ТУГОУХОСТЬТунеядство

ТУКАЙ Габдулла

Найдено 2 определения термина ТУКАЙ Габдулла

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТУКАЙ Габдулла

настоящая фамилия - Тукаев) (1886-1913) — татарский поэт, публицист, общественный деятель. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, выступал за расширение роли родного языка в начальном обучении татарских детей. Опираясь на методический материал учебников К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и А.Я. Острогорского, Т. написал оригинальные учебники для татарских школ ("Новое чтение", 1909; "Уроки национальной литературы в школе", 1911). Содействовал открытию русско- татарских училищ и русских классов при медресе. Выпустил несколько сборников стихотворений для детей и юношества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ТУКАЙ Габдулла

наст. фам. и имя - Т у к а с в Габдулла Мухаметгарифович). [14(26).4.1886, дер. Кушлауч, ныне в Арском р-не Татарии, - 11(24).4.1913, Казань], тат. поэт, публицист, обществ, деятель. Окончил медресе и рус. классы при нем в г. Уральск (1907). Работал учителем (1903—04), наборщиком в типографии, был одним из организаторов тат. газ. «Фикер» («Мысль»), журналов «Эль-гасрель-джедит» («Новый век»). и «Уклар» («Стрелы»). в Уральске. С 1907 жил в Казани; занимался лит. деятельно-тью, переводил произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. В. Кольцова и др. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, воспринятые им у В. Г. Белинского и К. Д. Ушинского, выступал за расширение роли родного языка в нач. обучении тат. детей. Опираясь на метод, материал учебников Ушинского, Л. Н. Толстого и А. Я. Острогорского, Т. написал ориг. учебники для тат. школ: «Новое чтение» («Яна кыйраэт», 1909). и «Уроки нац. лит-ры в школе» («Мэктэптэ миллий эдэбият дэреслэре», 1911), прививавшие любовь к родной речи. Содействовал открытию рус.-тат. уч-щ и рус. классов при медресе. Одним из первых среди тат. деятелей культуры решительно выступил за обучение девочек в светских школах, за участие женщин в обществ, жизни, за распространение среди них науч. и мед. знаний, высоко ставил обществ, призвание учителя как человека, близкого народу; он особо подчеркивал значение личного примера и авторитета учителя как в воспитании детей, так и в просвещении взрослых.

Выпустил 6 сб-ков своих произведений для детей и юношества: «Радость» («Юаныч», 1908), «Жемчужные зерна» («Энже бертеклэре», 1909). и др. Стихотворения, басни Т. многократно переиздавались и входят в совр. учебники для тат. школ.

Соч. в рус. пер.: Избр. т. 1—2, Каз., 1960—61.

Лит.: Туишев Ю. А., Обществ.-пед. деятельность Г. Тукая, Каз., 1963; Нурул-л и и И., Тукай, М., 1977. Я. И. Ханбиков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ТУКАЙ Габдулла — 0

Найдено научныех статей по теме ТУКАЙ Габдулла — 0

Найдено книг по теме ТУКАЙ Габдулла — 0

Найдено презентаций по теме ТУКАЙ Габдулла — 0

Найдено рефератов по теме ТУКАЙ Габдулла — 0