УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУчебное мероприятие

УЧЕБНОЕ КИНО

Найдено 2 определения термина УЧЕБНОЕ КИНО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЕБНОЕ КИНО

фильмы, созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе. Первый учебный фильм был снят во Франции (1898). В России сведения о возникновении У.к. относятся к 1896, когда Русское техническое общество в С.-Петербурге организовало лекции о кинематографе как средстве наглядного обучения. В 20-е гг. на фабриках Госкино, студиях "Межрабпом-Русь", Пролеткино и др. выпускались т.н. культурфильмы, созданные на документальных материалах. В 30-е гг. начали снимать первые учебные фильмы. С 1933 создавались учебные фильмы по большинству школьных предметов; издавался сборник "Учебное кино" (1933-36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского и др. В последующие десятилетия производство учебных фильмов было ориентировано на все уровни образования (школа, профессиональные средние и высшие учебные заведения, специальные курсы). Учебные фильмы весьма различны по охвату учебного материала и способам художественного решения. В зависимости от педагогической задачи учебные фильмы классифицируются на обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые. Выделяются фильмы, созданные в форме лекции, очерка, художественной постановки (например, в помощь изучающим иностранные языки) и др. См. также Технические средства обучения

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УЧЕБНОЕ КИНО

фильмы, специально созданные в качестве средств обучения, а также науч.-популярные, технико-пропагандистские, хронико-документальные фильмы, используемые в уч.-воспитат. процессе.

Уникальны возможности кинематографа: наглядно воспроизвести природное явление, перенести зрителя в любую точку земного шара, проникнуть в глубины микромира или, напротив, дать крупномасштабное панорамное изображение земных и космич. пространств, предложить замедленное изображение моментального процесса или ускоренное - длительного; посредством иллюстративных схем, образов и мультипликации придать наглядность абстракциям и сделать зримыми недоступные оптич. запечатлению скрытые процессы и структуры; воспроизвести подлинные док-ты, произведения иск-ва, памятники культуры, зафиксировать реально происходящие жизненные события или воссоздать средствами игрового кино возможные, исключительные и даже фантастич. ситуации и т. п. Все это позволяет решать средствами кино широкий круг пед.-образоват. задач. Совр. кинематограф располагает большим разнообразием жанрово-тематич. форм и видов У. к.; их постепенное становление происходило в процессе развития этой области кино, история к-рой началась сразу же после изобретения кинематографа (1895). Первыми фильмами, положившими начало У. к., стали видовые и познават. картины. Первый собственно уч. фильм был снят во Франции в 1898. Самые ранние сведения о появлении У. к. в России относятся к 1896, когда Рус. техн. об-во в Петербурге организовало лекции о кинематографе как средстве наглядного обучения и включило в них показ видовых фильмов. Уже в те годы успех науч.-познават. лент («О воздухо-плаванье», «Жизнь в капле воды»). позволил ввести их в обиход науч. лекционной пропаганды, но коммерч. условия кино-произ-ва и кинопроката ограничивали использование У. к. демонстрацией гл. обр. геогр. видовых лент заруб. происхождения («Живописный Рим», «Ниагарский водопад» и др.). Первые отеч. уч.-просвет. фильмы были сняты фирмой Дранкова в 1907 («Севастополь - военный порт», «Произ-во керосина в Баку», «Устье Волги»). В 1909—13 в Москве, Одессе открылись спец. кинотеатры для демонстрации уч.-просвет, и науч.-популярных картин. Идею развития У. к. поддерживали земства и пед. об-ва.

После 1917 У. к. включилось в широкую гос. сеть просвещения и полит. воспитания. В 20-х гг., откликаясь на задачи ликвидации неграмотности, общего и полит. просвещения масс, на ф-ках Госкино, студиях «Межрабком-Русь», Про-леткино и др. был налажен выпуск т. н. культурфильмов, в основном лент киноочеркового характера, построенных на док. материалах в жанре полит. или науч. публицистики. В эти годы не существовало еще развитой дифференциров. системы фильмов в рамках У. к. Для всех науч. фильмов было характерно единство общепросветит. и образоват. задач, без учета проф., возрастных и др. особенностей зрителей.

В нач. 30-х гг. У. к. переключилось на произ-во фильмов, отвечающих задаче спец. образования квалифициров. кадров. Тогда же начали снимать и первые уч. фильмы, согласованные с программой школ. В 30-х гг. стала оформляться и методика использования У. к. в уч. процессе, проходили дискуссии, каким должен быть уч. фильм. В 1933 началось плановое произ-во уч. фильмов по большинству шк. предметов, регулярно издавался сб. «Уч. кино» (1933—36), где публиковались статьи А. М. Гельмонта, М. М. Полонского, Б. X. Толля, Н. И. Жинкина о методике применения У. к., об особенностях киновосприятия и т. д. Производство науч.-популярных лент возобновилось в 1936. С 1945 снимались фильмы, связанные с задачами восстановления пром-сти и с. х-ва, одновременно возобновилось (1946). произ-во уч. фильмов для школ. В 50-х гг. в целом уже сложилась совр. система жанров У. к. В 60-х - нач. 90-х гг. фонд У. к. многократно вырос. Ежегодное произ-во уч. фильмов обеспечивало по осн. темам охват большинства уч. дисциплин на всех уровнях образования (общеобразоват. школа, проф. школа, техникумы, вузы, разнообразные спец. курсы и программы). Появились видеофильмы.

Науч.-популярные и хроникально-док. фильмы и киножурналы можно использовать в уч. и внеклассной работе для расширения кругозора учащихся, информации их о последних достижениях науки и техники. В этих целях издаются анноти-ров. каталоги и тематич. сб-ки науч.-популярных и хроникально-док. фильмов, в частности спец. каталог «Кино - детям», где даются рекомендованные списки фильмов применительно к программам по предметам для разных классов. Осн. часть фондов У. к. составляют собственно уч. фильмы, специально создаваемые в качестве средств обучения; большая программа их ежегодно снимается на спец. студиях науч. фильмов и в специализиров. кинолабораториях России.

Совр. уч. фильмы классифицируются по разным признакам, напр.: в зависимости от уч. дисциплины и темы (пред-метно-тематич. классификация), от возраста и уровня подготовки учащихся (классификация по годам обучения, семестрам и курсам); от характера и объема содержащейся в фильме науч. информации по отношению к изучаемой теме (фильм-фрагмент, служащий иллюстрацией к осн. информации по теме, сообщаемой педагогом; напр., цикл «По Пушкинским местам»). В пределах одной дисциплины уч. фильмы могут классифицироваться в зависимости от полноты охвата ее проблематики: фильмы, экранизирующие отд. локальные темы; циклы фильмов, посвященные тематич. группе вопросов данной дисциплины; кинокурсы, полностью охватывающие материал по предмету за семестр, уч. год. В зависимости от пед. задачи уч. фильмы подразделяются на обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые.

Большинство уч. фильмов принадлежит к категории обучающих (почти все фильмы по уч. предметам). Инструктивные фильмы определяют нормы производств, поведения, поясняют правила обращения с техникой. Тренировочные предназначены для упражнения на спец. стендах. В этих фильмах учащимся предлагается ситуация, с к-рой они могут столкнуться на практике и на к-рую должны уметь правильно и быстро реагировать с помощью средств, предусмотренных конструкцией уч. стенда. Тестовый фильм - модель жизненных обстоятельств, требующая от учащихся понимания, анализа и оценки.

Назначение фильма обусловливает выбор средств выразительности и способов художественного решения. В основу фильмов лекционного жанра закладываются науч. анализ действительности и система логико-понятийных доказательств тех или иных теоретич. положений. Очерковые фильмы дают кинематографич. характеристику разных стран, ист. памятников и т. п., сочетают логико-понятийный способ развития темы с образно-худож. средствами ее раскрытия. В фильмах сюжетных, драматургически организованных, худож. система отражения действительности, сюжетно-фабульное построение материала играют еще более важную роль. В этом жанре снимаются мн. тестовые фильмы-задачи и большинство фильмов, предназначенных для изучения иностр. языков. Текст в таких уч. лентах адаптирован, он соответствует конкретному уровню обучения, на к-рый ориентирован фильм. Но фильмы этого жанра, будучи, как и всякий уч. фильм, прежде всего действенной формой передачи знаний, не могут устраняться вместе с тем и от решения нравств.-воспитат. задач. Их образная система - сюжетная ситуация, образы персонажей и драм, конфликт - обращена не только к интеллекту зрителя, но и к его духовному миру и поэтому должна сохранять всю убедительность и полноту жизненной основы. Методику применения уч. фильмов в процессе обучения см. в ст. Технические средства обучения. Б. А. Альтшулер.

Учебное кино за рубежом. Уже в самом начале развития кинематографа У. к. было признано необходимым пособием в процессе обучения в большинстве стран мира. В 1907 науч.-познават. фильмы применялись в ряде департаментов Франции, с 1908 произ-во уч. фильмов началось в Германии и США, затем в Японии (1911), Швеции (1917), Норвегии (1919). и др. В 20- 30-х гг. проводились эксперим. исследования, организовывались спец. центры У. к.: Центр, бюро пед. картин (Великобритания), «Люче» (Италия). и др. В Норвегии, Франции, Венгрии проводились исследования закономерностей восприятия и культуры фильмов У. к. В Йель-ском ун-те (США). путем массового эксперимента, давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. В кон. 40-х гг. почти во всех развитых странах началось массовое произ-во уч. фильмов, особенно по курсам ср. и высш. школы.

В развитых странах достигнуты значит. успехи в области У. к., для произ-ва к-рого созданы кино- и видеостудии. Наиб. успешно У. к. применяется в школах США (во всех классах на занятиях по всем предметам). и Канаде; содержание уч. фильмов включается в шк. учебники. В США, Великобритании, Франции, Канаде и др. странах У. к. широко используется при обучении иностр. языкам. В Великобритании, Швеции, Японии и нек-рых др. странах создаются воспитат. фильмы: игровые, о путешествиях, спорте, поэзии, музыке. Для США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии, Канады характерно высокое техн. качество У. к., в к-ром широко используются ускоренная и замедленная макро- и микросъемки, а также мультипликация. Однако многие уч. фильмы, созданные в этих странах, носят рекламный, а иногда и тенденциозный характер. Между нар. ассоциация науч. кино (МАНК). периодически проводит конгрессы, посвященные актуальным вопросам У. к.

Лит.: Уч. фильм. Сб. ст., [М.], 1961; Архангельский С. И., Элементы теории, техника и методика применения уч. кино в ср. и высш. школе, Л., 1963; Техн. средства обучения в ср. школе. Сб. ст., М., 1972; Шахмаев Н. М., Дидактич. проблемы применения техн. средств обучения в ср. школе, М., 1973; Альтшулер Б. А., Творч. вопросы уч. кино, М., 1976, Прессман Л. П., Основы методики использования зкран-но-звуковых средств в школе, М., 1979; Бурлак И. Н, Кубеев Б. В., Уч. кино в высш. школе, М., 1980.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме УЧЕБНОЕ КИНО — 0

Найдено научныех статей по теме УЧЕБНОЕ КИНО — 0

Найдено книг по теме УЧЕБНОЕ КИНО — 0

Найдено презентаций по теме УЧЕБНОЕ КИНО — 0

Найдено рефератов по теме УЧЕБНОЕ КИНО — 0