Трудовое воспитание

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду;формирование трудопотребности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Трудовое воспитание
воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ
воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ
целенаправленный процесс формирования навыков общей трудовой культуры, любви к труду, готовности выполнять физическую или умственную работу, полезную обществу и семье, добросовестного и творческого отношения к труду, культуры и соответствующих привычек рационального труда.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Трудовое воспитание
процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду, техническое мышление.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также черт характера, обеспечивающих успех в труде – трудолюбие, старательность, добросовестность. Т. в. осуществляется через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность, способную сформировать удовлетворенность ее процессом и результатом.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитание трудовое
совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В. т. — включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Источник: Педагогический словарь

Воспитание трудовое
составная часть воспитания, направленная на вовлечение детей в труд и ознакомление с производством; вооружение детей знаниями и навыками общественно полезного труда; развитие трудолюбия, психологии трудящегося человека, способного добиваться успеха, проявлять предприимчивость и творческий подход. Идеологи трудового воспитания: О. Саломон, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, А.С. Макаренко.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Трудовое воспитание
воспитание, основанное на включении ребенка в педагогически целесообразную созидательную деятельность в различных формах: учебный труд, общественно-полезный труд, труд по самообслуживанию, производительный труд. В процессе Т. в. человек присваивает социальное значение продуктов труда, овладевает трудовыми умениями и навыками, формирует потребность в созидательной социально значимой деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Трудовое воспитание
процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передать им минимум производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и создания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
развитие работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет и любит работать. Это развитие личностных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Трудовое воспитание в современных условиях следует рассматривать в трех аспектах (поднаправлениях):
- как технологическое воспитание – собственно труд обучающегося и развитие у него стремления трудиться;
- как экономическое воспитание – развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами;
- как профессиональное воспитание с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Трудовое воспитание
это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей. Содержание трудового воспитания детей является: формирование общетрудовых знаний, навыков, умений, воспитание положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ориентация в сфере труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое просвещение в сфере труда. Фактически трудовое воспитание есть система постепенного введения человека в сферу труда. Трудовое воспитание в системе образования на Руси всегда опиралось на трудовой характер жизни в семье, на производстве, на образ жизни идеального трудолюбивого человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ
формирование творческой личности в разных видах трудовой деятельности: учебной, производственной, общественнополезной, бытовой. В. т. направлено на развитие психологической и практической готовности человека к труду; формирует активную, трудолюбивую личность, цивилизованного хозяина с соответствующими умениями и навыками, профессиональным мастерством, готовностью к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений, уважением к собственности. В процессе В. т. формируется личность, обладающая профессиональными знаниями, знаниями правовых и уставно-дисциплинарных норм, регулирующих трудовую деятельность в данном обществе, способная работать в коллективе, умеющая планировать трудовую деятельность и проявляющая ответственность за результаты своего труда. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к трудовой воспитанности: отношения к труду как к важнейшему общественному долгу, добросовестного отношения к любой работе, постоянного проявления инициативы, творческого подхода к труду и его результатам, внутренней потребности работать в полную меру своих умственных и физических сил, отношения к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека (Нечепоренко Л. С., Подоляк Я. В., Панасюк В. Г. Воспитание: учеб. пособие. – X.: Основа, 1997. – 232 с.; Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – С. 174). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ведущее звено системы профессиональной подготовки.
Т.в. определяется как воспитание с помощью труда для подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Труд содействует физическому, умственному и нравственному развитию детей. В задачи Т.в. входят воспитание любви, уважения и привычки к труду, привитие трудовых навыков и умений, воспитание общей культуры.
Я.А. Каменский, Дж. Локк, Дж. Беллерс, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский и др. неоднократно подчеркивали необходимость привлечения детей к производительному труду, воспитания подрастающего поколения в сознательном и дисциплинированном труде.Т.в. в школе осуществляется в процессе изучения общеобразовательных предметов, на занятиях по труду в учебных мастерских, кабинетах и на учебно-опытных участках, в труде на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, при выполнении школьниками домашних заданий, в процессе внеклассной и внешкольной работы по выполнению общественных поручений, связанных с трудовыми заданиями.
Правильное сочетание поощрения и осуждения строится таким образом, чтобы выполнение трудового задания, в том числе и требующего от ребенка сравнительно больших напряжений, завершалось положительными эмоциями. Это достигается чаще всего одобрением взрослых. Мотивы труда младших школьников и учащихся средних и старших классов становятся сложнее и разнообразнее, волевые напряжения – выше, а сам процесс Т.в. и его противоречия носят качественно иной характер.
Важнейшим условием, способствующим формированию трудолюбия, являются:
а) понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
б) доступность труда данному возрасту по характеру и объему, наличие необходимых навыков и умений, техническая оснащенность труда;
в) насыщенность трудового процесса интеллектуальными элементами, необходимость решения технических, технологических, организационных и др. задач, требующих догадки, смекалки, знаний, работы мысли;
г) возможность проявления определенной самостоятельности, творчества; включение в труд соревнования; четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
А.С. Макаренко в структуре трудовых качеств различал привычку к трудовому усилию, навыки организации труда, творческое отношение к труду. Основное влияние труда сказывается на духовном (психологическом и нравственном) развитии человека.
Своевременный переход детей от игры к труду, предоставление им инициативы, постепенное усложнение и чередование поручений, ответственность каждого члена семьи за выполнение определенной обязанности, воспитание у детей уважения к трудовой деятельности родителей и здоровой гордости за эту деятельность – таковы главные пути воспитания человека, для которого труд – основная форма проявления личности и таланта.
Неквалифицированный труд, не сопровождающийся общественной и коллективной работой, быстро и легко делается механическим действием, не включенным в общий поток психологической жизни. Бедный по своему интеллектуальному содержанию, он крайне слабо сказывается на формировании социально ценных мотивов поведения.
Обобщая свой опыт, Макаренко утверждал, что высокое нравственное влияние труда определяется прежде всего реальным движением трудового детского коллектива, правильной организацией хозяйства, все возрастающим участием воспитанников в управлении этим хозяйством.
В январе 1932 г. в коммуне был создан первый в СССР завод электросверл, в декабре началось производство фотоаппаратов «ФЭД». Коммуна перешла на самоокупаемость.
Учебная работа коммунаров была приведена в соотношение с требованиями завода к рабочим: расширилась программа по черчению, изучались дополнительные предметы (организация производства, электротехника, литейное дело, станки и др.).
В 1934 г. в коммуне возникла широкая сеть технических кружков. Все коммунары изучали технический минимум по дифференцированным (в зависимости от специальности и квалификации) программам.
Из опыта работы по привлечению детей в производительному труду А.С. Макаренко сделал общие выводы:1) сложное производство дает простор для удовлетворения индивидуальных вкусов и наклонностей;
2) строгое разделение труда по отдельным операциям полезно, если воспитанник последовательно переходит от одной операции к другой;
3) зная план всего завода, воспитанник ощущает себя членом большого трудового коллектива.
В практике А.С. Макаренко применялись материальные и моральные стимулы труда. По его словам, благодаря заработной плате воспитанник вырабатывает умение координировать личные и общественные интересы. Это помогло объединить труд с образованием, когда труд является главным фактором формирования личности. Труд выступает фактором и нравственного, и физического, и умственного, и эстетического воспитания. Область Т.в. определяется ролью труда в формировании отношений человека в труде. В совокупности они складываются из отношений:
– к цели трудовой деятельности;
– к самому процессу труда;
– к продукту труда (его результатам);
– к орудиям труда;
– к условиям труда;
– к людям, включенным в процесс труда;
– к себе как к субъекту труда.
В самой окружающей человека действительности эти отношения формируются у него не только трудом, но и всеми другими видами его деятельности, общения и всеми средствами массовой информации. Поэтому в Т.в. большое значение имеет обращение воспитателей к работе, основанной на использовании конкретных условий. Об этом свидетельствует факт осуществления Т.в. в условиях рыночной экономики. В целом, раскрываются теоретическая и научно-практическая обоснованность особенностей и воспитательных возможностей трудовой деятельности как процесса, позволяющего реально осуществлять демократическую и гуманистическую направленность целей, условий и средств повышения интеллектуально-творческого потенциала молодого рабочего.
Лит.: Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М., 1964; Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные пед. сочинения в двух томах. – М., 1974; Варнакова Е.Д., Чистякова С.Н. Трудовое воспитание и профориентация подростков. – М., 1979; Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной педагогике. – М., 1988; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
907.32 кб

Проблема трудового воспитания

Петрова Юлия Алексеевна, Авдюхина Наталья Алексеевна
В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг
Читать PDF
10.65 мб

Тема трудового воспитания молодежи в СМИ

Абрамов Анатолий Серафимович, Абрамова Светлана Вячеславовна, Разумова Светлана Анатольевна
В данной статье авторы рассматривают и анализируют проблемы освещения трудового воспитания молодежи в печатных и электронных СМИ Российской Федерации, в сети Интернет, а также в газетах регионального уровня.
Читать PDF
234.86 кб

Роль "РСО" в процессе трудового воспитания

Викторова Анастасия Сергеевна, Харитонова Анна Олеговна
В данной статье рассматривается трудовое воспитание как часть процесса становления личности, поскольку именно труд наиболее богато раскрывает потенциал индивида.
Читать PDF
8.85 мб

Трудовое воспитание детей в тувинской семье

Хуреноол С.Х.
В статье рассматриваются исследования ученых о быте и семье тувинского этноса, а также вопросы того, что в формировании достойного и здорового общества крепкая семья является основой.
Читать PDF
712.19 кб

Что такое трудовое воспитание в детском саду?

Жиналиева Сайра Булатовна
В статье раскрыты вопросы трудового воспитания в дошкольном учреждении. Ведь методика развития умений и навыков трудовой деятельности детей до конца не раскрыта в программе ФГОС.
Читать PDF
339.98 кб

ОТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ - К ВОСПИТАНИЮ В ТРУДЕ

Сидорова И.В.
Статья посвящена рассмотрению продуктивного труда как оптимального средства воспитания учащихся в современных условиях.
Читать PDF
265.15 кб

Трудовое воспитание в русской народной педагогике

Шошин М. А.
В статье обобщен опыт трудового воспитания в русской народной педагогике. Рассмотрены разнообразные средства, источники приобщения к труду.
Читать PDF
271.45 кб

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Филиппова Людмила Григорьевна
В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания в современной школе и пути их решения.
Читать PDF
146.64 кб

Каким быть трудовому воспитанию в профильной школе

Осипов П. Н.
Предлагаемая статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную теории и практике трудового воспитания в профильной школе.
Читать PDF
103.51 кб

Сущность трудового воспитания в современных условиях

Шошин М. А.
Различие детского и взрослого труда. Всякий труд содержит все следующие компоненты: социально-творческий, личностно-развивающий, ценностноориентационный. Определение трудового воспитания.
Читать PDF
1.85 мб

Этнопедагогические традиции в системе трудового воспитания

Баишев Афанасий Афанасьевич
Читать PDF
594.47 кб

Трудовое воспитание в педагогической системе И. Н. Ульянова

Сергеев Тихон Сергеевич
Раскрывается один из аспектов многосторонней педагогической деятельности инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова трудовое воспитание в инспектируемых им учебных заведениях.
Читать PDF
134.92 кб

Идеи трудового воспитания личности в творчестве В. М. Шукшина

Баркова Мария Алексеевна
Статья посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения методами народной педагогики. За основу берется трудовое воспитание как метод эстетического и духовно-нравственного совершенствования личности.
Читать PDF
326.35 кб

Идеи трудового воспитания детей в работах В. А. Сухомлинского

Курносова Светлана Анатольевна
В статье представлены идеи выдающегося отечественного педагога В.А.
Читать PDF
99.45 кб

Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи

Сикорская Лариса Евгеньевна
Трудовое воспитание формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.

Похожие термины:

  • ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ А.С. МАКАРЕНКО

    . Педагогическое наследие А.С. Макаренко имеет непреходящее значение для системы профессионального образования. Как выдающийся педагог, мыслитель и писатель он своей принципиальной оценкой роли