ТРИЗ-педагогика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТРИЗ-педагогика
Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер. Первоначально применялась только для решения инженерно-технических проблем. Впоследствии стала использоваться в проблемном обучении для обозначения концепции, цель которой в развитии системного мышления школьников путем решения творческих задач. Не имеет статуса науки педагогики. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. -270)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА
теоретическое и методическое совмещение педагогической науки и теории решения изобретательских задач с целью определения алгоритмов и создания инструментальных способов построения системы средств развития (саморазвития), обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) личности на основе целостного понимания сущности этих процессов. А.А.Гин констатировал, что ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов ХХ века.
В ТРИЗ определены законы развития технических систем, а педагогика и педагогическая антропология ищет законы развития личности (на основе гуманитарного анализа). Корректное использование в педагогике общей логики теории решения изобретательских задач, с первого взгляда не имеющих между собой ничего общего с гуманитарным подходом, позволит по-новому проанализировать целый ряд педагогических доктрин (В.А.Бухвалов).
Основные причины интеграции: ориентация образовательной системы на будущее и подготовку личности к жизни в динамично изменяющемся мире; общие тенденции глобализации образования; преодоление узкой специализации образовательных учреждений (Ю.В.Горин); стремление к универсальности образования (А.И.Гасанов).
ТРИЗ-педагогика — это часть педагогики, которая разрабатывает на основе адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ — М.С.Гафитулин) и общих подходов изобретательской деятельности практические пути и способы повышения эффективности (результативности) педагогических (образовательных) технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе.
Главная цель ТРИЗ-педагогики — воспитание специалиста, способного творчески решать широкий диапазон задач, обладающего сильным мышлением, живущего в динамично меняющемся мире, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Научно-теоретическая основа ТРИЗ-педагогики: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); обучение эвристикам (Н.С.Чернышева); теория развития творческой личности (ТРТЛ) и теория развития коллективов (ТРК) (Б.Л.Злотин, А.В.Зусман); общая теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) (И.Мурашковская, А.Нестеренко, Н.Хоменко). Технологические компоненты ТРИЗ-педагогики: методы активизации мышления и перебора вариантов; методы развития творческого воображения; адаптивная теория решения изобретательских задач.
Минимальный результат, который можно получить, реализуя в профессиональной деятельности ТРИЗ-педагогику: уход от фактологического знания; создание технологии мышления и обучение технике интеллектуальной работы и решения нестандартных задач; формирование личностных творческих качеств; повышение мотивации к обучению. Суть ТРИЗ-педагогики в том, что она принципиально меняет содержание форм, способов, методов, приемов (технологий) образования, опираясь на знание законов развития искусственных систем.
В.А.Ширяева
Литература:
Альтшуллер Г.С. Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956, № 6.
Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография. — М.: МГИУ, 2003.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Основы культуры мышления // Школьные технологии. 1997, № 5.
Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. Вып. 1(12). — 2003.
Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ-педагогика как креативная технология образования: Учебно-методическое пособие. — Саратов: Научная книга, 2003.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
480.79 кб

Элементы ТРИЗ-педагогики на уроках физики

Васина Ольга Владиславовна
В статье рассматриваются основные методы и приемы ТРИЗ-педагогики. ТРИЗ-педагогика молодое, научное педагогическое направление, направленное на развитие сильного мышления, формирование творческой личности ученика.
Читать PDF
354.18 кб

Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе

Бабанова Ирина Александровна
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.
Читать PDF
269.74 кб

Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики

Фуфаев Иван Валентинович
В статье уточняется понятие творческой активности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются основы ТРИЗ; раскрываются компоненты ТРИЗ-педагогики; анализируются результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой активност
Читать PDF
213.47 кб

Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков

Бурухина Елена Владимировна
Автор раскрывает понятие креативности, её параметры, описывает структурное содержание ТРИЗ-педагогики. В работе приводятся приёмы ТРИЗ, которые благоприятно влияют на развитие креативности подростков
Читать PDF
445.53 кб

Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков

Бурухина Елена Владимировна
В статье рассматривается проблема использования опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков. Автор раскрывает понятие креативности, её параметры, описывает структурное содержание ТРИЗ-педагогики.
Читать PDF
1.45 мб

Использование ТРИЗ-педагогики на уроках физики: из опыта проведения открытых уроков

Татаринцев Алексей Иванович
В статье рассматриваются фрагменты уроков по физике с применением ТРИЗ. Автором приводится программа экспериментального элективного курса «Основы ТРИЗ».
Читать PDF
1.25 мб

Роль методов ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного

Сергеева Марина Георгиевна, Трубакова Диана Игоревна, Болдовская Наталья Васильевна, Визаулина Виктория Вячеславовна
В данной статье рассматривается проблема значения ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе.