УАЙТХЕД Алфред Норт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УАЙТХЕД (Whitehead) АЛФРЕД НОРТ (1861-1947)
англо-американский математик, логик, философ и педагог; один из основоположников математической логики. В 1885-1911 преподавал в Кембриджском университете; с 1914 профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне. С 1924 профессор философии Гарвардского университета. В 1937 вышел в отставку. Педагогические взгляды У. изложены в ряде его статей, докладов, лекций (1912-28) и в многократно переиздававшейся книге "Цели воспитания и другие сочинения" (1919, 1962). У. создал оригинальную теорию обучения, названную им "теорией ритма в обучении", в которой он исходил из того, что различные учебные предметы и методы их преподавания должны соответствовать определенным периодам интеллектуального развития учащихся. Он утверждал, что это развитие идет по ступеням, с повторяющимися циклами: каждый цикл в какой-то степени повторяет предыдущие, но в то же время содержит новые, присущие только ему элементы. Следуя триаде Гегеля "тезис - антитезис - синтез", У. каждый законченный отрезок учебного процесса распределяет по 3 ступеням. Ступень А (учащиеся 13-14 лет) - стадия романтики, приобретения новой информации; ступень В (14-18 лет) - стадия точности, овладения мастерством; ступень С (18-23 года) - стадия обобщения полученных знаний.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УАЙТХЕД Алфред Норт
15.2.1861, Рамсгит, Кент, - 30.12.1947, Кембридж), англо-амер. математик, логик, философ и педагог; один из основоположников матем. логики. Окончил матем. ф-т Кембриджского ун-та, где в 1885—1911 читал лекции по математике. С 1914 проф. математики и механики в Кембридже и Лондоне, где жил и работал с 1911. После выхода в 1924 на пенсию уехал в США, где стал проф. философии Гарвардского ун-та. В 1937 вышел в отставку.
Пед. взгляды У. изложены в ряде его статей, докладов, лекций (1912—28). и в многократно переиздававшейся кн. «Цели воспитания и другие сочинения» («The aims of education and other essays», 1929, 1962). В своих высказываниях по вопросам педагогики У. опирался на практику работы англ. школ. У. создал оригинальную теорию обучения, названную им «теорией ритма в обучении», в к-рой он исходил из того, что разл. уч. предметы и способы их преподавания должны соответствовать определенным периодам интеллектуального развития учащихся. Он утверждал, что это развитие идет по спирали, с повторяющимися циклами: каждый цикл в какой-то степени повторяет предыдущие, но в то же время содержит новые, присущие только ему элементы. Следуя триаде Гегеля тезис - антитезис - синтез, У. каждый законченный отрезок уч. процесса распределяет по 3 ступеням. Ступень А - стадия романтики, главное здесь - приобретение учащимися новой информации, это период интереса, деятельности, доставляющей удовольствие; с т у и с и В - стадия точности, при к-рой главное - четкость формулировок, овладение техн. мастерством; ступень С - стадия обобщения полученных знаний. У. рассматривает ее уже как переход к след, циклу, имеющему свои ступени А, В и С, но при этом он подчеркивает, что процесс учения идет на более высоком уровне, становясь «активным приключением мысли» или фазой творческого учения. 3 ступени приблизительно соответствуют определенным возрастным особенностям детей: стадия романтики - до 13—14 лет, стадия точности - от 14 до 18, обобщения - от 18 до 23 лет. У. высказывался за широкое общее образование (к-рое он противопоставлял глубокой дифференциации уч. курсов, нашедшей практич. воплощение в брит, школах), за сочетание гуманитарного и естеств.-матем. образования. Находясь под влиянием идей педоцентризма, он переоценивал возможность индивидуализации уч. процесса и утверждал, что каждая школа должна иметь свой уч. план.
Лит.: Богомолов А С., Англ. бурж. философия XX в, М., 1973, гл. 4; с г. о ж е, Бурж. философия США XX в., М., 1974, гл. 5; J o h n s o n A. H., Whiteheads philo-sophy of civilisation, Boston, 1958; Dunkel H. B., Whitehead on education, [Ohio], 1965.
В. П. Лапчинская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия