ТВОРЧЕСТВО

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Творчество
оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ТВОРЧЕСТВО
способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования;способность вызывать к жизни нечто новое.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ТВОРЧЕСТВО
род человеческой деятельности, особенностью которой является создание нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ТВОРЧЕСТВО
высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне).

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Творчество
Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, на основе имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [34, с. 331].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Творчество
деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Творчество
глубоко осознанный, целенаправленный и систематический поиск учителем или воспитателем более совершенных эффективных методов, средств и форм организации учебновоспитательной работы с учащимися.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Творчество
процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Творчество
деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Творчество
это «конструктивная деятельность по созданию нового. Творческий потенциал заложен в каждом человеке, но уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, ее способностями, условиями, в которых она развивается. Творчество в воспитании проявляется в создании культурных образцов жизни, сотрудничестве педагогов и учащихся, в жизнетворчестве. Творчество - способ самореализации человека в культуре» //Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Р/н/Д. 2000. С.39.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Творчество
1) один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью; 2) уровень досуговой деятельности с достаточно высокой степенью обобщения, охватывающий все те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Творчество
способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы традиционного, привычного, заданного бытия. Некоторые ученые считают творчество высшей формой мышления и деятельности, основой мастерства, характерным признаком таланта человека. Оно может проявляться в любом виде деятельности человека. Именно творчество позволяет учителю создавать педагогические новации и инновации в сфере, например, образовательных технологий или при разработке авторских учебных программ. Через творчество человек реализует себя как личность, в нем он проявляет свое Божественное начало.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Творчество
конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного продукта; в обучении и учении — создание условий для размышления над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его “значение-для-себя”, личностная ценность. Для этого знание должно переосмыслиться: “переосмысление способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом” (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.). В воспитании — создание условий для самоорганизации культурных смыслов и образцов поведения в процессе совместного поиска смыслообразующих основ жизни.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Творчество
персонифицированный процесс опредмечивания деятельных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным вкладом. Подразделяется на два вида: а) новаторство в сфере практики, основанное на глубоком понимании сути дела и на способности применять результаты учебной деятельности в поиске оригинальных и эффективных путей разрешения разного рода социально значимых проблем; б) новаторство в сфере научной теории и художественной культуры, основанное на развитом умении оперировать абстрактными категориями, результатом которого является обогащение имеющихся и создание новых духовных ценностей. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

ТВОРЧЕСТВО
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей; — создание качественно новой системы знаний на основе: 1) переосмысления; 2) переработки; 3) комбинации; 4) использования имеющихся знаний; — способность принимать нестандартные, оригинальные, неповторимые решения, адекватные особенностям конкретной ситуации; — способность конструировать, создавать, вводить в оборот понятия, категории, отражающие новые грани естественных, социальных (в т.ч. педагогических) явлений и процессов с использованием старого знания; — способность видеть явление, объект, процесс во всей совокупности его сторон, в единстве позитивного и негативного; — умение использовать теоретический каркас, стержень данной науки как ключ к конкретному анализу конкретной ситуации [61, c. 149; 67, c. 393; 70, c. 258; 80, c. 662; 82, c. 768].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ТВОРЧЕСТВО
один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречий (творческой задачи), для которой необходимы объективные (социально-материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью.
Творчество педагогическое — активная деятельность педагога, направленная на поиски более совершенных путей учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем и повышения качества обучения и воспитания учащихся.
Творческая личность — личность, которая не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Главная ее характеристика — смелость, которая проявляется в постановке проблемы, в обострении противоречий, в отказе от общепринятых путей и способов решения проблемы, в предложении своих нестандартных подходов, в упорстве при проведении дела до конца.
Творческое саморазвитие педагога — интегративная характеристика его процессов ―самости‖, среди которых системообразующими компонентами выступают: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом самоопределении.
Творческое сотрудничество — принцип личностно-ориентированной педагогики, процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Творчество
1) деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных и материальных ценностей; 2) результат этой деятельности, совокупность созданного, сотворенного кем-л.; 3) специфический вид человеческой деятельности, сочетающий в себе значение ее как имманентного свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности, и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми авторскими смыслами. Т. – важнейший способ восхождения человека к индивидуальности, осуществимости его потенциала. Т. – основной механизм становления и реализации индивидуальности. Т. – путь к оздоровлению человека, важнейший элемент здорового образа жизни. В процессе Т. происходит становление все более искусных способов творческой деятельности, характеризующихся уникальностью и подлинностью, и, вместе с тем, возникают устойчивые стереотипные качества деятельности, которые закрепляются как в механизмах соответствующих действий, так и в стилевых особенностях поведения и чертах характера человека. Т. – главный способ формирования профессионализма и мастерства и, с другой стороны, – критерий профессионализма и мастерства. В акмеологии Т. рассматривается в качестве важнейшего конструктивного элемента в построении целостной, уникальной и универсальной индивидуальности во всем диапазоне акмеологических мероприятий: от снятия патологических синдромов до проявления высшей духовности. Т. является фактором и предпосылкой свободы человека.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ТВОРЧЕСТВО
продуктивная форма интеллектуальной активности, ее высший уровень. Результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д.
Т. как процесс складывается из осознанных и неосознанных компонентов: постановка вопроса, мобилизация необходимых знаний, личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задачи, специальные наблюдения, эксперименты, обобщение получаемых фактов, оформление в виде логических образных, математических, графических, предметных моделей (художественное произведение, конструирование прибора и т.п.).
Т. предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место и догадки, интуитивные предположения и логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть внезапно, например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого.
В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал Т.по результату как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял Т. как деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А.В. Брушлинский, реализуя подход к Т. С.Л. Руинштейна, раскрыл природу так называемого «немгновенного» инсайта, показав его скрытую детерминацию предшествующим мыслительным процессом. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Т. личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
В научном Т. большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном Т. – наглядные образы, их яркость. Т. основано не только на воображении, но и на мышлении, оно также следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

Источник: Акмеологический словарь

Творчество
деятельность, в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя. Т. активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей. Т. начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остается и решением, и ответом, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус. Т. все, созданное человеком. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – Т. и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать Т., а всех создателей – их творцами (Платон). Такой подход к Т. был для античной педагогики в ее лучших образцах. Майевтическое искусство Сократа основывалось как раз на предложении возможности «припоминать» учеником любую истинную мысль. Это предложение обладает большой педагогической ценностью, ибо исходит из органической целостности личности обучаемого. Процесс мышления действительно представляет собой «припоминание» той способности, которая была сформирована у ребенка предметным образом. Психологически это воспринимается как удивление, свидетельствующее о столкновении с противоречием. Если в античной философии и педагогике Т. понимается как открытие нового, а новизна присутствует во всем, созданном человеком, то «новизна» в интерпретации И. Канта представляет собой нечто редкое и хранимое в тайне. «Новизна» становится здесь источником и средством оживления внимания. Т. все более субъективируется и из универсальной превращается в частичную способность человека Т.конструктивная деятельность по созданию нового. Т. потенциал заложен в человеке, но уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, ее способностями, условиями, в которых она развивается. Взгляд на человека как на существо эволюционирующее, творчески самоопределяющееся и самопревосходящее, как на субъект планетарного и космического преобразовательного действия определяет суть антологического подхода к изучению Т. как механизма развития; как одну из форм метаморфного обновления материи на основе психических сил (В.Н. Николко, А.П. Тряпицына); как движущуюся силу развития общества и окружающей его среды, создания ноосферы (А.Г. Шумилин); как проявление необходимости жизни в ситуациях с неопределенными решениями, непредсказуемыми и неожиданными результатами (В.С. Шубинский), как основу развития, движения, изменения (Я.И. Пономарев др.). Т. – одна из форм обновления мира (А. Бергсон, В.И. Вернадский), замыкает пирамиду новационных движений в природе, важнейший родообразующий фактор человечества. Человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к Т. рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование (А.Л. Никифоров, В.А. Пантурин). Следовательно, отсутствие у индивида этой потребности, ее «затухание» ведет к деградации. Только в Т. и через Т. человек поднимется над своим природным состоянием. Человек, способный к Т., самобытен и неповторим (В.Д. Губин, В.А. Караковский). Т. служит основанием развития, выступает видом детерминации, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность как форму участия в ней человека (В.И. Николко). На уровне отдельно взятой личности Т. выступает в качестве диалектического единства «внутреннего» (сотворения себя) и «внешнего» (творчество окружающей деятельности). Каждый индивид – беспечно открытая потенциальность с огромной степенью свободы. Т. мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Т. при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Т. при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении Т. в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения, в личности – потребность деятельности, а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей новыми, ранее не опробованными средствами.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
242.53 кб

Энергия, творчество и созидание (к 70-летию профессора В.Н. Овчинникова)

Колесников Ю. С.
Читать PDF
134.90 кб

Социально ответственное творчество инженера в формате гуманизации образования

Скифский Сергей Валентинович
В статье с позиций гуманизации образования представлены программы обучения техническому творчеству и основам интеллектуальной собственности. Приведены результаты социологического исследования результативности программ.
Читать PDF
483.25 кб

Творчество как норма жизни

Антонюк А. В.
Статья посвящена творчеству как важному виду деятельсноти. Обеспечивающему развитие личности человека. Рассматриваются биологические, социальные и психологические аспекты этого феномена.
Читать PDF
123.21 кб

Научно-техническое творчество военнослужащихженщин в образовательном процессе вуза: гендерный аспект

Худайназарова Динара Равшановна
В статье рассмотрены проблемы вовлечения женщин-военнослужащих в научно-техническое творчество в образовательном процессе вуза. Показаны препятствующие этому гендерные стереотипы и пути их преодоления.
Читать PDF
1.07 мб

Народное творчество модель формирования двигательно-познавательного режима дня дошкольников

Немеровский Виктор Михайлович
Читать PDF
944.49 кб

Самодеятельность и профессиональное творчество

Наумченко И. Л.
Читать PDF
296.60 кб

Университетское сообщество подавляет творчество

Фред Саутвик
Отбивая охоту к изменениям, университеты глушат научные инновации, лидерство и рост.
Читать PDF
163.25 кб

Развитие интереса к информационным технологиям через компьютерное творчество

Кропотова Елена Николаевна, Молчанова Маргарита Анатольевна
Читать PDF
109.36 кб

Педагогическое творчество учителя в начальных классах

Павлова Екатерина Павловна
В статье приведены результаты исследования педагогического творчества учителей начальных классов в условиях инновационной деятельности.
Читать PDF
351.48 кб

Творчество как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогическ

Денисова А. А.
Рассматриваются психологические проблемы подготовки будущих специалистов педагогического профиля. Анализируется соотношение понятий «творческое мышление», «творческие способности», «творческая активность».
Читать PDF
196.95 кб

Художественно-предметное творчество человека как процесс формирования эстетического отношения личнос

Ярыгина Анастасия Анатольевна
С философских позиций раскрывается эстетическая ценность процесса предметосозидания как деятельности, в которой происходит усвоение человеком особого, эстетического отношения к окружающей действительности.
Читать PDF
48.60 кб

Иванова Е. А. Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика / науч. Ред

Редакция Редакция
Читать PDF
96.06 кб

К профессиональной компетентности -через творчество

Попов А. И.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество против немощи

Валяева Елена Аркадьевна
Читать PDF
282.43 кб

Педагогическое творчество и креативность

Ховрина А. С.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Творчество аудийное

    audio creation) – процесс созидательной деятельности в аудиосфере, основанный на использовании образов звукового ряда, и его предметные результаты (Н.Ф. Хилько, 2000).
  • Творчество аудиовизуальное

    audiovisual creation) – процесс созидательной деятельности в аудиовизуальной сфере, основанный на использовании образов звукозрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф. Хилько, 2000).
  • ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. С точки зрения некоторых ученых творчество — генери
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей

    выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и себе в посильной для ребенка художественной форме.
  • Дидактическое творчество

    деятельность учителя и учащихся по созданию (изобретению) новых способов отбора и работы над учебным или любым познавательным материалом. Примером могут служить авторские технологии, радиоперед
  • Художественное творчество

    детей – форма эстетического освоения мира детьми, в процессе которого они получают возможность выразить свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в самостоятельно созданных образа
  • Творчество медийное

    media creation) – процесс созидательной деятельности в медиасфере, основанный на использовании образов медийного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф. Хилько, 2000).
  • Моральное творчество

    вид творческой деятельности в сфере морали и моральных способов разрешения бытовых, производственных и общественных проблем. Совершающий моральное творчество находит или создает сам такие подх
  • Устное народное творчество

    это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговор
  • ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ

    высшая форма творчества; поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений. Его специфическим предметом являются закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчест
  • Творчество в процессе педагогического общения

    творчество в оде познания учителем учащихся, в системе взаимодействия с ними, в организации непосредственного воздействия на ребенка, в управлении собственным поведением (саморегуляции в общени
  • ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

    оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебновоспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
  • ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ

    вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны.
  • Творчество визуальное

    visual creation) – процесс созидательной деятельности в визуальной сфере, основанный на использовании образов зрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф. Хилько, 2000).
  • ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    процесс созидания, представляющий собой последовательность этапов мотивации, целеполагания, сбора информации, рождения новых идей, формирования образа будущего продукта, его конструктивного во
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    акт производства новизны в процессе любой профессиональной деятельности вне зависимости от ее предметного содержания: творчество ученого, врача, актера, инженера, военачальника, дворника, скульп
  • СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    способность творить ситуацию, устанавливать высокоэффективные отношения, побуждающие к осознанию человеком себя как ценности в глазах другого человека.
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ в учреждении профессионального образования

    педагогически организованная в процессе профессионального обучения самостоятельная деятельность учащейся молодежи по созданию объективно или субъективно новых, общественно или индивидуально
  • Творчество социального педагога

    высшая форма мыслительной и практической социально-педагогической деятельности, имеющей индивидуальный характер проявления, направленной на преобразование, совершенствование и разрешение про
  • ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

    . Творчество в Большой Советской энциклопедии рассматривается как «... деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, как... деятельность человека, преобразующая прир