Триз
Триз
наука, изучающая объективные закономерности развития педагогических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) творческого решения проблем.
ТРИЗ
теория решения изобретательских задач. Появление ТРИЗ, ее быстрое развитие, по словам ее автора Генриха Сауловича Альтшуллера (1926–1998), не случайность, а необходимость, продиктованная научно-технической революцией. Идея создания новой методологии инженерного творчества возникла у автора в 1946 г., а систематическая работа над ее созданием началась с 1948 г. ТРИЗ создавалась на базе технических информационно-патентных фондов как преимущественно инженерная наука, имеющая свою область исследования, свои методы и инструменты.
М.И.Меерович, Л.И.Шрагина предложили следующие определения:
ТРИЗ — это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ — создание эффективной технологии изобретательства.
Обращаясь к вопросу структурных компонентов ТРИЗ, можно найти большое количество различных вариантов у разработчиков и преподавателей ТРИЗ. Автор ТРИЗ, описывая «железную» или, как сейчас стали говорить, «классическую» теорию изобретательства, основными структурными компонентами ТРИЗ определил: - теоретическую часть: законы развития технических систем
(ЗРТС), системный оператор (СО); - инструментальную часть: вепольный анализ, стандарты на
решение изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
- колоссальный информационный фонд, состоящий из громадного числа приемов разрешения технических и физических противоречий, указателей различных эффектов.
В настоящее время аббревиатура ТРИЗ включает не только теорию решения изобретательских задач. В конце ХХ столетия Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин констатировали, что ТРИЗ давно превратилась в комплекс (он пока не имеет адекватного названия, поэтому сохраняется инерция использования аббревиатуры ТРИЗ): - ТРИЗ — ТРТЛ (теория развития творческой личности) — РТВ (развитие творческого воображения). - Можно было бы добавить к этому перечню ТРТС (теорию развития технических систем). Сегодня ТРИЗ — это не только теория, но и международное общественное движение (МА ТРИЗ), направленное на то, чтобы сделать эффективные технологии творчества неотъемлемой частью мировой культуры.
В.А.Ширяева
Литература: Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ , 1989.
М.И.Меерович, Л.И.Шрагина предложили следующие определения:
ТРИЗ — это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ — создание эффективной технологии изобретательства.
Обращаясь к вопросу структурных компонентов ТРИЗ, можно найти большое количество различных вариантов у разработчиков и преподавателей ТРИЗ. Автор ТРИЗ, описывая «железную» или, как сейчас стали говорить, «классическую» теорию изобретательства, основными структурными компонентами ТРИЗ определил: - теоретическую часть: законы развития технических систем
(ЗРТС), системный оператор (СО); - инструментальную часть: вепольный анализ, стандарты на
решение изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
- колоссальный информационный фонд, состоящий из громадного числа приемов разрешения технических и физических противоречий, указателей различных эффектов.
В настоящее время аббревиатура ТРИЗ включает не только теорию решения изобретательских задач. В конце ХХ столетия Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин констатировали, что ТРИЗ давно превратилась в комплекс (он пока не имеет адекватного названия, поэтому сохраняется инерция использования аббревиатуры ТРИЗ): - ТРИЗ — ТРТЛ (теория развития творческой личности) — РТВ (развитие творческого воображения). - Можно было бы добавить к этому перечню ТРТС (теорию развития технических систем). Сегодня ТРИЗ — это не только теория, но и международное общественное движение (МА ТРИЗ), направленное на то, чтобы сделать эффективные технологии творчества неотъемлемой частью мировой культуры.
В.А.Ширяева
Литература: Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ , 1989.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005