УЧЕБНИК
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Педагогический словарь
Источник: Библиотечные термины
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Глоссарий современного образования.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
О гимназии в Саратове в середине 1890-х гг.: «16 августа (по старому стилю) был объявлен молебен…. На следующий день начались занятия; каждый преподаватель сказал, какой учебник необходимо приобрести по его предмету» (Золотарев, [до 1975] 1995, 60).
О 1945–1948 гг.: «…В те, послевоенные годы… учебники – один на несколько человек – распределялись школой. Приходилось тратить много времени на ходьбу друг к другу за учебником. Иногда мы собирались у кого-н. дома и вместе делали уроки…» (Лапидус, 2004).
О Шадринске в 1958 г.: «Ученикам в школах Шадринска выдают талоны на покупку учебников в магазине “Книготорга” и его отделениях. Чтобы приобрести учебник, дети протягивают продавцу деньги и талон. Кроме этого, школы приобретают подержанные учебники». (Началась продажа школьных учебников // Шадринский рабочий. 1958, 6 июня ).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Учебники создаются для каждого типа учебных заведений в соответствии с учеб. программами по разным учебным предметам (дисциплинам). Единые учеб. планы, учеб. программы и выпускаемые на их основе учебники обеспечивают преемственность всех типов учебных заведений и дают учащимся равные возможности для получения среднего и высшего образования. Для школ выпускаются единые стабильные шк. учебники. Мин-во просвещения и Академия пед. наук СССР разрабатывают научно обоснованные требования к содержанию и объёму учебников и организуют подготовку рукописей. Как правило, шк. учебники создаются для каждого класса (года обучения). Некоторые учебники рассчитаны на двухгодичный курс обучения, например, учебник зоологии для 6-х и 7-х классов. Кроме того, издаются хрестоматии по лит-ре, истории, сборники задач и упражнений и другие учебные пособия. Учебники и учебные пособия для школ массовыми тиражами выпускают издательство “Просвещение”» (Денисова, 1978, 208–209). «В ноябре 1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразоват. школ”…» (НО, 1985, 32).
О 1970-х гг.: «Учебники для следующего класса выдавали в конце учебного года. Причем было такое правило: хорошим ученикам выдавали новые, только что купленные учебники, а троечникам – уже подержанные, по которым кто-то учился» (Томилова, 2006). Об учебнике английского языка 1970-х – 1980-х гг.: «Это из красного советского учебника “по инглишу”. Все помнят. Все, кто в пятом классе средней школы попадал не на немецкий, а на английский… Так вот, каждому второму… доставался такой потрепанный, красный, с мягкими махровыми углами учебник… В учебнике главным героем была некая Лена Стогова. Стерильная. Полированная в своей правильности. Мама-папа-друзьяшкола-хобби. И не было в её биографии и судьбе никаких изломов, перегибов» (Чернышева, 2007–3, 8).
О 2000-х гг.: «“Почему в одних школах учебники даются бесплатно, а в других их приходится покупать родителям? О. Суркова, Омск”. “Выдадут детям учебники или придётся их покупать – зависит от финансового благополучия вашего региона, – рассказал… 1-й зам. председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – Согласно закону обеспечение школ учебными материалами находится в введении субъектов РФ…» (Аргументы и факты. 2007, № 39. – С. 26). Обёртывать учебники см.: Обёртывать. Уничтожение изображений политических деятелей в учебниках.
О вт. пол. 1940-х гг. в Петропавловске (Казахская ССР): «Учебники довоенного издания. В некоторых заклеенные портреты. Это “враги народа”. Пытались оторвать бумагу и посмотреть на лица “предателей”, но клей был надежным, а наказание неотвратимым…» (Мироненко, 2004, 4).
О Ленинграде в 1956 г.: «“В школах сейчас принято из всех учебников вырывать портреты т. Сталина, их уничтожают вернее, сжигают. Это явление не единичное, а массовое (по Ленинграду)…”» (ПР, 2006, 4). См. также: Враг народа.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве уч. книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.). служили У. геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и де.)» комментированные труды философов и др. Роль и значение У. как массового средства обучения, реализующего осн. принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). стал образцом для создателей У. в течение мн. последующих лет.
Первым рус. печатным У. была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Среди букварно-грамматич. У. наиб. значит. ельны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотриц-кого (1619, служила У. более 100 лет, до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным). В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введенного Петром I, был У. - «Геометриа славен-ски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» - первый У. отеч. истории, написанный Ломоносовым.
В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. уч-щ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам и др.
В ср. уч. заведениях классического образования сохранялась ориентация на пособия, использовавшиеся во времена античности и эпохи Возрождения. В то же время получили распространение книги, специально созданные для обучения: «Латинский язык» Коменского, «Российская грамматика» Ломоносова, ставшие эталонами У. Благодаря этим книгам утверждался дидактич. принцип отбора и группировки уч. материала для У., не копирующих систему понятий соотв. отрасли теоретич. знания, а служащих достижению определенных обра-зоват. воспитат. целей. Реконструкция традиц. пособий вызвала создание новых книг для чтения по предметам, хрестоматий, сб-ков произведений и док-тов, уч. словарей и атласов. Создавались разл. типы руководств и справочников для домашнего образования.
Развитие нар. школ во 2-й пол. 19 в. вызвало появление множества разл. пособий и У. (букварей, родного языка, арифметики). и сборников задач и упражнений для нач. образования. Для проф. школ создавались инструктивно-метод. руководства, уч. материалы для тренировочных и самостоят. работ, уч. справочники.
В сер. 19 в. подъем обществ.-пед. движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению У. Образцом такого подхода стало «Родное слово» (книга для чтения). К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Ушинский четко определил место У. в процессе обучения, утверждал, что «при хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим». Он рассматривал содержание У. как преддверие «серьезной науки», требовал «приучать дитя к серьезному научному языку», ибо учение есть труд и должно остаться трудом. У. должен быть наполнен вопросами, побуждающими учащегося «беседовать с книгой». Вслед за «Родным словом» вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозо-вым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по всеобщей истории П. Г. Виноградова и Р. Ю. Виппера, по истории России С. Ф. Платоно-ва, М. Н. Ковалевского, Д. И. Иловайского, по алгебре и геометрии А. П. Киселева и О. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них подвергались справедливой критике, другие в переработанном виде использовались после 1917; а учебник по геометрии Киселева издан в 80-е гг. 20 в.).
В период становления сов. системы образования после 1917 в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых уч. программ. До-революц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит, результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости школьных У. вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги,- «рассыпные» У., журналы-У. и даже газеты-У. Позднее такая практика была осуждена в пост. ЦК ВКП(б). «Об учебниках для нач. и ср. школы» (12 февр. 1933). Наркомпрос РСФСР. и ОГИЗ впоследствии перешли к изданию единых стабильных шк. У. по осн. предметам единого шк. уч. плана. Школьные У., изданные в центр, изд-ве в Москве, переводились на языки народов СССР. и определяли наряду с едиными общесоюзными программами жесткий стандарт содержания образования, фактически игнорирующий личность ученика и учителя.
Создание стабильных У. (общесоюзный компонент). было сосредоточено в Учпедгизе - с 1964 «Просвещение» (в 1935 - 89,2 млн. экз. в 1968 - 211,9 млн., в 1994 - 94,3 млн.), на него же была возложена ответственность за обеспечение уч. лит-рой русскоязычного населения, проживающего за пределами России (в 1990 - 79,6 млн., в т. ч. У. - 51,7 млн.; в 1994 - 20 млн., в т. ч. У. - 18 млн.). Уч.-пед. изд-ва союзных республик («Радянська школа», «Народна просвета», «Мектеп», «Ганатлеба» и др.). переводили на родной язык общесоюзные стабильные У. и создавали респ. комплект У. (нач. школа, родной язык, родная лит-ра, иностр. язык на базе родного языка, факультативные курсы), а также уч. лит-ру. Всего по стране изданием У. для школы занималось 22 гос. изд-ва.
Жесткая регламентация шк. программ, суровая идеологич. цензура не помешали привлечению к созданию школьных У. видных представителей науки, появлению оригинальных метод, разработок.
Вошли в историю сов. школы У.: по математике - Киселева и Рыбкина, А. Н. Колмогорова и Л. С. Атанасяна; по географии - H. H. Баранского, И. А. Витвера, В. П. Максаковского; по физике - А. В. Перышкина, И. К. Кикоина, М. М. Шахмаева; по химии - Ю. В. Ходакова, Л. А. Цветкова; по биологии - Б. В. Всесвятского, Ю. И. Полянского, Б. Е. Быховского, В. А. Корчагиной; по истории - А. В. Шеста-кова, Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибало-вой, Г. М. Донского; по рус. словесности - С. Г. Бархударова; по иностр. языкам - И. Л. Бим. В создании У. для рос. нач. школы значит. вклад внесли Н. С. Рождественский, Л. В. Занков, М. Л. Закожурникова, М. И. Моро, А. М. Пышкало, В. Г. Горецкий, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов.
В 70-е гг. Мин-во просвещения РСФСР. утвердило первые параллельно (наряду со всесоюзными стабильными). действующие У. по геометрии Л. С. Атанасяна и по алгебре Ю. М. Калягина. В 1997 федеральный компонент включал уже 721 такой У.
В 60—70-е гг. проблема У. привлекла внимание видных ученых-педагогов, начали формироваться теоретич. основы создания уч. лит-ры (Е. И. Перовский, Н. А. Менчинская, С. Г. Шаповаленко, А. И. Маркушевич, А. И. Янцов). В изд-ве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретич. сб. «Проблемы шк. учебника» (в. 1—20, 1974—93). Разработки теории уч. книги (П. Г. Буга, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсон, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Н. Ляхов, Я. А. Микк, М. Н. Скаткин, H. M. Шахмаев и др.). позволили определить двуединую сущность У. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным). источником знаний, в нем формулируются и раскрываются в доступной форме (с учетом возрастных или иных критериев). осн. науч. понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С др. стороны, У. - важнейшее средство обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познават., самостоят. творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. У. призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в жизни.
Как средство обучения У. обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), к-рая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.
Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, иск-в, книговедения и призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для зафик-сиров. социальным заказом объема содержания образования, подлежащего усвоению в соответствии с программой.
Диалектич. единство содержания и формы У., как и место теории У., наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры У., через к-рую реализуются его пед. функции. Рассматривая структуру У. с позиции содержания образования в качестве модели обучения, И. Я. Лернер приходит к выводу о наличии в У. «внутренней структуры», т.е. связи элементов, выражающих процесс обучения.
Рассматривая У. как комплексную информационную модель уч.-воспитат. процесса, Беспалько под понятие У. подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный У.). Как модель процесса обучения У. отображает цели и содержание обучения, дидактич. принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определенные организац. формы обучения). По его мнению, разработанные им коэффициенты научности и осознанности позволяют провести экспертизу У. до его публикации. Однако все авторы теоретич. исследований У. сходятся на том, что оконча тельное суждение о качестве У. позволяет сделать только его эксперим. проверка в процессе обучения.
Разработка в 70—80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее ср. образование, единый У. не может обеспечить учащимся совр. образование. Была выдвинута задача создания уч.-метод, комплекса (УМК). как открытой системы уч. пособий, обеспечивающей личностно-ориен-тированный уровень обучения в условиях массовой обязательной школы. Реализация этой идеи.требовала издания широкой номенклатуры дополнительной уч. литературы. В соответствии с курсом на переход к бесплатному пользованию учебниками (с 1977). эти книги выдавались учащимся из школьных библиотек с началом каждого учебного года и сдавались обратно по его окончанию. Срок использования У. - 2—3 года.
К 1981 ежегодный объем выпуска стабильных У. в изд-ве «Просвещение» сократился в связи с фондированием на 60 млн. экз., соответственно на такое же кол-во увеличилось издание лит-ры, предназначенной для личностно-ориен-тированного обучения школьников. УМК были созданы по каждому классу и предмету.
В ходе реформ с нач. 90-х гг. издание уч. лит-ры стало одним из факторов сохранения единого образоват. пространства Росеий»На общегос. органы управления общим образованием возложена обязанность формировать рекомендуемый комплект уч. лит-ры по предметам, относящимся к федеральному компоненту шк. программы. В сотрудничестве с органами образования работают мн. орг-ции разл. форм собственности, издающие У. и др. уч. лит-ру. В сер. 90-х гг. было зарегистрировано св. 160 таких орг-ций. Изд-ва обязаны соблюдать санитарные и полиграфич. требования к оформлению У.
Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному уч. плану или вариативным региональным уч. планам, а также гос. образоват. стандарту.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия