Триз

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Триз
наука, изучающая объективные закономерности развития педагогических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) творческого решения проблем.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ТРИЗ
теория решения изобретательских задач. Появление ТРИЗ, ее быстрое развитие, по словам ее автора Генриха Сауловича Альтшуллера (1926–1998), не случайность, а необходимость, продиктованная научно-технической революцией. Идея создания новой методологии инженерного творчества возникла у автора в 1946 г., а систематическая работа над ее созданием началась с 1948 г. ТРИЗ создавалась на базе технических информационно-патентных фондов как преимущественно инженерная наука, имеющая свою область исследования, свои методы и инструменты.
М.И.Меерович, Л.И.Шрагина предложили следующие определения:
ТРИЗ — это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ — создание эффективной технологии изобретательства.
Обращаясь к вопросу структурных компонентов ТРИЗ, можно найти большое количество различных вариантов у разработчиков и преподавателей ТРИЗ. Автор ТРИЗ, описывая «железную» или, как сейчас стали говорить, «классическую» теорию изобретательства, основными структурными компонентами ТРИЗ определил: - теоретическую часть: законы развития технических систем
(ЗРТС), системный оператор (СО); - инструментальную часть: вепольный анализ, стандарты на
решение изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
- колоссальный информационный фонд, состоящий из громадного числа приемов разрешения технических и физических противоречий, указателей различных эффектов.
В настоящее время аббревиатура ТРИЗ включает не только теорию решения изобретательских задач. В конце ХХ столетия Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин констатировали, что ТРИЗ давно превратилась в комплекс (он пока не имеет адекватного названия, поэтому сохраняется инерция использования аббревиатуры ТРИЗ): - ТРИЗ — ТРТЛ (теория развития творческой личности) — РТВ (развитие творческого воображения). - Можно было бы добавить к этому перечню ТРТС (теорию развития технических систем). Сегодня ТРИЗ — это не только теория, но и международное общественное движение (МА ТРИЗ), направленное на то, чтобы сделать эффективные технологии творчества неотъемлемой частью мировой культуры.
В.А.Ширяева
Литература: Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ , 1989.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
840.95 кб

Триз-0бра30вание что это такое

Дмитриев В. А.
The philosophical meaning of the education based on the theory of inventive problems solving (TIPS) is disclosed in the present article in detail.
Читать PDF
380.00 кб

Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ

Серёгина Ольга Васильевна
Рассматриваются педагогические условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий. Выделены цели, задачи, принципы ТРИЗ-образования.
Читать PDF
78.97 кб

ТРИЗ в электронике. "зигзаг"

Уразаев Владимир
Современная Япония занимает лидирующее положение в электронике. Наиболее динамично развивающаяся область электроники — сотовая связь.
Читать PDF
1.58 мб

Занятие по «Основам религиозной культуры и светской этики» с применением ТРИЗ-технологий

Осина Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются приёмы развития творческого воображения и фантазии, с использованием элементов ТРИЗ. Автором описывается одно занятие по теме «Дружба» из курса «Основы светской этики» (4 класс)
Читать PDF
265.83 кб

ТРИЗ и преподавание иностранного языка

Волынкина Н.
Читать PDF
172.70 кб

Методы оди, ТРИЗ - «Ярмарка красок» интеллектуальных решений

Терентьева В.И.
Читать PDF
601.46 кб

Советы – принципы решения математических задач на основе ТРИЗ

Утёмов Вячеслав Викторович
В статье автор знакомит читателей с возможностями использования инструментов ТРИЗ при обучении школьников математике, в частности, в ней акцентировано внимание на советы – принципы решения математических задач.
Читать PDF
1.34 мб

Использование элементов НФТМ триз на уроке русского языка в начальной школе

Юхно Татьяна Григорьевна
В статье предлагается вариант урока, включающего пропедевтические задания к изучению ТРИЗ, нацеленные на развитие творческого воображения и НФТМ.
Читать PDF
1.53 мб

Использование инструментов ТРИЗ на уроке математики

Токарев Александр Васильевич
В статье рассмотрены инструменты ТРИЗ и методы развития творческого мышления. Автором рассмотрены методы моделирование, мозговой штурм, теория решения изобретательных задач, приведено блочное описание одного из уроков.
Читать PDF
1.45 мб

Использование ТРИЗ-педагогики на уроках физики: из опыта проведения открытых уроков

Татаринцев Алексей Иванович
В статье рассматриваются фрагменты уроков по физике с применением ТРИЗ. Автором приводится программа экспериментального элективного курса «Основы ТРИЗ».
Читать PDF
1.29 мб

Реализация дидактических принципов НФТМ – ТРИЗ на интегрированных уроках биологии

Прокопеня Елена Ивановна
В статье рассматривается возможность интеграции биологии с методологией творчества ТРИЗ на ступени среднего звена общеобразовательной школы.
Читать PDF
1.34 мб

ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО

Первякова Светлана Алексеевна
В статье рассматривается развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ в начальной школе.
Читать PDF
801.76 кб

Использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике

Утёмов Вячеслав Викторович
В статье авторы знакомят читателей с возможностями использования инструментов ТРИЗ при обучении школьников математике, в частности, в ней дается понимание мета-алгоритма и способов его использования при решении математических зада
Читать PDF
213.47 кб

Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков

Бурухина Елена Владимировна
Автор раскрывает понятие креативности, её параметры, описывает структурное содержание ТРИЗ-педагогики. В работе приводятся приёмы ТРИЗ, которые благоприятно влияют на развитие креативности подростков
Читать PDF
354.18 кб

Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе

Бабанова Ирина Александровна
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ТРИЗ-педагогика

    Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер. Первоначально применялась только для решения инженерно-технических пробл