УЧЕНИЧЕСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ученичество
Систематическое, долгосрочное обучение, в рамках которого чередуются периоды обучения в учебном заведении и на рабочем месте; ученик заключает контракт с работодателем и получает денежное вознаграждение (зарплату или пособие). Работодатель берет на себя ответственность за предоставление обучения, приводящего к получению конкретной профессии. Комментарий: во французском языке термин «apprentissage» относится как названию программы, так и к процессу обучения (см. «обучение»). Источник: Cedefop, 2003 г. Смежные термины: чередующееся обучение

Источник: Terminology of vocational training policy (A multilingual glossary for an enlarged Europe). European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop). 2004

УЧЕНИЧЕСТВО
краткосрочная форма первичной подготовки или переподготовки работников простых видов труда, преимущественно ручного; подразделяется на групповое и индивидуальное. При групповом ученичестве теоретические занятия в классах (группы по 15-20 человек) чередуются с обучением на рабочем месте в ходе выполнения постепенно усложняющихся задач. Срок обучения — 3-4 месяца. Индивидуальное ученичество обычно не предусматривает теоретических занятий. Процесс обучения состоит из ознакомления с оборудованием и отработки умений и навыков обращения с ним; осуществляется под повседневным руководством инструктора в ходе выполнения оплачиваемых работ.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УЧЕНИЧЕСТВО
исторически сложившаяся форма социализации и профессионализации подрастающего поколения, составная часть детского труда. По мере развития и усложнения культуры, технологии, разделения труда в обществе стихийно складывающийся характер детского труда перерастает в самостоятельный социально- педагогический феномен – ученичество. У. выступает одновременно как экономическая и социально-педагогическая категория.
Вычленившись из детского труда в VI–IX вв., У. стало представлять собой институт социальной преемственности, выполнявший задачу обеспечения межпоколенческих трудовых отношений и формирования типа профессионала, необходимого производству. Важным этапом в развитии У. стала дифференциация его социальной организации на цеховую (закрытую, с «секретом мастерства») и нецеховую (допускающую прием учеников со стороны), а также организация обучения на договорных началах. Появление договоров свидетельстует о более глубоком осознании необходимости педагогики У. Необходимость доведения в определенный, хотя и длительный срок ученика до некоторого уровня овладения профессией требовала оснастить процесс обучения педагогическими приемами. Именно к этому этапу относят становление предметного метода профессионального обучения. Педагогизация У. шла по пути соединения практической подготовки со словесными методами (объяснение, инструктаж и т.п.).
Педагогика У. вбирала в себя механизмы народной педагогики обучения труду в труде («делай как я», «Ванька, приглядывайся!»), а также опиралась на педагогику «здравого смысла», как, например, отбор перечня трудовых операций, перечня изделий и учета посильности и возрастных возможностей ученика. В У. долгое время преобладали такие принципы профессионального обучения, как порционность, наблюдение, работа по образцу, отбор операций (приемов).
В течение многих столетий сформировались определенные системы обучения ремеслу: домашнее, частное (не только в семье, но и в мастерской у мастера); государственное, формы организации обучения (индивидуальные и групповые), методы обучения (обмен информацией, обсуждение, сравнение и др.), содержание образования (теоретическое, общее и профессиональное).
В период развития фабричной системы ремесленное мастерство рабочего передается машине, и эта система делает излишним ремесленное обучение. Следствием этого, а также роста профессионально-технических школ и других факторов в различных странах Западной Европы, Америке, России стал кризис как ремесленного, так и фабрично- заводского У. Однако ремесленное и фабрично-заводское У. сохраняет статус формы массового, экономически выгодного профессионального обучения наряду с быстрым развитием школьных форм низшего профессионально-технического образования. (К началу 90-х гг. в России ученики-рабочие составляли более чем 125-тысячную армию, тогда как в 1910 г. в 1923 учтенных ремесленных учебных заведениях было 90,3 тыс. учеников). В дореволюционной России фабрично-заводское У. развивалось в 2-х основных организационных формах: в производстве как стажировка у отдельного мастера или бригады с небольшим охватом учеников и в форме производственной мастерской с большим охватом учеников. Совершенствование У. осуществляется не только «внутри», в производстве, но и «вовне»: оно соединяется с внешкольным общим начальным и низшим профессиональным образованием.
Фабричное законодательство по охране детского труда и ученичества (в Англии – 1802, 1833, 1844, 1864, 1880 гг., в России – 1845, 1882, 1884, 1906 гг. и др.) создавало предпосылки для развертывания плодотворной социально-педагогической теоретической и практической деятельности в рамках широкого общественно-педагогического движения России. Конец XIX – начало XX в. был периодом творческого поиска рациональнойорганизации У., периодом взаимовлияния и взаимообогащения русского и зарубежного опыта развития низшего профессионально-технического образования (Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, Г. Кершенштейнер и др.).
ФЗУ 20-х гг. нашего столетия явилось этапом организации детей, занятых в производстве, каналом воспроизводства рабочей силы и формой профессиональной подготовки рабочих.
Современное производственное обучение на предприятиях как краткосрочная, массовая, практическая форма профессионального обучения, генетически восходящая к фабрично- заводскому У. конца XIX – начала ХХ в. в России, имеет широкое распространение.
Лит.: Сборник статей сведений о состоянии среднего и низшего проф. образования в России. – СПб., 1910; Ремесленники и ремесленное управление в России. – Пг., 1916; Крупская Н.К. Народное образование и демократия: Пед. соч. в 10 томах Т. 1; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. – М., 1989; Осовский Е.Г. Очерк истории школы фабрично-заводского ученичества (1918– 1933). – М., 1964; Производственное обучение в профессионально-технических училищах. – М., 1972; Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. – М., 1984; Очерки истории профессионально-технического образования. – М., 1981; Осовский Е.Г., Еналеева Н.И. Детский труд и образование детей рабочих в России конца ХIХ – начала ХХ в. как историко-педагогическая проблема // Современные проблемы историко- педагогических исследований. – М., 1992.
Н.И. Еналеева, Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
664.66 кб

Ученичество и школы в древних и средневековых обществах

Безрогов В. Г., Иванченко Г. В.
Читать PDF
946.87 кб

Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении

Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И.
Вчерашнему дошкольнику в школе открывается не только перспектива овладения новой для него учебной деятельностью.
Читать PDF
1.50 мб

Матетика Яна Амоса Коменского: ученичество - наука о познании

Меськов Валерий Сергеевич, Сабанина Наталия Рафаэлевна
Итоги размышлений Коменского о путях познания, которые, в свою очередь, явились сердцевиной всей его философской системы, обрели особую судьбу.
Читать PDF
92.87 кб

2000. 04. 047. Ханхарт З. , боссио С. Издержки и выгоды двойного ученичества: уроки швейцарской сист

Клинова Е. В.
Читать PDF
5.07 мб

Стратегии ученичества в имперской России: случай ломоносова

Безрогов Виталий Григорьевич
В статье рассмотрены годы обучения Ломоносова в Германии, показана переоценка им принятых в то время стратегий обучения.
Читать PDF
208.34 кб

Техническое образование в Британии в XIX веке: от фабричного ученичества к техническим школам

Архипова Людмила Владимировна
В статье дается ретроспективный анализ становления и развития британского технического образования начиная с эпохи цехового производства XVIII века и завершая появлением в конце XIX века системы государственных технических школ.
Читать PDF
151.66 кб

Особенности традиционной системы ученичества («Устод-шогирд») в песенно-музыкальной культуре Северно

Рустамов Д.
В статье на примере деятельности известных певцов Севера Таджикистана М. Баходурова, Б. Ниёзова, Дж. Набиева, А.
Читать PDF
370.53 кб

Первые четырнадцать лет из жизни Сергея Рахманинова: годы ученичества

Паршина Тамара Васильевна
В статье рассматриваются детские и отроческие годы С. В. Рахманинова, период его обучения в Петербургской консерватории и начало пребывания у Н. С.
Читать PDF
280.83 кб

Философия ученичества, или некоторые размышления об аксиологических основаниях деятельности учения

Зыкова Маргарита Николаевна, Шнейдер Лидия Бернгардовна
В статье рассматривается феномен ученичества в ценностно-смысловой парадигме «счастливый несчастливый»; обосновывается возможность такого аспекта анализа с опорой на психологические смыслы традиционной отечественной культуры.
Читать PDF
253.74 кб

Педагогические феномены учительства и ученичества в доиндустриальных обществах

Безрогов Виталий Григорьевич
Статья посвящена рассмотрению истории развития системы ученичества и ранних форм школы в истории доиндустриальных культур.
Читать PDF
83.37 кб

Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников

Кудрявцев Владимир Товиевич, Фаттахова Диана Илфатовна
Анализируются функции воображения дошкольника, необходимые для включения ребенка в новую социальную ситуацию развития, которая характеризует начало младшего школьного возраста.
Читать PDF
490.69 кб

Публичная речь учителя как "час ученичества"

Галицких Елена Олеговна
Статья раскрывает методику подготовки публичного выступления учителя-словесника на примере анализа публицистического текста поэта и учителя литературы Инны Кабыш. Она посвятила своё эссе «Живи всегда в своих учениках» Дню учителя.

Похожие термины:

  • Индивидуальное ученичество

    это форма организации профессионального обучения, при которой квалифицированный работник ведет практическую подготовку учащегося непосредственно на рабочем месте. Индивидуальное прикрепление
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

    школы фабзавуча, ФЗУ - низшие профессиональные учебные заведения, созданные в 1920 г. в составе отдельных предприятий для подготовки квалифицир. рабочих из молодежи. В 1921 г. началось стр-во таких школ
  • ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА(ФЗУ) ШКОЛА ФАБЗАВУЧА

    основной тип профессионально-технической школы, действовавший в СССР в 1918–1940 гг. Первые Ш. ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества рабочих-подростков и школ-клубов рабочей