Трудовое воспитание
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Педагогический словарь
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
- как технологическое воспитание – собственно труд обучающегося и развитие у него стремления трудиться;
- как экономическое воспитание – развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами;
- как профессиональное воспитание с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности. Литература: [36].
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Глоссарий современного образования.
Т.в. определяется как воспитание с помощью труда для подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Труд содействует физическому, умственному и нравственному развитию детей. В задачи Т.в. входят воспитание любви, уважения и привычки к труду, привитие трудовых навыков и умений, воспитание общей культуры.
Я.А. Каменский, Дж. Локк, Дж. Беллерс, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский и др. неоднократно подчеркивали необходимость привлечения детей к производительному труду, воспитания подрастающего поколения в сознательном и дисциплинированном труде.Т.в. в школе осуществляется в процессе изучения общеобразовательных предметов, на занятиях по труду в учебных мастерских, кабинетах и на учебно-опытных участках, в труде на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, при выполнении школьниками домашних заданий, в процессе внеклассной и внешкольной работы по выполнению общественных поручений, связанных с трудовыми заданиями.
Правильное сочетание поощрения и осуждения строится таким образом, чтобы выполнение трудового задания, в том числе и требующего от ребенка сравнительно больших напряжений, завершалось положительными эмоциями. Это достигается чаще всего одобрением взрослых. Мотивы труда младших школьников и учащихся средних и старших классов становятся сложнее и разнообразнее, волевые напряжения – выше, а сам процесс Т.в. и его противоречия носят качественно иной характер.
Важнейшим условием, способствующим формированию трудолюбия, являются:
а) понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
б) доступность труда данному возрасту по характеру и объему, наличие необходимых навыков и умений, техническая оснащенность труда;
в) насыщенность трудового процесса интеллектуальными элементами, необходимость решения технических, технологических, организационных и др. задач, требующих догадки, смекалки, знаний, работы мысли;
г) возможность проявления определенной самостоятельности, творчества; включение в труд соревнования; четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
А.С. Макаренко в структуре трудовых качеств различал привычку к трудовому усилию, навыки организации труда, творческое отношение к труду. Основное влияние труда сказывается на духовном (психологическом и нравственном) развитии человека.
Своевременный переход детей от игры к труду, предоставление им инициативы, постепенное усложнение и чередование поручений, ответственность каждого члена семьи за выполнение определенной обязанности, воспитание у детей уважения к трудовой деятельности родителей и здоровой гордости за эту деятельность – таковы главные пути воспитания человека, для которого труд – основная форма проявления личности и таланта.
Неквалифицированный труд, не сопровождающийся общественной и коллективной работой, быстро и легко делается механическим действием, не включенным в общий поток психологической жизни. Бедный по своему интеллектуальному содержанию, он крайне слабо сказывается на формировании социально ценных мотивов поведения.
Обобщая свой опыт, Макаренко утверждал, что высокое нравственное влияние труда определяется прежде всего реальным движением трудового детского коллектива, правильной организацией хозяйства, все возрастающим участием воспитанников в управлении этим хозяйством.
В январе 1932 г. в коммуне был создан первый в СССР завод электросверл, в декабре началось производство фотоаппаратов «ФЭД». Коммуна перешла на самоокупаемость.
Учебная работа коммунаров была приведена в соотношение с требованиями завода к рабочим: расширилась программа по черчению, изучались дополнительные предметы (организация производства, электротехника, литейное дело, станки и др.).
В 1934 г. в коммуне возникла широкая сеть технических кружков. Все коммунары изучали технический минимум по дифференцированным (в зависимости от специальности и квалификации) программам.
Из опыта работы по привлечению детей в производительному труду А.С. Макаренко сделал общие выводы:1) сложное производство дает простор для удовлетворения индивидуальных вкусов и наклонностей;
2) строгое разделение труда по отдельным операциям полезно, если воспитанник последовательно переходит от одной операции к другой;
3) зная план всего завода, воспитанник ощущает себя членом большого трудового коллектива.
В практике А.С. Макаренко применялись материальные и моральные стимулы труда. По его словам, благодаря заработной плате воспитанник вырабатывает умение координировать личные и общественные интересы. Это помогло объединить труд с образованием, когда труд является главным фактором формирования личности. Труд выступает фактором и нравственного, и физического, и умственного, и эстетического воспитания. Область Т.в. определяется ролью труда в формировании отношений человека в труде. В совокупности они складываются из отношений:
– к цели трудовой деятельности;
– к самому процессу труда;
– к продукту труда (его результатам);
– к орудиям труда;
– к условиям труда;
– к людям, включенным в процесс труда;
– к себе как к субъекту труда.
В самой окружающей человека действительности эти отношения формируются у него не только трудом, но и всеми другими видами его деятельности, общения и всеми средствами массовой информации. Поэтому в Т.в. большое значение имеет обращение воспитателей к работе, основанной на использовании конкретных условий. Об этом свидетельствует факт осуществления Т.в. в условиях рыночной экономики. В целом, раскрываются теоретическая и научно-практическая обоснованность особенностей и воспитательных возможностей трудовой деятельности как процесса, позволяющего реально осуществлять демократическую и гуманистическую направленность целей, условий и средств повышения интеллектуально-творческого потенциала молодого рабочего.
Лит.: Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М., 1964; Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные пед. сочинения в двух томах. – М., 1974; Варнакова Е.Д., Чистякова С.Н. Трудовое воспитание и профориентация подростков. – М., 1979; Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной педагогике. – М., 1988; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Е.Д. Варнакова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.