ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, ранее не существовавшего.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов [70, c. 245; 82, c. 760].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Творческая деятельность
(ТД) – отношение субъекта деятельности к своему труду и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видение проблемы, видение новой функции известного объекта).Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития его творческого потенциала. Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Творческая деятельность
отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта. Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов. Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Творческая деятельность
форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. о. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом, способы решения которых уже известны. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.
При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в кон. курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.
Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.
Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.
Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путем четкой постановки проблемы учителем; путем создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путем создания ситуации с более или менее четко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.
Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определенных исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.
Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и педагогика, М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
302.19 кб

Творческая деятельность педагогов

Ломтева Е. В.
Читать PDF
724.37 кб

Опыт творческой проектной деятельности

Варенцова Наталья Сергеевна
Творческий проект чаще осуществляется коллективно, возможно совместно с родителями и бывает долгосрочным (2-3 недели).
Читать PDF
7.01 мб

Роль рефлексии творческой деятельности

Головин А.А.
В статье рассматривается роль феномена рефлексии втворческой деятельности человека.
Читать PDF
177.26 кб

Творческая деятельность Ю. Г. Кучмаевой

Пахомова Анна Валерьевна
Читать PDF
222.35 кб

Некоторые аспекты творческой деятельности

Спесивцева Ольга Ивановна
Рассматриваются некоторые аспекты реализации творческого потенциала личности, связанные с самостоятельным созданием творческого продукта, дается определение творческого потенциала личности, отмечается, что познавательная самостоят
Читать PDF
202.01 кб

Многообразие видов творческой деятельности

Большаков А. В.
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть виды творческой деятельности людей, их особенности и взаимное влияние
Читать PDF
276.10 кб

Творческая деятельность и эффекты творчества

Литвиненко Татьяна Николаевна
В статье акцентируется внимание на значимости творчества в развитии личностных качеств профессионалов, способных самостоятельно решать, в том числе, нестандартные задачи.
Читать PDF
618.05 кб

Подготовка студентов к творческой деятельности

Хабибуллина Э.
Читать PDF
92.45 кб

Модный образ как объект творческой деятельности

Шевченко Юлия Александровна
Исследуется явление современной индустрии моды модный образ.
Читать PDF
243.89 кб

Адаптация обучающихся к творческой деятельности

Дендебер И. А.
Статья посвящена проблеме целенаправленной организации процесса творческой деятельности учащихся в образовательном процессе как средней школы, так и вуза.
Читать PDF
184.85 кб

Инновационная и творческая деятельность учителя

Голоднова Лариса Васильевна
В своей статье автор подробно исследует схему построения инновационной деятельности учителя, рассматривая ее как через призму психологических теорий, так и с точки зрения практического применения, и уделяя большое внимание формиро
Читать PDF
114.27 кб

Новый взгляд в творческой деятельности школьника

Сайниев Николай Сайнашевич
В статье раскрываются проблемы творчества в современной системе технологического образования школьников. В материалах статьи обобщен опыт работы в качестве исследователя и учителя технологии в сельской школе.
Читать PDF
236.50 кб

Творческий интеллект в деятельности преподавателя

Медведев Валентин Ефимович, Умрюхин Евгений Алексеевич
Дана характеристика творческой деятельности преподавателя высшей школы; намечены пути долголетия творческих работников.
Читать PDF
139.74 кб

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

Пак Екатерина Максимовна
Статья посвящена исследованию творческой деятельности журналиста в современной медиасистеме. В работе подробно описываются основные характеристики бытования «новых медиа» (сегмент «блоги») в системе Интернет-журналистики.
Читать PDF
3.80 мб

Педагогическая деятельность как творческий процесс

Сластенин Виталий Александрович

Похожие термины:

  • ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. С точки зрения некоторых ученых творчество — генери
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    КТД) – форма воспитательной работы, суть которой состоит в подготовке, проведении и последующем осознании детьми дела, результаты которого будут полезны окружающим, доставят им позитивные эмоции
  • Творческая педагогическая деятельность

    деятельность педагога (учителя, воспитателя), представляющая собой принципиально новый подход к организации образовательного процесса и взаимодействия между учителем и учащимися.
  • Творческая познавательная деятельностьучащихся

    самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как прав
  • Творческая образовательная деятельность учителя

    продуктивная деятельность, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным, предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, которые способствуют созданию про