Трудовое воспитаниеТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

в Рос. Федерации учебный предмет в общеобразовательной школе (до 1985/86 учебного года - трудовое обучение). Трудовое обучение (под названием "Ручной труд") как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии в 1866. В России ручной труд начал преподаваться в 1884. Широкое распространение получила система трудового обучения К.Ю. Цируля. В первые годы советской власти трудовое обучение осуществлялось в соответствии с задачами политехнического образования. В 1937 трудовое обучение было отменено, в середине 50-х гг. восстановлено. В 1958-65 в учебный план входило производственное обучение. С 1967/68 учебного года вновь восстановлено трудовое обучение. Современная система Т.и п.о. представлена в различных вариантах: в начальных классах дети преимущественно занимаются ручным и сельскохозяйственным трудом; в 5-9-х классах - общетрудовой подготовкой; в 8-9-х и 10-11(12)-х классах по желанию учащихся и при наличии необходимых условий Т.и п.о. может проводиться по одному из профилей, соответствующих к.-н. отраслям хозяйства, или в виде подготовки к массовым профессиям. См. также Начальное образование

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

уч. предмет в ср. общеобразоват. школе Рос. Федерации (до 1985/86 уч. г. - трудовое обучение); один из осн. элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их проф. самоопределения. Осн. задача Т. и п. о. - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и спец. умений и навыков, необходимых для выполнения производит, труда и овладения к.-л. из массовых профессий. Важнейшие принципы Т. и п. о. - политехн. направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда учащихся.

Трудовое обучение (под назв. «Ручной труд»). как самостоят. уч. предмет впервые было включено в уч. планы нач. школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем фин. педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразоват. школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895). и др. стран. Пед. идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей разл. направлений имели свои специфические особенности (см. Трудовая школа).

В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884. Широкое распространение в общеобразоват. школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем. Целями и задачами трудового обучения в дорев. школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и разл. инструментами. Трудовое обучение носило ремесл. характер и давало учащимся знания и умения преим. по обработке древесины. «Примерная программа ручного труда» (1910). для 1—5-х кл., разработанная при участии А. П. Пинкевича, В. Н. Верхов-ского, С. И. Созонова и др., включала усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сел. школах - гл. обр. с.-х. труд.

В годы становления сов. школы трудовое обучение вводилось в уч. планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснит, записке к программе по труду (1927). цели «политехн. воспитания» и введения труда в школе формулировались как «изучение основного науч. принципа всякого труда и ознакомление с гл. материалами и инструментами наиб. важных и распространенных производств; воспитание соз-нат. отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплетное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, с.-х. труд и т. д.

В 1937 трудовое обучение в общеобразоват. школе было отменено, но в 1939 вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практич. деятельности. С 1954/55 уч. г. уч. предмет был восстановлен в 1—5-х кл., а с 1956/57 - во всех остальных классах ср. школы. В нач. школе был введен «Ручной труд» (1 ч в неделю), в 5—7-х кл. - практич. занятия в уч. мастерских и на уч.-опытных участках (2 ч в неделю), в 8—10-х кл. - практикумы по машиноведению, с. х-ву и электротехнике. Во 2-й пол. 50-х гг. в 8—10-х кл. преподавался курс «Основы производства», включавший: в гор. школе - машиноведение, основы пром. произ-ва (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сел. школах - с.-х. машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию с. х-ва.

В 1958—65 в уч. план введено производств, обучение (12 ч в неделю в 9—11-х кл.), предполагавшее овладение каждым учащимся определенной профессией. Курс «Основы производства» как самостоятельный был упразднен, его разделы органически включались в программы проф. подготовки учащихся 9—11-х кл. В 1966 обязат. производств, обучение было отменено, т. к. выявились серьезные недостатки в его организации: не было необходимой материальной базы, квали-фициров. учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении разл. проф. интересов школьников. Производств, обучение сохранялось только в тех школах, к-рые имели соответствующие условия.

С 1967/68 уч. г. на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1—3-х кл. занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техн., обслуживающего и с.-х. труда). Для ср. и ст. классов было разработано неск. вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производств, окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В ст. классах трудовое обучение организовывалось преим. в форме трудовых политехн. практикумов в условиях школы. Использовалась и производств, база, в первую очередь межшкольные уч.-производственные комбинаты (УПК). и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

В 1977 было увеличено время на трудовое обучение в 9—10-х классах (до 4 ч в неделю), в его основу было положено св. 20 профилей трудового обучения, в т. ч. электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строит, дела, машиностроит. черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производит, труду, а для желающих - приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученич. производств, бригады и т. п.

Уч. программа по каждому профилю Т. и п. о. предусматривала общетрудовую (планирование, организация труда, самоконтроль), общепроизводственную (осн. сведения о группе родственных отраслей произ-ва, основы экономики и организации произ-ва и труда, сведения об охране окружающей среды, науч.-техн. прогресс на произ-ве и т. п.; формирование общепроизводств. умений - вычислит., графич. и т. п.), общетехническую (основы электротехники, машиноведения, техн. черчения, автоматики). и специальную (основы технологии к.-л. произ-ва и выполнение конкретных работ по одной из профильных профессий). подготовку учащихся.

С сер. 80-х гг. система Т. и п. о. была связана с реализацией шк. реформы. Предполагалась преемственность Т. и п. о. в неполной ср. школе с проф. подготовкой в средних ПТУ, ср. спец. уч. заведениях или в 10—11(12). — х классах.

Начиная с 1986/87 уч. г., по мере перехода на новый уч. план, на Т. и п. о. выделяется в 1—7-х кл. 2 ч, в 8—9-х - 3 ч, в 10—11(12). — х - 4 ч в неделю.

Увеличение времени на Т. и п. о. в 8- 9-х классах было вызвано введением (1984). уч. курса «Основы производства. Выбор профессии» (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о науч. основах совр. произ-ва и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по науч. основам выбора профессии; практич. работы по ознакомлению с 2—3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экон. расчетов, составлению проф. планов и др., а также экскурсии на пром. и с.-х. предприятия, межшкольные уч.-производств, комбинаты, ср. проф.-тех. уч-ща и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, науч. организации труда на произ-ве, с применением электронно-вычислит. техники, формированию у школьников совр. экой, мышления.

В условиях перехода к новым экон. отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Т. и п. о. для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, проф. мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в ср. школе.

К 1994 разработаны разл. варианты Т. и п. о. Оно осуществляется с учетом социально-экон. преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1—4-х кл. учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приемами ручного труда с разл. материалами, выращивания с.-х. растений, ремонта уч.-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, дет. сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с нек-рыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1—4-х кл. имеет два раздела: техн. труд и с.-х. труд. Техн. труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплетные работы; комбиниров. работы по изготовлению полезных изделий. Изучая с.-х. труд, учащиеся нач. классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном уч.-опытном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и нек-рыми видами производств, оборудования и технологич. процессов на уч.-опытном участке и в шк. мастерских и т. п.

В 5—9-х кл. учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практич. умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графич. грамоты, получить представления о гл. отраслях х-ва. Содержание Т. и п. о. частично дифференцировано в зависимости от производств, окружения, местных » условий и включает след, теоретич. сведения и практич. работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, с.-х. работы); элементы техники (осн. сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехн. работы, графич. грамота, элементы конструирования, опытниче-ство); экон. подготовка; бытовой труд; экскурсии.

По желанию учащихся и при наличии материально-техн. и кадровых условий в 8—9-х кл. Т. и п. о. может проводиться по одному из профилей, соответствующих к.-н. отрасли х-ва, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение след, типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроит. черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного х-ва и механизации лесотехн. работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводч. ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислит. и микропроцессорная техника;электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2—3 разл. профилям, после чего они могут сделать окончат, выбор.

Т. и п. о. в 10—11(12). — х кл. может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию ср. школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификац. экзамены.

Одним из важных условий успешности Т. и п. о. выступает его связь с уч. предметами по основам наук. Межпредметные связи Т. и п. о. с основами наук раскрывают естеств.-науч. основы орудий труда и трудовых операций, а также организац.-экон. принципы, личную и обществ, значимость трудовой деятельности; обогащают.н. углубляют изучаемую тему, выявляют ее многосторонние связи и отношения с др. науч. знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют со-знат. творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности.

Осн. методы Т. и п. о.: упражнения, эксперимент (лабораторно-практич. работы, с.-х. «пытничество и т. п.), уч.-производств. работы (в т. ч. производит, труд), решение задач (техн., технол., экон. расчеты), работа над техн. документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технол. карт.н. т. д.), работа с лит-рой (уч. пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, уч. демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж.

Т. и п. о. организуется в форме уроков, практикумов, экскурсий, трудовой практики. Занятия с учащимися проводятся как в учебных, так и в уч.-производств, условиях. Руководящая роль в уч.-воспи-тат. процессе принадлежит не только шк. учителю, но и рабочему-наставнику, инженерно-техн. работникам предприятий. В соответствии с базовым уч. планом ср. общеобразоват. школы ведется разработка содержания, форм и методов подготовки учащихся к труду в рамках общеобразоват. области «Технология», в к-рой сохранится Т. и п. о.

Лит.: Шибанов А. А., Политехн. и производств, обучение в сел. школе, M., 19624; Методика занятий в шк. мастерских, под ред. А. Г. Дубова, М., 1966; Трудовое воспитание и политехн. обучение. Краткий словарь для учителя, под ред. M. H. Скаткина, В. А. Полякова, М., 1968; Методы обучения трудовым действиям, под ред. М. А. Жиделева, М., 1972; Трудовое политехн. обучение в ср. школе, под ред. К. А. Ивановича и Д. А. Эпштейна, М., 1972; Поляков В. А., Соколов Б. А., Уланов В Г., Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных уч.-производств. комбинатах, М., 1979; Ату-тов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю К., Связь трудового обучения с основами наук, М., 1983; Казакович В. М.,

Поляков В А СтавровскийА Е, Основы методики трудового обучения, M, 1983, Атутов II Р, Поляков В А, Роль трудового обучения в политехн. образова нии школьников, M, 1985, Школа и труд, M, 1987, Сасова И А, Аменд А Ф, Экон воспитание школьников в процессе тру довой подготовки M, 1988, Концепция трудо вой подготовки в системе непрерывного обра зования, ШИП, 1990, №1, Поляков В А, Трудовая подготовка школьников в условиях перехода к рынку, там же, 1993, N° 2 II P Атутов, В А Поляков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — 0