Учебная телевизионная передачаУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНИК

Найдено 8 определений термина УЧЕБНИК

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЕБНИК

книга, специально созданная для обучения какому – нибудь  предмету.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Учебник

книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Учебник

учебное издание, содержащее изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библиотечные термины

УЧЕБНИК

непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики [63, c. 167].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

УЧЕБНИК

книга, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики. Для каждого типа образовательных учреждений имеются свои учебники, соответствующие характеру этого учреждения, возрастным и иным особенностям учащихся. К учебнику предъявляются жесткие требования: он должен быть краток, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет научность, увлекательность изложения, способность возбуждать интерес и заставлять думать. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

УЧЕБНИК

составная часть содержания обучения. Книга для ученика, важнейший инструмент его учения. Помогает учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выданного для самостоятельного изучения) учебного материала, стимулирует желание учащегося к самостоятельному приобретению знаний в данной области. Концепция самоопределения, стимулирующая процессы самодвижения, саморазвития личности предъявляет новые требования к учебнику. Учебник строится как сопровождение ученика в его исследовательской деятельности (по изучению себя, окружающего мира и своего с ним возможного взаимодействия), информация в учебнике представляется как средство для выполнения исследований. Для стимулирования активной деятельности учащихся используются разнообразные эвристические предписания: прочти вопросы… посмотри на рисунки…выучи понятия… найди ответы на вопросы… подумай об этом… выполни эти виды деятельности совместно с товарищами, обсуди результаты… выполни задания самостоятельно. Можешь проверить свои знания задания, тесты, диагностические листы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

УЧЕБНИК

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе. Как средство обучения У. обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания. Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения. Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету. В ходе реформ в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту (см.Стандарты образовательные). — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УЧЕБНИК

, книга, в к-рой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне совр. достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры. Для каждой ступени образования и вида уч. заведений, а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве уч. книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.). служили У. геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и де.)» комментированные труды философов и др. Роль и значение У. как массового средства обучения, реализующего осн. принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). стал образцом для создателей У. в течение мн. последующих лет.

Первым рус. печатным У. была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Среди букварно-грамматич. У. наиб. значит. ельны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотриц-кого (1619, служила У. более 100 лет, до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным). В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введенного Петром I, был У. - «Геометриа славен-ски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» - первый У. отеч. истории, написанный Ломоносовым.

В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. уч-щ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам и др.

В ср. уч. заведениях классического образования сохранялась ориентация на пособия, использовавшиеся во времена античности и эпохи Возрождения. В то же время получили распространение книги, специально созданные для обучения: «Латинский язык» Коменского, «Российская грамматика» Ломоносова, ставшие эталонами У. Благодаря этим книгам утверждался дидактич. принцип отбора и группировки уч. материала для У., не копирующих систему понятий соотв. отрасли теоретич. знания, а служащих достижению определенных обра-зоват. воспитат. целей. Реконструкция традиц. пособий вызвала создание новых книг для чтения по предметам, хрестоматий, сб-ков произведений и док-тов, уч. словарей и атласов. Создавались разл. типы руководств и справочников для домашнего образования.

Развитие нар. школ во 2-й пол. 19 в. вызвало появление множества разл. пособий и У. (букварей, родного языка, арифметики). и сборников задач и упражнений для нач. образования. Для проф. школ создавались инструктивно-метод. руководства, уч. материалы для тренировочных и самостоят. работ, уч. справочники.

В сер. 19 в. подъем обществ.-пед. движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению У. Образцом такого подхода стало «Родное слово» (книга для чтения). К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Ушинский четко определил место У. в процессе обучения, утверждал, что «при хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим». Он рассматривал содержание У. как преддверие «серьезной науки», требовал «приучать дитя к серьезному научному языку», ибо учение есть труд и должно остаться трудом. У. должен быть наполнен вопросами, побуждающими учащегося «беседовать с книгой». Вслед за «Родным словом» вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозо-вым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по всеобщей истории П. Г. Виноградова и Р. Ю. Виппера, по истории России С. Ф. Платоно-ва, М. Н. Ковалевского, Д. И. Иловайского, по алгебре и геометрии А. П. Киселева и О. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них подвергались справедливой критике, другие в переработанном виде использовались после 1917; а учебник по геометрии Киселева издан в 80-е гг. 20 в.).

В период становления сов. системы образования после 1917 в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых уч. программ. До-революц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит, результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости школьных У. вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги,- «рассыпные» У., журналы-У. и даже газеты-У. Позднее такая практика была осуждена в пост. ЦК ВКП(б). «Об учебниках для нач. и ср. школы» (12 февр. 1933). Наркомпрос РСФСР. и ОГИЗ впоследствии перешли к изданию единых стабильных шк. У. по осн. предметам единого шк. уч. плана. Школьные У., изданные в центр, изд-ве в Москве, переводились на языки народов СССР. и определяли наряду с едиными общесоюзными программами жесткий стандарт содержания образования, фактически игнорирующий личность ученика и учителя.

Создание стабильных У. (общесоюзный компонент). было сосредоточено в Учпедгизе - с 1964 «Просвещение» (в 1935 - 89,2 млн. экз. в 1968 - 211,9 млн., в 1994 - 94,3 млн.), на него же была возложена ответственность за обеспечение уч. лит-рой русскоязычного населения, проживающего за пределами России (в 1990 - 79,6 млн., в т. ч. У. - 51,7 млн.; в 1994 - 20 млн., в т. ч. У. - 18 млн.). Уч.-пед. изд-ва союзных республик («Радянська школа», «Народна просвета», «Мектеп», «Ганатлеба» и др.). переводили на родной язык общесоюзные стабильные У. и создавали респ. комплект У. (нач. школа, родной язык, родная лит-ра, иностр. язык на базе родного языка, факультативные курсы), а также уч. лит-ру. Всего по стране изданием У. для школы занималось 22 гос. изд-ва.

Жесткая регламентация шк. программ, суровая идеологич. цензура не помешали привлечению к созданию школьных У. видных представителей науки, появлению оригинальных метод, разработок.

Вошли в историю сов. школы У.: по математике - Киселева и Рыбкина, А. Н. Колмогорова и Л. С. Атанасяна; по географии - H. H. Баранского, И. А. Витвера, В. П. Максаковского; по физике - А. В. Перышкина, И. К. Кикоина, М. М. Шахмаева; по химии - Ю. В. Ходакова, Л. А. Цветкова; по биологии - Б. В. Всесвятского, Ю. И. Полянского, Б. Е. Быховского, В. А. Корчагиной; по истории - А. В. Шеста-кова, Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибало-вой, Г. М. Донского; по рус. словесности - С. Г. Бархударова; по иностр. языкам - И. Л. Бим. В создании У. для рос. нач. школы значит. вклад внесли Н. С. Рождественский, Л. В. Занков, М. Л. Закожурникова, М. И. Моро, А. М. Пышкало, В. Г. Горецкий, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов.

В 70-е гг. Мин-во просвещения РСФСР. утвердило первые параллельно (наряду со всесоюзными стабильными). действующие У. по геометрии Л. С. Атанасяна и по алгебре Ю. М. Калягина. В 1997 федеральный компонент включал уже 721 такой У.

В 60—70-е гг. проблема У. привлекла внимание видных ученых-педагогов, начали формироваться теоретич. основы создания уч. лит-ры (Е. И. Перовский, Н. А. Менчинская, С. Г. Шаповаленко, А. И. Маркушевич, А. И. Янцов). В изд-ве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретич. сб. «Проблемы шк. учебника» (в. 1—20, 1974—93). Разработки теории уч. книги (П. Г. Буга, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсон, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Н. Ляхов, Я. А. Микк, М. Н. Скаткин, H. M. Шахмаев и др.). позволили определить двуединую сущность У. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным). источником знаний, в нем формулируются и раскрываются в доступной форме (с учетом возрастных или иных критериев). осн. науч. понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С др. стороны, У. - важнейшее средство обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познават., самостоят. творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. У. призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в жизни.

Как средство обучения У. обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), к-рая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.

Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, иск-в, книговедения и призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для зафик-сиров. социальным заказом объема содержания образования, подлежащего усвоению в соответствии с программой.

Диалектич. единство содержания и формы У., как и место теории У., наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры У., через к-рую реализуются его пед. функции. Рассматривая структуру У. с позиции содержания образования в качестве модели обучения, И. Я. Лернер приходит к выводу о наличии в У. «внутренней структуры», т.е. связи элементов, выражающих процесс обучения.

Рассматривая У. как комплексную информационную модель уч.-воспитат. процесса, Беспалько под понятие У. подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный У.). Как модель процесса обучения У. отображает цели и содержание обучения, дидактич. принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определенные организац. формы обучения). По его мнению, разработанные им коэффициенты научности и осознанности позволяют провести экспертизу У. до его публикации. Однако все авторы теоретич. исследований У. сходятся на том, что оконча тельное суждение о качестве У. позволяет сделать только его эксперим. проверка в процессе обучения.

Разработка в 70—80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее ср. образование, единый У. не может обеспечить учащимся совр. образование. Была выдвинута задача создания уч.-метод, комплекса (УМК). как открытой системы уч. пособий, обеспечивающей личностно-ориен-тированный уровень обучения в условиях массовой обязательной школы. Реализация этой идеи.требовала издания широкой номенклатуры дополнительной уч. литературы. В соответствии с курсом на переход к бесплатному пользованию учебниками (с 1977). эти книги выдавались учащимся из школьных библиотек с началом каждого учебного года и сдавались обратно по его окончанию. Срок использования У. - 2—3 года.

К 1981 ежегодный объем выпуска стабильных У. в изд-ве «Просвещение» сократился в связи с фондированием на 60 млн. экз., соответственно на такое же кол-во увеличилось издание лит-ры, предназначенной для личностно-ориен-тированного обучения школьников. УМК были созданы по каждому классу и предмету.

В ходе реформ с нач. 90-х гг. издание уч. лит-ры стало одним из факторов сохранения единого образоват. пространства Росеий»На общегос. органы управления общим образованием возложена обязанность формировать рекомендуемый комплект уч. лит-ры по предметам, относящимся к федеральному компоненту шк. программы. В сотрудничестве с органами образования работают мн. орг-ции разл. форм собственности, издающие У. и др. уч. лит-ру. В сер. 90-х гг. было зарегистрировано св. 160 таких орг-ций. Изд-ва обязаны соблюдать санитарные и полиграфич. требования к оформлению У.

Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному уч. плану или вариативным региональным уч. планам, а также гос. образоват. стандарту.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме УЧЕБНИК — 0

Найдено научныех статей по теме УЧЕБНИК — 0

Найдено книг по теме УЧЕБНИК — 0

Найдено презентаций по теме УЧЕБНИК — 0

Найдено рефератов по теме УЧЕБНИК — 0