ТРЕНАЖЕРЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Тренажер
отангл. train - тренировать, обучать) - учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Применяют при подготовке летчиков и космонавтов, при обучении машинописи, автовождению и т.д.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Тренажер
техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С применением Т. проводятся упражнения по отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТРЕНАЖЕР
от англ, train — тренировать, обучать) _ учебно-тренировочное моделирующее устройство, используемое в процессе обучения для выработки практических умений и навыков обращения с техническими и иными системами в реальном процессе деятельности, где находят применение результаты обучения (при подготовке летчиков, космонавтов, обучении шоферов), а также для выполнения комплекса упражнений с целью улучшения спортивной формы и укрепления физического Здоровья.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТРЕНАЖЕРЫ
технические устройства, конструкция которых помогает наиболее эффективно реализовать один или несколько методов исследования; — учебно–тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования управления машиной; — техническое средство профессиональной подготовки человека–оператора, реализующее физическую и / или функциональную модель системы "человек – машина" и ее взаимодействие с предметом труда и внешней средой; обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого и предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления системой "человек – машина"; — техническое средство обучения, реализующее модель эргатической системы и обеспечивающее контроль за качеством деятельности обучаемого [66, c. 374; 67, c. 409; 80, c. 707; 82, c. 793; 89, c. 213].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ТРЕНАЖЕРЫ
специальные технические средства обучения, моделирующие условия и содержание производственной деятельности человека, позволяющие создавать оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения этой деятельности.
С применением Т. в процессе производственного обучения проводятся упражнения по отработке трудовых навыков в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
В настоящее время самые разнообразные Т. используются при подготовке водителей автомобилей, операторов энергетических и химико-технологических установок, сварщиков, а также рабочих и специалистов многих других профессий.
Применение Т. обладает следующими преимуществами:
– способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам (спецтехнологии) к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;– создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключая опасность аварий, поломок оборудования;
– позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;
– создавать (имитировать) сложные условия работы, в том числе аварийные ситуации, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании познакомиться не могут;
– моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;
– помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля – решающего фактора при обучении многим навыкам, особенно при оснащении Т. специальными средствами и устройствами обратной связи.
Т. как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и соответственно деятельность учащихся, должны отвечать педагогико- эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого-физиологических, дидактических параметров. В классификационной системе они могут быть отнесены к моделям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики.
Важным фактором при создании Т. является упрощение и расчленение осваиваемой учащимися трудовой деятельности с тем, чтобы обучение было продолжено в реальных производственных условиях. Поэтому в учебных целях моделируется не вся производственная среда, не вся осваиваемая учащимися трудовая деятельность и не все операции, а только наиболее трудные в обучении и наиболее значимые, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы учащихся. Однако чем больше модель приближена к реальным условиям выполнения операций, тем выше ее эффективность как средства обучения.
По конструкции и назначению применяемые Т. можно подразделить на три группы:
1. Т., моделирующие устройство и функции технических объектов, предназначенные для отработки приемов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, автомобильные Т., Т., моделирующие технологические установки химического производства, и т.д. Эти Т., в свою очередь, подразделяются на Т., воспроизводящие моделируемые объекты в тех же размерах, что и реальные устройства, и Т., на которых обучение осуществляется путем выполнения упражнений в управлении действующими моделями технических объектов (уменьшенных размеров).
Т., моделирующие устройства и функции технических объектов, могут быть построены на принципах физического и математического моделирования на базе электронно- вычислительной техники.
В большинстве случаев используются Т., представляющие собой физические модели. Под физической моделью подразумевается предмет, процесс, ситуация и др., обладающие рядом физических свойств, сходных с оригиналом, но отличающиеся размерами, массой и отсутствием второстепенных явлений и деталей. Например, автомобильный Т. включает только рабочее место водителя и имитирует «движение» по дороге (движущуюся дорогу).
В таких Т. выделяют три составные части: тренировочную часть: рабочее место учащегося, оснащенное средствами взаимодействия учащегося с Т. (клавиатура, кнопки, вентили, задвижки, рукоятки, переключатели и т.п.); информационную часть: средства, отражающие результаты взаимодействия учащегося с Т. (дисплей, экран, табло, приборы, световая и звуковая сигнализация, телефон и т.п.); контрольный пульт управления: средства регистрации хода и успешности тренировок с важнейшими показателями (количество ошибок, скорость, точность, скоординированность отрабатываемых действий и т.п.) для учащегося и мастера, руководящего тренажем.
2. Т., предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью. К ним относятся, например, Т.-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные дляобучения поиску неисправностей; Т. для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиску причин брака и т.д. При создании таких Т. не ставится задача моделирования, копирования устройства и функций технических объектов. Их назначение – обучить учащихся алгоритмам, правилам выполнения определенных умственных действий (например, правилам анализа причин брака) и т.п.
3. Особая разновидность Т. – тренировочные устройства, которые предназначены для облегчения формирования какого-либо одного двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений. Например, тренировочные устройства для отработки координации движений рук при отпиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей и т.п.
В последние годы в связи с широким внедрением в учебный процесс электронно- вычислительной техники все большее применение находит компьютерное моделирование технологических и других производственных процессов с применением специально создаваемых педагогических программных средств – ППС. При этом с обратной связью является непосредственно компьютер. Тренаж операторской деятельности при этом строится на основе наглядного изображения реального объекта, совпадающего в ним настолько, что работа с компьютером имитирует реальную исполнительскую деятельностью.
Организуя упражнения на таком Т., важно ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации: формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях, различного рода индикаторах, экранах, табло. Это важно для специалистов самых разных профилей, например, для подготовки аппаратчиков (операторов) химического и нефтехимического производств. На Т., предназначенном для подготовки такого специалиста, имитируется нормальный технологический режим и характерные отклонения, в том числе аварийные ситуации. При выходе параметров процесса за допустимые пределы срабатывает звуковая и световая сигнализация. Учащиеся, получая по показаниям контрольно-измерительных приборов информацию о нарушении того или иного параметра, должны принять решение и возвратить процесс к нормальному режиму, что осуществляется при помощи вентилей ручного или ключей дистанционного управления. Т. позволяет также демонстрировать работу установки в автоматическом режиме. За правильностью действий учащегося можно следить по показаниям контрольно-измерительных приборов, а также по звуковой и световой сигнализации. Кроме того, действия учащегося фиксируются на диаграммах самопишущих приборов, что позволяет осуществлять контроль и самоконтроль.
Существенным достоинством Т. является применение ускоренного масштаба времени. В реальных условиях изменения параметров технологических процессов химического и нефтехимического производств происходят сравнительно медленно, и для того чтобы выполнить все упражнения в обычном масштабе протекания процессов, требуется в несколько раз больше учебного времени. Ускоренное же протекание модели технологического процесса делает более наглядными изменения его параметров.
Как показали экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт, ра- циональным является следующее построение обучения на Т.: задание мастером (преподавателем) на Т. определенной ситуации, режима тренировки; анализ учащимися содержания задания; определение состояния моделируемой на Т. системы, выявление отклонений от нормы, их величины и характера; принятие учащимися решения и определение алгоритма приведения системы в норму; работа учащихся с органами управления Т. по приведению системы в норму, отработка способов деятельности, текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части Т.; анализ мастером (преподавателем) и учащимися успешности упражнений по показателям контрольного пульта управления Т.; обоснование учащимися действий, выполненных на Т., и полученных результатов.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М., 1988; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.Т.С. Назарова, Е.С. Полат, В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.66 кб

Электронные пособия-тренажеры в формате документа pdf

Виноградов В. О., Королева Л. А.
В статье раскрываются аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе. Представлен способ реализации электронного пособия-тренажера в формате PDF на основе шаблонного оформления.
Читать PDF
1.46 мб

Flash-тренажеры как элемент успешной постановки лабораторного практикума

Баранов П. Ф., Горисев С. А., Ряшенцев И. В., Царева Е. В., Цимбалист Э. И.
В статье рассматривается применение технологии Flash при разработке виртуальных тренажеров для сборки схемы лабораторного эксперимента. Перспективы развития Flash-тренажеров и концепция приложения «Конструктор Flash-тренажеров»
Читать PDF
1.29 мб

Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам

Мицель А. А., Клыков В. В.
The interactive computer trainers in math disciplines are considered in the article. Various aspects of their development are also discussed
Читать PDF
1.51 мб

Динамические компьютерные тесты - тренажеры

Дьячук Павел Петрович, Логинов Дмитрий Анатольевич, Бажин Данил Сергеевич
Рассмотрены принципы создания динамических компьютерных тестов -тренажеров, позволяющих проводить диагностику процесса поиска решения задач, что соответствует диагностике компетентностей.
Читать PDF
18.00 мб

Виртуальные тренажеры при дистанционном обучении  плавсостава

Фомина Инга Константиновна, Тарануха Светлана Николаевна
формулируются основные направления развития информационно-образовательной среды университета при обучении плавсостава на базе развития распределенной инфраструктуры технических и программных комплексов, внедрения виртуальных трена
Читать PDF
1.30 мб

Индуктивные тренажеры в техническом университете

Казанская Ольга Васильевна, Альсова Ольга Константиновна
Статья посвящена рассмотрению учебных компьютерных тренажеров, реализующих поддержку индуктивного метода обучения, в преподавании прикладных математических дисциплин в системе высшего образования.
Читать PDF
13.23 мб

Речевые тренажеры по английской стандартной фразеологии радиотелефонной связи в авиации как средство

Гайдукова Мария Александровна
Обучение авиационных специалистов профессионально ориентированному английскому языку осуществляется с учетом правил, которые были разработаны специалистами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Читать PDF
694.62 кб

Механические головоломки как тренажеры для мозга

Богина Елена Юрьевна, Грибова Полина Сергеевна
Как часто, сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены реагировать мгновенно, принимать правильные, а зачастую, и нестандартные решения в экстремальных ситуациях.
Читать PDF
616.54 кб

Тренажер для дыхания

Алексеев Олег Леонидович, Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
500.28 кб

Как учить иностранному языку дистанционно? Технология мягкого тестирования: тренажер «Толмач»

Морев И. А.
The examples and counsels for distant learning's workers electronic teaching aid developers are shown. The conception of computer training program «Tolmatch» made in Far Eastern National University (Vladivostok) is described.
Читать PDF
3.01 мб

Автоматизация процесса оценки обучающихся на тактических тренажерах

Шустова Н. А., Довженко В. Н., Реньш С. Ю.
Читать PDF
351.94 кб

Тренажерная исследовательская среда

Бокарева Г. , Кикоть Е.
Читать PDF
903.07 кб

Интеллектуальные обучающие тренажерные системы

Дьячук П. П.
This article is devoted to intellectual educational systems, which manage the process of shaping skills for solving mathematical problems
Читать PDF
0.00 байт

Применение тренажеров при внутрифирменном производственном обучении персонала

Бродский С. Ф.
Читать PDF
637.77 кб

Тренажер как инструмент подготовки к контрольному тестированию

Чернышева Наталья Дмитриевна, Самодова Галина Анатольевна
Рассматриваются вопросы, связанные с использованием обучающих тестов на стадии подготовки к различным видам контрольного тестирования студентов-медиков по английскому языку.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

    программы, которые служат для отработки и закрепления технических навыков при решении задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уров
  • СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА

    пространство тренажера, воздействующее на анализаторы испытуемого и определяющее его ответные действия. В основном – это приборы как источники информации [61, c. 132].
  • ТРЕНАЖЕРАМОТОРНОЕ ПОЛЕ

    пространство тренажера с расположенными органами управления, в котором осуществляются двигательные действия испытуемого по управлению тренажером. Оно представлено кнопками, тумблерами, ручкам
  • ВИДЫ ТРЕНАЖЕРОВ

    индивидуальные и групповые; регистрирующие отдельные параметры и оценивающие деятельность в целом; с физическим сходством и с психологическим подобием; адаптивные; специальные и широкого назнач
  • ТРЕНАЖЕРОМЕТРИЯ

    метод исследования процесса совершенствования профессиональных действий или развития профессионально важных психофизиологических качеств с помощью тренажеров.