Убеждения
УБЕЖДЕНИЯ
осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; основой убеждений являются широкие и глубокие знания.
УБЕЖДЕНИЯ
система взглядов, составляющая мировоззрение человека, определяющая его эмоционально-психологическое отношение к окружающей действительности, мотивы его действий и выбор линии поведения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Убеждения
осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Убеждения суть пpодукт убеждения и усвоения избранной системы или совокупности элементов объективного опыта человечества.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Убеждения
определенные положения, суждения, мнения из области знаний, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни, которые не только поняты, но и глубоко прочувствованы.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
УБЕЖДЕНИЯ
упорядоченная система взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), составляющая в совокупности мировоззрение человека, определяющая его эмоционально-психологическое отношение к окружающей действительности, мотивы его действий и выбор линии поведения. Убеждения основываются на знаниях, но решающим фактором их формирования является социальный опыт.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Убеждения
устойчивая система взглядов, основанных на определенных представлениях, знаниях, идеях, принципах, отношениях человека к чему бы то ни было, к себе и своим поступкам. Различают нравственные, религиозные, научные и другие убеждения. «Убеждения» в этом смысле определяют направленность личности, мировоззрение человека. Становление убеждений – это длительный и сложный процесс, включающий в себя: логический и смысловой анализ знаний, фактов, мнений, суждений; проживание и переживание своего отношения к ним; формирование потребности поступать в соответствии с принятыми взглядами. Убеждения человека являются мощным регулятором его сознания и поведения.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
УБЕЖДЕНИЯ
осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека. Основа У. - широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным. Возрастом интенсивного формирования У. являются подростковый возраст и старший школьный возраст. У. связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путем создания у детей опыта общественных отношений, нравственного поведения. Необходимо так организовать воспитательное воздействие, чтобы имело место отчетливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
УБЕЖДЕНИЯ
твердые общие взгляды человека на действительность, основанные на рациональных (научных) доводах и составляющие основное звено мировоззрения и направленности личности. Особенность убеждений как мотивов и регуляторов поведения и деятельности состоит, во-первых, в том, что они обеспечивают общую линию самостоятельного поведения человека в разных, подчас непредвиденных и не контролируемых со стороны обстоятельствах, во-вторых, они (в отличие от верований, которые могут быть твердыми взглядами) основаны на логике и достоверных, проверяемых фактах. Воспитание убеждений и мировоззрения в целом – важнейшая педагогическая, психологическая проблема и практическая задача в любой системе образования. Что касается мировоззрения (целостного представления о мире в сознании человека и отношения к этому миру – мироотношения) то оно имеет некоторую профессиональную специфику, состоящую в том, что разные специалисты выделяют в мире и помещают на первый план сознания очень разные реальности и могут как бы не придавать значения тому, что является очень важным, первостепенным для специалистов другого профиля. Например, для астронома космос – это прежде всего Вселенная со всей ее сложнейшей «звездной начинкой», а для художника-архитектора космос – этопрежде всего точка «где-то вверху», из которой надо мысленно взглянуть на проектируемый населенный пункт, микрорайон и пр.
Лит.: Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994; Залесский Г.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. – М., 1996; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.
Е.А. Климов
Лит.: Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994; Залесский Г.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. – М., 1996; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
УБЕЖДЕНИЯ
осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (полит., фил ос., этич., эстетич. и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.
Основа У. - широкие и глубокие знания. Однако знания не переходят в У. автоматически. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Эмоциональная сторона У. связана с их глубоким прочувствованием. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.
Элементарные формы У. складываются уже в дошк. возрасте. Возрастом интенсивного формирования У. является подростковый и старший школьный. Если для дошкольника, а отчасти и для мл. школьника многое считается убедительным только в силу того, что об этом говорят взрослые, то подросток придает большое значение мнению сверстников. Для ст. школьников характерно сознат. и критич. отношение к тому, что они видят.н. слышат - они стремятся сами убедиться в истинности определенных положений. У. связаны с формированием сознат. и критич. отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты.
У. формируются в опыте человека под влиянием окружающей действительности, строя его жизни и деятельности, в процессе уч.-воспитат. работы, а также под влиянием чтения худож. лит-ры,воздействия иск-ва, средств массовой информации и т. д. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путем создания у детей опыта обществ, отношений, нравств. поведения. Складывающиеся стихийно У. могут быть ошибочными, искаженными (напр., в тех случаях, когда они формируются под влиянием неблаговидных поступков старших, случайных обстоятельств, неумения самостоятельно разбираться в тех или иных фактах и явлениях жизни, в содержании прочитанных книг и т. д.). Здесь играет роль незрелость понятийного мышления подростка - неумение отделять существенное от несущественного, наличие ошибок в анализе и обобщении и др. Необходимо так организовать воспитат. воздействие, чтобы имело место отчетливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой. Большое влияние на формирование У. оказывает ярко выраженная убежденность и личный пример воспитателей.
Нередко школьник совершает неправильный поступок, сознавая, что он поступает неправильно. Для предупреждения таких случаев необходима соответствующая организация его жизни и деятельности в коллективе, связанная с систематич. приучением его к правильному поведению.
Лит.: М а к a p e и к о А. С., Пед. соч., т. 1—8, M, 1983—86; Сухомлинский В. А., Воспитание коллективизма у школьников, M, 1956; Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы, под ред. Э. И. Моносзона, М., 1966; Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника, М., 1983
В. А. Крутецкий.
Основа У. - широкие и глубокие знания. Однако знания не переходят в У. автоматически. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Эмоциональная сторона У. связана с их глубоким прочувствованием. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.
Элементарные формы У. складываются уже в дошк. возрасте. Возрастом интенсивного формирования У. является подростковый и старший школьный. Если для дошкольника, а отчасти и для мл. школьника многое считается убедительным только в силу того, что об этом говорят взрослые, то подросток придает большое значение мнению сверстников. Для ст. школьников характерно сознат. и критич. отношение к тому, что они видят.н. слышат - они стремятся сами убедиться в истинности определенных положений. У. связаны с формированием сознат. и критич. отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты.
У. формируются в опыте человека под влиянием окружающей действительности, строя его жизни и деятельности, в процессе уч.-воспитат. работы, а также под влиянием чтения худож. лит-ры,воздействия иск-ва, средств массовой информации и т. д. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путем создания у детей опыта обществ, отношений, нравств. поведения. Складывающиеся стихийно У. могут быть ошибочными, искаженными (напр., в тех случаях, когда они формируются под влиянием неблаговидных поступков старших, случайных обстоятельств, неумения самостоятельно разбираться в тех или иных фактах и явлениях жизни, в содержании прочитанных книг и т. д.). Здесь играет роль незрелость понятийного мышления подростка - неумение отделять существенное от несущественного, наличие ошибок в анализе и обобщении и др. Необходимо так организовать воспитат. воздействие, чтобы имело место отчетливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой. Большое влияние на формирование У. оказывает ярко выраженная убежденность и личный пример воспитателей.
Нередко школьник совершает неправильный поступок, сознавая, что он поступает неправильно. Для предупреждения таких случаев необходима соответствующая организация его жизни и деятельности в коллективе, связанная с систематич. приучением его к правильному поведению.
Лит.: М а к a p e и к о А. С., Пед. соч., т. 1—8, M, 1983—86; Сухомлинский В. А., Воспитание коллективизма у школьников, M, 1956; Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы, под ред. Э. И. Моносзона, М., 1966; Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника, М., 1983
В. А. Крутецкий.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия