники и ремесленное управление в России. – Пг., 1916; Крупская Н.К. Народное образование и демократия: Пед. соч. в 10 томах Т. 1; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. – М., 1989; Осовский Е.Г. Очерк истории школы фабрично-заводского ученичества (1918– 1933). – М., 1964; Производственное обучение в профессионально-технических училищах. – М., 1972; Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. – М., 1984; Очерки истории профессионально-технического образования. – М., 1981; Осовский Е.Г., Еналеева Н.И. Детский труд и образование детей рабочих в России конца ХIХ – начала ХХ в. как историко-педагогическая проблема // Современные проблемы историко- педагогических исследований. – М., 1992.
Н.И. Еналеева, Е.Г. Осовский
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.