УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
применяются при изучении естественно-научных и обществоведческих дисциплин в средней и высшей школе. Система У.к.п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро- и космических снимков и фотокарты. Содержание У.к.п. согласуется с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
применяются в преподавании естеств.-науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро- и космич. снимков и фотокарты.
Карта - образно-знаковая модель, представляющая собой уменьшенное, обобщенное (генерализованное), математически определенное изображение на плоскости поверхности Земли и др. небесных тел (или их частей), выполненное в условных знаках и отображающее размещение, свойства и связи разл. природных и обществ, объектов и явлений. Карты служат средством познания, информации и практич. деятельности. Присущие картам свойства обзорности и наглядности позволяют увидеть обширные пространства во всей их целостности. В шк. курсе географии изучаются свойства картографич. произведений и методы их применения. Путем распознавания и анализа картографич. образов, к-рые являются отражением в сознании учащихся объектов и явлений реальной действительности, происходит формирование геогр. представлений. На шк. картах отображают типические черты и особенности картографируемых явлений на основе их генерализации, применения выразит, средств оформления, системного подхода к подбору условных знаков (с учетом их простоты и различимости), к логич. построению легенд и взаимной соподчиненности обозначений. На уч. картах используют общекартографич. способы изображения: ареалы (показывают территории, занятые определенным объектом, напр., район произ-ва льна), значки (пром. центры, места добычи полезных ископаемых и др.), линейные знаки (гос. и адм. границы, пути сообщения), качественный или цветной фон (полит. деление, экон. р-ны), знаки движения (воздушных масс, морских течений), изолинии (изотермы, изогипсы), пластич. способы изображения рельефа (отмывка и штрихи), картограммы и картодиаграммы (показывают относит, и абс. величины явления по терр. единицам). Понимание этих способов формируется у школьников постепенно, от класса к классу.
Карта включает картографич. изображение содержания, легенду, иногда доп. сведения в виде таблиц, графиков, текста, рисунков, «врезных» карт (план столицы на карте гос-ва и др.).
Геогр. карты по терр. охвату подразделяют на мировые, полушарий, материков и их частей, гос-в и их частей (республик, краев, областей, физ.-геогр. и экон. р-нов и др.); по содержанию - общегеографические (отражают природные черты терр. и объекты человеческой деятельности - рельеф, воды, почвенно-растит. покров, населенные пункты, пути сообщения, политико-адм. деление). и тематические. Последние охватывают широкий круг природных и обществ, явлений, показывают их локализацию, свойства, взаимосвязи и динамику. Карты природы могут отображать любые компоненты природной среды (климат, растительность, зоогеографию, природные зоны, охрану природы). К картам обществ, явлений относятся карты политические, населения, ист., экон., агропром. комплекса, энергетики и пр. Уч. геогр. карты по масштабу подразделяются на крупномасштабные (планы и топографич. карты - 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000); среднемас-штабные (карты областей и др. регионов - 1:500 000, 1:1 000 000), мелкомасштабные обширных территорий и всей Земли - (мельче 1:1 000 000). Содержание и оформление уч. карт согласуются как с программой и учебником, так и с уровнем подготовки и возрастными особенностями учащихся. Выделяют картографич. пособия для нач., ср. и старших классов, для студентов вузов, различающиеся по содержанию, матем. основе, способам изображения и оформлению. Напр., на картах для нач. школы применяют простые обозначения (часто в виде перспективных рисунков), подбирают проекцию, дающую ощущение шарообразности Земли. В ср. школе возрастает информац. нагрузка карт, расширяется их тематика, используются разнообразные способы изображения. Карты для высш. школы близки по мн. параметрам к науч.-справочным изданиям.
По выполняемым уч. функциям карты подразделяются на стенные и настольные. Стенные карты предназначены для фронтального применения в классе, их масштабы и размеры достаточно велики, условные обозначения четкие и крупные. К этому же виду пособий можно отнести карты-транс-п а р а и т ы. Выполненные на прозрачном пластике, они проецируются с помощью графопроектора (кодоскопа). на экран. Использование серии таких пособий позволяет применять метод наложения карт; напр., для уяснения взаимосвязей между компонентами природной среды и т. п.
Настольные карты в виде приложений к учебнику или помещаемые на его страницах среди текста, как и карты в шк. атласах, предназначены для индивидуальной работы учащихся. По ним изучается геогр. положение терр., составляются описание природы регионов и характеристика их х-ва с учетом природных условий. Одноименные стенные и настольные карты согласуются по своей матем. основе, содержанию, способам изображения и оформлению.
Карты контурные - одноцветные изображения картографии, сетки (параллелей и меридианов), водных объектов, политико-адм. границ и ограниченного числа населенных пунктов - служат для выполнения практич. работ, от элементарных (по размещению геогр. и ист. объектов). до составления картосхем, показывающих взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Матем. основа этих карт (масштабы, проекция, густота картографич. сетки). согласована с соответствующими элементами шк. атласов.
Изучение крупномасштабных т о и о-графич. планов и карт направлено на познание их свойств и путей практич. применения: геогр. характеристика отд. объектов, измерение расстояний, углов, площадей, составление описаний местности по маршрутам и участкам. Работа с крупномасштабными картами облегчает переход к мелкомасштабным, более обобщенным и абстрагированным. Наборы топографич. карт одной терр., выполненных в разных масштабах, дают представление о процессе генерализации.
Уч. курсы, как правило, обеспечены сериями геогр. карт, объединенных общим замыслом, согласованных по объему, уровню генерализации и оформлению. В серию могут входить карты одинакового содержания и одного масштаба (напр., общеэкон. карты р-нов страны). или карты одной терр., но разные по тематике (напр., стенные карты по отраслям пром-сти и с. х-ва). или мелкомасштабные карты для высш. школы, геол., тектонич., гипсометрич., почвенные и др. Издана серия стенных карт материков, в к-рую входят карты полит., физ., климатич., растительности, природных зон, народов и экономические.
Геогр. атлас - система карт, созданных по единой программе, органически связанных между собой, дополняющих друг друга и образующих целостное произведение. Внутр. единство атласа достигается целесообразным выбором проекций и масштабов (напр., одинаковых или кратных), общностью геогр. основ родственных карт, согласованностью легенд, логич. последовательностью расположения карт, единством подхода к генерализации и т. д. Набор карт в уч. атласе, их содержание и степень подробности определяются программой и согласуются с учебником. В структуре отд. шк. атласов имеются вводные метод, разделы, разъясняющие особенности и приемы работы с картами. Так, в атласе для 6-го кл. приведены перспективные рисунки участков местности и фрагменты их картографич. изображения, репродукции космич. снимков и вид Земли из космоса. Карты одной местности знакомят учащихся с процессом обобщения картографич. рисунка при изменении масштаба: сравнение горизонталей на плане с гипсометрич. изображением рельефа на картах помогает уяснению этого способа. При разработке легенд для карт шк. атласов стремятся к их исчерпывающей полноте, точности и ясности объяснений смысловой сущности знаков, к согласованности легенд родственных карт, что необходимо для совместного их использования с целью изучения взаимосвязанных явлений.
Картографич. пособия краеведческого содержания - серии уч. физ. и экон. карт республик, краев и областей, уч.-краеведч. атласы - способствуют реализации краеведч. принципа в преподавании географии, истории, лит-ры и др. предметов. Эти атласы, небольшие по объему, комплексные по содержанию, включают карты природы, населения, экономики, культуры и истории, достопримечательных мест, ист. памятников, туристич. маршрутов. Часто на страницах атласов приводятся графики, фотографии, рисунки.
Карты рельефные - объемные изображения земной поверхности с физ.-геогр. или общегеогр. содержанием. Создаются прессованием пластика с заранее отпечатанным картографич. изображением. Они легки и наглядны, однако неизбежное преувеличение вертикального масштаба относительно горизонтального (чтобы рельеф был зрительно ощутим). вызывает соответствующее утрирование крутизны склонов и, следовательно, искажение форм земной поверхности. Изданы рельефные карты Урала, Кавказа, Крыма, пояса гор Юж. Сибири и др.
В уч. целях могут использоваться также анаглифич. карты, на к-рых горизонтали и др. знаки печатаются 2 дополнит, цветами - красным и сине-зеленым с небольшим сдвигом; при рассмотрении такой карты через красный и зеленый светофильтры возникает объемная модель местности.
Определенной наглядностью обладают ф о т о к а р т ы, на к-рых аэро- или космич. фотоизображения земной поверхности дополнены топографич. знаками.
Глобус - модель земного шара с картографич. изображением, сохраняет постоянство масштаба, соотношение площадей и геом. подобие контуров. Различают глобусы демонстрационные (физ. и полит.). в масштабе 1:30 000 000, а также средние и малые в масштабах 1:50 000 000 и 1:83 000 000 для самостоят. работы. Глобус применяется для объяснения таких понятий, как форма и размеры Земли и ее частей, градусная сетка и координаты, условия освещенности и нагревания Земли, сущность и геометрич. свойства картографич. проекций. Имеются также: индукционные глобусы с черной поверхностью, на к-рой светлыми линиями показана градусная сеть; пластмассовые глобусы с подсветкой; глобусы с устройством для измерения расстояний; разборные глобусы и др.
Среди тематич. карт обществ, явлений большую группу составляют карты, отображающие ист. процессы и события вих взаимосвязи, отд. стороны обществ, жизни и развитие общества в целом, а также размещение народов и культур, развитие производит, сил, войны и др. Ист. уч. карты подразделяют на общие (обзорные), отражающие широкий круг событий определенного ист. периода в обобщенном виде, и частные, дающие более детальное представление о нек-рых событиях, показанных на обзорной карте. В преподавании истории используются стенные, настольные (в учебниках и атласах). и контурные карты. Для показа ист. событий на них применяют общекартографич. способы изображения. Сочетание образных и условных изображений - картин и карт - способствует углубленному восприятию школьниками событий прошлого. Карты для мл. классов при упрощенном содержании и наглядных условных знаках сопровождаются перспективными рисунками. На занятиях в ср. и ст. классах применяются карты со структурными значками (напр., структуру пром-сти в городе обозначают кружком, разделенным на сектора), картограммы, картодиаграммы. В ст. классах у учащихся развиваются умения анализировать ист. карты, составлять на их основе характеристики социально-экон. и ист. процессов путем сопоставления карт разных периодов и карт одного периода разной тематики.
Лит.: Баранский H. H., Очерки по шк. методике экон. географии, М., 1946, с. 120—30; Преображенский А. И., Экон. карты в преподавании географии, М., 1980; Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчешниковой, М., 1983; Берлянт А. М., Карта - второй язык географии, М., 1985; Полторак Д. И., Аппарович Н. И., Думин С. В., Методика использования средств обучения в преподавании истории, М., 1987; Использование средств обучения в преподавании географии, под ред. Ю. Г. Барышевой, М., 1989; Картография с основами топографии, под ред. Г. Ю. Грюнберга, М., 1991. Я. А. Лапкина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
285.30 кб

Электронное учебное пособие как средство развития картографической компетенции будущих учителей геог

Зебарева Мария Александровна, Махрова Марина Леонидовна
В работе раскрываются виды электронных учебных ресурсов, а также методические аспекты создания электронного учебного пособия для студентов направления подготовки 05100.