Учебный план образовательного учрежденияУЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Найдено 4 определения термина УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Учебный предмет

course) — компонент программы — дисциплина или отдельная часть дисциплины, изучаемая в рамках какой-либо программы обучения в течение одного семестра.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины по материалам методического пособия «Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

осн. структурная единица учебно-воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У.п., их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом соответствующего учебного заведения. Закономерности обучения конкретному У.п., а также цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета. Каждый У.п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные научные знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранный язык, черчение), способности к определенному восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Однако предмет школьного изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает ее содержание, во-вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, не свойственных собственно содержанию науки. У.п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает и другие компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др. Изучение каждого У.п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определенные базисные компоненты содержания образования, каждый из которых может быть представлен самостоятельным У.п. (или циклом учебных дисциплин). Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У.п., которые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравственному воспитанию - предметы социального цикла; эстетическому воспитанию - предметы эстетического цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

осн. структурная единица уч.-воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года определяются учебным планом соответствующего уч. заведения. Закономерности обучения конкретному У. п., а также цели, содержание, методы, организац. формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета.

Все предметы, включенные в уч. план, реализуют цели обучения и воспитания в конкретном уч. заведении. Однако каждый У. п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные науч. знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностр. яз., черчение), способности к определенному восприятию действительности (изобразит, иск-во, музыка). Содержание У. п. обусловлено спецификой объекта изучения. Предмет шк. изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т. к., во-первых, он специфично отражает ее содержание (обращая внимание учащихся лишь на основы науки), во-вторых, в У. п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, в принципе не свойственных собственно содержанию науки.

У. п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает.н. др. компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др.

Осн. цель общего образования - разностороннее развитие учащихся, к-рое предполагает помимо физич. и психич. становления человека формирование социального опыта личности, ее мировоззрения, развитие социально ценных способностей, интересов, склонностей. Изучение каждого У. п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определенные базисные компоненты содержания образования, каждый из к-рых может быть представлен самостоят. У. п. (или циклом уч. дисциплин), поскольку имеет свое особое содержание, «не растворимое» в др. предметах. С др. стороны, каждый из этих компонентов включается в качестве составного элемента в содержание всех др. У. п., т. к. инвариантные виды деятельности характеризуются взаимовключенностью. См. также Межпредметные связи.

Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У. п., к-рые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравств. воспитанию (формированию направленности личности) - предметы социального цикла; эстетич. воспитанию - предметы эстетич. цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла и т. д.

В содержание У. п. включаются науч. теории, имеющие мировоззренч. и позна-ват. значение, а также наиб. важный в пед. отношении фактологич. материал. Устанавливается рациональное соотношение между фактами и обобщениями, практич. и теоретич. работами учащихся, закладываются необходимые внутри-предметные связи, обеспечивается применение полученных знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности школьников. Соотношение знаний, умений и навыков, составляющих содержание отд. уч. дисциплины, различно. Наиб. велик удельный вес умений и навыков в предметах языкового цикла, в курсах математики, физики, черчения, физич. воспитания.

При определении глубины освещения тех или иных законов, теорий на каждой ступени обучения, а также степени детализации изучаемого материала используются результаты логич. и ист. анализа, материала науки, изучения опыта работы школ, экспериментов. Оптимальный (по трудности). вариант содержания, доступный учащимся для сознат. усвоения, является основой уч. программ и реализуется в учебниках с учетом осн. принципов обучения.

Лит.: Сох о p A. M., Логич. структура уч. материала, М., 1974; Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Дидактич. модель уч. предмета, «Новые иссл. в пед. науках», 1979, № 1(33); их же, Представление об уч. предмете, в кн.: Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983; Л с д и с в В. С., Содержание общего ср. образования, М., 1980, гл. 3,4. В. С. Леднев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — 0

Найдено научныех статей по теме УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — 0

Найдено книг по теме УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — 0

Найдено презентаций по теме УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — 0

Найдено рефератов по теме УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — 0