УЧЕБНИК

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЕБНИК
книга, специально созданная для обучения какому – нибудь предмету.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Учебник
это учебная книга, отражающаяся подробно содержания образования, учебную информацию, подлежащую усвоению.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Учебник
средство обучения, являющееся для учащихся источником приобретения знаний, для учителя – руководством и пособием, раскрывающим систему знаний.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

УЧЕБНИК
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной про граммой и предназначенная для целей обучения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Учебник
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Источник: Педагогический словарь

Учебник
учебное издание, содержащее изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Источник: Библиотечные термины

УЧЕБНИК
непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики [63, c. 167].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Учебник
книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по учебному курсу; комплексная информационная модель образовательного процесса).

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Учебник
учебное печатное или электронное издание, в котором в системе изложено содержание обучения той или иной дисциплине. Включает в себя текстовые (основной, дополнительный, пояснительный тексты) и внетекстовые (аппарат ориентировки, методический аппарат, иллюстративный аппарат) компоненты.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

УЧЕБНИК
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с программой и предназначенная для целей обучения. Для каждого типа учебных заведений (начальное, среднее, среднепрофессиональное, высшее) имеются свои учебники, соответствующие характеру этого учебного заведения, возрастным и иным особенностям обучаемых.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

УЧЕБНИК
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. Функции учебника: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, функция закрепления, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая (Д. Д. Зуев).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Учебник
книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с действующими стандартами и программами. Содержит методический аппарат (пояснения, схемы, таблицы, словарь, указатели), иллюстрации, дополнительные тексты, упражнения, библиографию. В последние годы возникла проблема выбора основных У. в связи с появлением большого числа У. и учебных пособий по каждому предмету и не всегда высоким их качеством.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

УЧЕБНИК
книга, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики. Для каждого типа образовательных учреждений имеются свои учебники, соответствующие характеру этого учреждения, возрастным и иным особенностям учащихся. К учебнику предъявляются жесткие требования: он должен быть краток, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет научность, увлекательность изложения, способность возбуждать интерес и заставлять думать. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНИК
основной вид учебной литературы. У. содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержден в качестве учебной литературы. Информация в У. передается не только в виде текста, но и в фотографиях, иллюстрациях, схемах. Важными функциями У. являются: управление познавательной деятельностью учащегося, формирование у него умений и навыков, способности к накоплению личного социального опыта. Информация в У. состоит из двух частей: основной учебный материал и задания, упражнения, вопросы, что обеспечивает процесс усвоения знаний. С развитием информационно-коммуникационной технологии обучения, как дополнение к традиционному У., приобретает все большее распространение электронный компьютерный У. (Видання. Основнi види: Термiни та визначення: ДСТУ 3017–95. – Введ. 23.02.95 / [Розроб.: I. В. Лупандiн та iн.]. – К.: Держстандарт України, 1995. – 48 с.; Мойсеюк Н. Є. Педагогiка: навч. посiб. – 4-те вид., допов. – К.: Б. в., 2003. – 615 с.). В. Р. Антонова

Источник: Глоссарий современного образования.

УЧЕБНИК
составная часть содержания обучения. Книга для ученика, важнейший инструмент его учения. Помогает учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выданного для самостоятельного изучения) учебного материала, стимулирует желание учащегося к самостоятельному приобретению знаний в данной области. Концепция самоопределения, стимулирующая процессы самодвижения, саморазвития личности предъявляет новые требования к учебнику. Учебник строится как сопровождение ученика в его исследовательской деятельности (по изучению себя, окружающего мира и своего с ним возможного взаимодействия), информация в учебнике представляется как средство для выполнения исследований. Для стимулирования активной деятельности учащихся используются разнообразные эвристические предписания: прочти вопросы… посмотри на рисунки…выучи понятия… найди ответы на вопросы… подумай об этом… выполни эти виды деятельности совместно с товарищами, обсуди результаты… выполни задания самостоятельно. Можешь проверить свои знания задания, тесты, диагностические листы.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

УЧЕБНИК
непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики. Соответствующие учебники создаются для каждой ступени образования: для начальных классов, общеобразовательных и вечерних школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, специальных школ, гимназий, лицеев и других типов учебных заведений. Первым печатным учебником в России была азбука-грамматика, изданная в 1574 г. И. Федоровым во Львове. В 1596 г. вышла грамматика Л. Зизания, в 1619 г.-грамматика М. Смотрицкого, служившая в качестве школьного учебника более 130 лет. В 1703 г. опубликована "Арифметика, сиречь наука числительная" Л. Магницкого, остававшаяся до начала XIX в. основным учебником арифметики и алгебры. В 1760 г. был издан первый учебник отечественной истории "Краткий российский летописец с родословием", написанный М.В. Ломоносовым. В конце XVIII-начале XIX вв. появились учебники по физике М. Головина, И. Двигубского, Н. Щеглова и др.; по химии - А. Шерера, Г. Гесса и др.; по географии-X. Чеботарева; по естествознанию-В. Зуева и др.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

УЧЕБНИК
Основное средство обучения; является руководством в работе обучающего и обучаемых; содержит образцы устной и письменной речи, языковой и страноведческий материал, отобранный и организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности, а также с учетом опыта учащихся в родном языке и предупреждения интерференции. Материал в У. подается определенными дозами, составляющими содержание отдельных уроков. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, грамматический материал, упражнения, иллюстративный материал. У. может являться центральной частью учебного комплекса. У. реализует концепцию метода обучения, являясь его моделью, он создается в соответствии с программой и содержит материал, подлежащий усвоению. Существуют различные классификации учебников по иностранным языкам. Одна из классификаций предусматривает классификацию учебников в зависимости от метода обучения, концепцию которого учебник реализует. В таком случае речь идет об учебниках переводно-грамматических, сознательно-практических, аудиовизуальных, аудиолингвальных, коммуникативных, программированных, интенсивных, компьютерных курсах и др. Считается важным, чтобы материал учебника был доступен учащимся и достаточным для овладения языком на планируемом программой уровне. Среди функций учебника важнейшими считаются следующие: информирующая (учебник дает представление о системе языка и стране изучаемого языка); обучающая (материалы учебника ориентированы на овладение средствами языка и деятельностью на изучаемом языке); мотивирующая (содержание учебника и его структура способны заинтересовать в языке и сделать занятия интересными); контролирующая. См. также теория учебника.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УЧЕБНИК
книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе. Как средство обучения У. обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания. Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения. Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету. В ходе реформ в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту (см.Стандарты образовательные). — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧЕБНИК
(гимназический, школьный) – книга, в которой систематически излагаются основы научных знаний по определённому изучаемому в школе предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
О гимназии в Саратове в середине 1890-х гг.: «16 августа (по старому стилю) был объявлен молебен…. На следующий день начались занятия; каждый преподаватель сказал, какой учебник необходимо приобрести по его предмету» (Золотарев, [до 1975] 1995, 60).
О 1945–1948 гг.: «…В те, послевоенные годы… учебники – один на несколько человек – распределялись школой. Приходилось тратить много времени на ходьбу друг к другу за учебником. Иногда мы собирались у кого-н. дома и вместе делали уроки…» (Лапидус, 2004).
О Шадринске в 1958 г.: «Ученикам в школах Шадринска выдают талоны на покупку учебников в магазине “Книготорга” и его отделениях. Чтобы приобрести учебник, дети протягивают продавцу деньги и талон. Кроме этого, школы приобретают подержанные учебники». (Началась продажа школьных учебников // Шадринский рабочий. 1958, 6 июня ).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Учебники создаются для каждого типа учебных заведений в соответствии с учеб. программами по разным учебным предметам (дисциплинам). Единые учеб. планы, учеб. программы и выпускаемые на их основе учебники обеспечивают преемственность всех типов учебных заведений и дают учащимся равные возможности для получения среднего и высшего образования. Для школ выпускаются единые стабильные шк. учебники. Мин-во просвещения и Академия пед. наук СССР разрабатывают научно обоснованные требования к содержанию и объёму учебников и организуют подготовку рукописей. Как правило, шк. учебники создаются для каждого класса (года обучения). Некоторые учебники рассчитаны на двухгодичный курс обучения, например, учебник зоологии для 6-х и 7-х классов. Кроме того, издаются хрестоматии по лит-ре, истории, сборники задач и упражнений и другие учебные пособия. Учебники и учебные пособия для школ массовыми тиражами выпускают издательство “Просвещение”» (Денисова, 1978, 208–209). «В ноябре 1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразоват. школ”…» (НО, 1985, 32).
О 1970-х гг.: «Учебники для следующего класса выдавали в конце учебного года. Причем было такое правило: хорошим ученикам выдавали новые, только что купленные учебники, а троечникам – уже подержанные, по которым кто-то учился» (Томилова, 2006). Об учебнике английского языка 1970-х – 1980-х гг.: «Это из красного советского учебника “по инглишу”. Все помнят. Все, кто в пятом классе средней школы попадал не на немецкий, а на английский… Так вот, каждому второму… доставался такой потрепанный, красный, с мягкими махровыми углами учебник… В учебнике главным героем была некая Лена Стогова. Стерильная. Полированная в своей правильности. Мама-папа-друзьяшкола-хобби. И не было в её биографии и судьбе никаких изломов, перегибов» (Чернышева, 2007–3, 8).
О 2000-х гг.: «“Почему в одних школах учебники даются бесплатно, а в других их приходится покупать родителям? О. Суркова, Омск”. “Выдадут детям учебники или придётся их покупать – зависит от финансового благополучия вашего региона, – рассказал… 1-й зам. председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – Согласно закону обеспечение школ учебными материалами находится в введении субъектов РФ…» (Аргументы и факты. 2007, № 39. – С. 26). Обёртывать учебники см.: Обёртывать. Уничтожение изображений политических деятелей в учебниках.
О вт. пол. 1940-х гг. в Петропавловске (Казахская ССР): «Учебники довоенного издания. В некоторых заклеенные портреты. Это “враги народа”. Пытались оторвать бумагу и посмотреть на лица “предателей”, но клей был надежным, а наказание неотвратимым…» (Мироненко, 2004, 4).
О Ленинграде в 1956 г.: «“В школах сейчас принято из всех учебников вырывать портреты т. Сталина, их уничтожают вернее, сжигают. Это явление не единичное, а массовое (по Ленинграду)…”» (ПР, 2006, 4). См. также: Враг народа.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

УЧЕБНИК
, книга, в к-рой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне совр. достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры. Для каждой ступени образования и вида уч. заведений, а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.
История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве уч. книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.). служили У. геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и де.)» комментированные труды философов и др. Роль и значение У. как массового средства обучения, реализующего осн. принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). стал образцом для создателей У. в течение мн. последующих лет.
Первым рус. печатным У. была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Среди букварно-грамматич. У. наиб. значит. ельны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотриц-кого (1619, служила У. более 100 лет, до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным). В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введенного Петром I, был У. - «Геометриа славен-ски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» - первый У. отеч. истории, написанный Ломоносовым.
В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. уч-щ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам и др.
В ср. уч. заведениях классического образования сохранялась ориентация на пособия, использовавшиеся во времена античности и эпохи Возрождения. В то же время получили распространение книги, специально созданные для обучения: «Латинский язык» Коменского, «Российская грамматика» Ломоносова, ставшие эталонами У. Благодаря этим книгам утверждался дидактич. принцип отбора и группировки уч. материала для У., не копирующих систему понятий соотв. отрасли теоретич. знания, а служащих достижению определенных обра-зоват. воспитат. целей. Реконструкция традиц. пособий вызвала создание новых книг для чтения по предметам, хрестоматий, сб-ков произведений и док-тов, уч. словарей и атласов. Создавались разл. типы руководств и справочников для домашнего образования.
Развитие нар. школ во 2-й пол. 19 в. вызвало появление множества разл. пособий и У. (букварей, родного языка, арифметики). и сборников задач и упражнений для нач. образования. Для проф. школ создавались инструктивно-метод. руководства, уч. материалы для тренировочных и самостоят. работ, уч. справочники.
В сер. 19 в. подъем обществ.-пед. движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению У. Образцом такого подхода стало «Родное слово» (книга для чтения). К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Ушинский четко определил место У. в процессе обучения, утверждал, что «при хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим». Он рассматривал содержание У. как преддверие «серьезной науки», требовал «приучать дитя к серьезному научному языку», ибо учение есть труд и должно остаться трудом. У. должен быть наполнен вопросами, побуждающими учащегося «беседовать с книгой». Вслед за «Родным словом» вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозо-вым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по всеобщей истории П. Г. Виноградова и Р. Ю. Виппера, по истории России С. Ф. Платоно-ва, М. Н. Ковалевского, Д. И. Иловайского, по алгебре и геометрии А. П. Киселева и О. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них подвергались справедливой критике, другие в переработанном виде использовались после 1917; а учебник по геометрии Киселева издан в 80-е гг. 20 в.).
В период становления сов. системы образования после 1917 в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых уч. программ. До-революц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит, результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости школьных У. вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги,- «рассыпные» У., журналы-У. и даже газеты-У. Позднее такая практика была осуждена в пост. ЦК ВКП(б). «Об учебниках для нач. и ср. школы» (12 февр. 1933). Наркомпрос РСФСР. и ОГИЗ впоследствии перешли к изданию единых стабильных шк. У. по осн. предметам единого шк. уч. плана. Школьные У., изданные в центр, изд-ве в Москве, переводились на языки народов СССР. и определяли наряду с едиными общесоюзными программами жесткий стандарт содержания образования, фактически игнорирующий личность ученика и учителя.
Создание стабильных У. (общесоюзный компонент). было сосредоточено в Учпедгизе - с 1964 «Просвещение» (в 1935 - 89,2 млн. экз. в 1968 - 211,9 млн., в 1994 - 94,3 млн.), на него же была возложена ответственность за обеспечение уч. лит-рой русскоязычного населения, проживающего за пределами России (в 1990 - 79,6 млн., в т. ч. У. - 51,7 млн.; в 1994 - 20 млн., в т. ч. У. - 18 млн.). Уч.-пед. изд-ва союзных республик («Радянська школа», «Народна просвета», «Мектеп», «Ганатлеба» и др.). переводили на родной язык общесоюзные стабильные У. и создавали респ. комплект У. (нач. школа, родной язык, родная лит-ра, иностр. язык на базе родного языка, факультативные курсы), а также уч. лит-ру. Всего по стране изданием У. для школы занималось 22 гос. изд-ва.
Жесткая регламентация шк. программ, суровая идеологич. цензура не помешали привлечению к созданию школьных У. видных представителей науки, появлению оригинальных метод, разработок.
Вошли в историю сов. школы У.: по математике - Киселева и Рыбкина, А. Н. Колмогорова и Л. С. Атанасяна; по географии - H. H. Баранского, И. А. Витвера, В. П. Максаковского; по физике - А. В. Перышкина, И. К. Кикоина, М. М. Шахмаева; по химии - Ю. В. Ходакова, Л. А. Цветкова; по биологии - Б. В. Всесвятского, Ю. И. Полянского, Б. Е. Быховского, В. А. Корчагиной; по истории - А. В. Шеста-кова, Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибало-вой, Г. М. Донского; по рус. словесности - С. Г. Бархударова; по иностр. языкам - И. Л. Бим. В создании У. для рос. нач. школы значит. вклад внесли Н. С. Рождественский, Л. В. Занков, М. Л. Закожурникова, М. И. Моро, А. М. Пышкало, В. Г. Горецкий, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов.
В 70-е гг. Мин-во просвещения РСФСР. утвердило первые параллельно (наряду со всесоюзными стабильными). действующие У. по геометрии Л. С. Атанасяна и по алгебре Ю. М. Калягина. В 1997 федеральный компонент включал уже 721 такой У.
В 60—70-е гг. проблема У. привлекла внимание видных ученых-педагогов, начали формироваться теоретич. основы создания уч. лит-ры (Е. И. Перовский, Н. А. Менчинская, С. Г. Шаповаленко, А. И. Маркушевич, А. И. Янцов). В изд-ве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретич. сб. «Проблемы шк. учебника» (в. 1—20, 1974—93). Разработки теории уч. книги (П. Г. Буга, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсон, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Н. Ляхов, Я. А. Микк, М. Н. Скаткин, H. M. Шахмаев и др.). позволили определить двуединую сущность У. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным). источником знаний, в нем формулируются и раскрываются в доступной форме (с учетом возрастных или иных критериев). осн. науч. понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С др. стороны, У. - важнейшее средство обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познават., самостоят. творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. У. призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в жизни.
Как средство обучения У. обладает определенной материальной формой (выраженной в сложной структуре), к-рая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.
Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, иск-в, книговедения и призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для зафик-сиров. социальным заказом объема содержания образования, подлежащего усвоению в соответствии с программой.
Диалектич. единство содержания и формы У., как и место теории У., наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры У., через к-рую реализуются его пед. функции. Рассматривая структуру У. с позиции содержания образования в качестве модели обучения, И. Я. Лернер приходит к выводу о наличии в У. «внутренней структуры», т.е. связи элементов, выражающих процесс обучения.
Рассматривая У. как комплексную информационную модель уч.-воспитат. процесса, Беспалько под понятие У. подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный У.). Как модель процесса обучения У. отображает цели и содержание обучения, дидактич. принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определенные организац. формы обучения). По его мнению, разработанные им коэффициенты научности и осознанности позволяют провести экспертизу У. до его публикации. Однако все авторы теоретич. исследований У. сходятся на том, что оконча тельное суждение о качестве У. позволяет сделать только его эксперим. проверка в процессе обучения.
Разработка в 70—80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее ср. образование, единый У. не может обеспечить учащимся совр. образование. Была выдвинута задача создания уч.-метод, комплекса (УМК). как открытой системы уч. пособий, обеспечивающей личностно-ориен-тированный уровень обучения в условиях массовой обязательной школы. Реализация этой идеи.требовала издания широкой номенклатуры дополнительной уч. литературы. В соответствии с курсом на переход к бесплатному пользованию учебниками (с 1977). эти книги выдавались учащимся из школьных библиотек с началом каждого учебного года и сдавались обратно по его окончанию. Срок использования У. - 2—3 года.
К 1981 ежегодный объем выпуска стабильных У. в изд-ве «Просвещение» сократился в связи с фондированием на 60 млн. экз., соответственно на такое же кол-во увеличилось издание лит-ры, предназначенной для личностно-ориен-тированного обучения школьников. УМК были созданы по каждому классу и предмету.
В ходе реформ с нач. 90-х гг. издание уч. лит-ры стало одним из факторов сохранения единого образоват. пространства Росеий»На общегос. органы управления общим образованием возложена обязанность формировать рекомендуемый комплект уч. лит-ры по предметам, относящимся к федеральному компоненту шк. программы. В сотрудничестве с органами образования работают мн. орг-ции разл. форм собственности, издающие У. и др. уч. лит-ру. В сер. 90-х гг. было зарегистрировано св. 160 таких орг-ций. Изд-ва обязаны соблюдать санитарные и полиграфич. требования к оформлению У.
Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному уч. плану или вариативным региональным уч. планам, а также гос. образоват. стандарту.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.24 кб

Учебник как стратегический ресурс общества: организационный подход к его созданию

Мазунова Л. К., Хасанова Р. Ф.
В настоящей статье учебник наиболее упорядоченный источник научных знаний, самое эффективное средство и способ передачи человеческого опыта и его освоения рассматривается как часть триады «социум-образование-учебник».
Читать PDF
315.01 кб

Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: содержательный и дидактический аспектык

Теремова Римма Михайловна
Читать PDF
265.76 кб

Русский язык и русский учебник в современном Казахстане

Виноградов Андрей Васильевич
Рассматриваются вопросы функционирования русского языка и бытования русского учебника на территории современного Казахстана. Освещены проблемы, связанные с определением статуса русского языка в республике.
Читать PDF
148.64 кб

"Литературная матрица": учебник, написанный писателями

Черняк Мария Александровна
Читать PDF
262.48 кб

Учебник в системе формирования компетентностной модели выпускника высшего профессионального образова

Васильева Наталья Олеговна
Статья поднимает проблему создания современного учебника для вузов как основного компонента информационно-методического процесса реализации компетентностного подхода в системе высшего образования.
Читать PDF
209.64 кб

Учебник политологии для экономистов

Неминущий В. П.
Читать PDF
739.99 кб

Введение в специальность: Машины и аппараты пищевых производств: учебник для вузов

Дворецкий С. И.
Читать PDF
107.69 кб

Учебник контекстного типа в иноязычном образовании

Шевченко Ольга Александровна
Автор подчеркивает, что каждому типу обучения должен соответствовать определенный тип учебника.
Читать PDF
263.60 кб

Электронный учебник как средство информатизации общества

Колесникова Ольга Валерьевна
Great progress in the course of informatization of the Russian society, by which development of all world civilization of the XXI-st century is characterized, can be reached on the basis of the use of information technology in edu
Читать PDF
152.35 кб

Электронный учебник как средство и условие мультимедийного обучения в педагогике высшей школы

Елистратова Наталья Николаевна
Статья посвящена проблемам использования электронных учебников как основы мультимедийного обучения в вузе.
Читать PDF
216.16 кб

Триада «Учитель ученик учебник» в системе дистанционного обучения

Назаренко Алла Леонидовна
Традиционная иерархия «учитель ученик», где имеют место субъектно-объектные отношения, перестраивается в условиях дистанционного обучения.
Читать PDF
91.50 кб

Процессы и аппараты пищевых производств: учебник для вузов: в 2 кн

Остриков А. Н., Красовицкий Ю. В., Шевцов А. А.
Читать PDF
45.08 кб

VI Всероссийская научно-практическая конференция Учитель, ученик, учебник

Городецкая Л. А.
Читать PDF
108.28 кб

Юбилейные Ломоносовские чтения и Всероссийская научно-практическая конференция "Учебник-ученик-учите

Городецкая Л. А.
Читать PDF
97.87 кб

Из истории издания учебной литературы по полиграфии (учебник П. П. Коломнина)

Кузьмина Нина Георгиевна
Статья посвящена одному из первых и наиболее востребованных учебников, предназначенных для учеников школы наборщиков при типографии А. С. Суворина «Новое время», а также для сотрудников типографий, издательств и книжных магазинов.

Похожие термины:

  • Электронный учебник

    учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста.
  • Компьютерный учебник

    программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел.
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

    книга, предназначенная для обучения школьников. Содержит определенным образом отобранный и систематизированный материал, подлежащий изучению на том или ином этапе обучения, адекватный уровню об
  • Электронный учебник электронное учебное пособие

    выполненные на электронных носителях издания, использующие в комплексе различные информационные технологии, основное место среди которых занимает гипертекст. Главные преимущества Э. у. по сравн
  • ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК

    Учебник, материал которого составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний (см. программированное обучение). П. у. отличается от других типов учебников постр
  • Учебник школьный по литературе

    основная учебная книга в школе, охватывающая в соответствии с учебной программой содержательный и процессуальный аспекты обучения, предназначенная учителю и учащимся. Учебник по литературе стро
  • Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника

    диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через месяц после выхода монографии или учебника из печати автор может представить диссерта
  • ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ УЧЕБНИКА

    единолично изданный и апробированный в практике учебник представляемый к защите. На диссертацию в виде учебника пишется автореферат. Объем автореферата ограничен: для кандидатской диссертации -
  • СЛОЖНОСТЬ УЧЕБНИКА

    относительное понятие, определяющее в сравнительном плане соотношение различных учебников или соотношение опыта учащегося и материала учебника в терминах ступеней абстракции научного уровня и
  • Методический аппарат учебника

    структурно-смысловая составляющая школьного учебника, представляющая собой средство систематизации знаний учащихся, которое включает в себя три компонента: а) коррективно-вводный – направляет
  • ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА

    Область методики, занимающаяся описанием, анализом, оценкой и созданием учебников русского и иностранных языков. Учебник рассматривается как центральное звено управления учебным процессом и оди
  • Образовательные программы и учебники

    ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются обра
  • ЖУРНАЛЫ-УЧЕБНИКИ

    вид изданий для школы начала 1930-х гг. «1920–1930-е годы… – время поисков и экспериментов в создании новой школы и новых методов обучения. Одним из таких экспериментов явилась попытка заменить стабиль
  • МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

    музей постоянно пополняемой коллекции Учебников-от первых печатных до современных, на электронных носителях (более 3500 изданий, отражающих содержание школьного образования). Регулярно организует
  • ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    . При прогностическом подходе к профессиональному обучению рабочих возникает необходимость в новых подходах к разработке учебников и учебных средств обучения на новых началах. Они должны разраб
  • УДАРЯТЬ книгой (учебником) по голове

    действие, распространённое в учебных заведениях. О нач. ХХ в.: «...Мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы… И по этой
  • РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ

    важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление плана текста (раз