ТРЕНАЖЕРЫ
Тренажер
отангл. train - тренировать, обучать) - учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Применяют при подготовке летчиков и космонавтов, при обучении машинописи, автовождению и т.д.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Тренажер
техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С применением Т. проводятся упражнения по отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ТРЕНАЖЕР
от англ, train — тренировать, обучать) _ учебно-тренировочное моделирующее устройство, используемое в процессе обучения для выработки практических умений и навыков обращения с техническими и иными системами в реальном процессе деятельности, где находят применение результаты обучения (при подготовке летчиков, космонавтов, обучении шоферов), а также для выполнения комплекса упражнений с целью улучшения спортивной формы и укрепления физического Здоровья.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ТРЕНАЖЕРЫ
технические устройства, конструкция которых помогает наиболее эффективно реализовать один или несколько методов исследования; — учебно–тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования управления машиной; — техническое средство профессиональной подготовки человека–оператора, реализующее физическую и / или функциональную модель системы "человек – машина" и ее взаимодействие с предметом труда и внешней средой; обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого и предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления системой "человек – машина"; — техническое средство обучения, реализующее модель эргатической системы и обеспечивающее контроль за качеством деятельности обучаемого [66, c. 374; 67, c. 409; 80, c. 707; 82, c. 793; 89, c. 213].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ТРЕНАЖЕРЫ
специальные технические средства обучения, моделирующие условия и содержание производственной деятельности человека, позволяющие создавать оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения этой деятельности.
С применением Т. в процессе производственного обучения проводятся упражнения по отработке трудовых навыков в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
В настоящее время самые разнообразные Т. используются при подготовке водителей автомобилей, операторов энергетических и химико-технологических установок, сварщиков, а также рабочих и специалистов многих других профессий.
Применение Т. обладает следующими преимуществами:
– способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам (спецтехнологии) к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;– создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключая опасность аварий, поломок оборудования;
– позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;
– создавать (имитировать) сложные условия работы, в том числе аварийные ситуации, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании познакомиться не могут;
– моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;
– помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля – решающего фактора при обучении многим навыкам, особенно при оснащении Т. специальными средствами и устройствами обратной связи.
Т. как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и соответственно деятельность учащихся, должны отвечать педагогико- эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого-физиологических, дидактических параметров. В классификационной системе они могут быть отнесены к моделям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики.
Важным фактором при создании Т. является упрощение и расчленение осваиваемой учащимися трудовой деятельности с тем, чтобы обучение было продолжено в реальных производственных условиях. Поэтому в учебных целях моделируется не вся производственная среда, не вся осваиваемая учащимися трудовая деятельность и не все операции, а только наиболее трудные в обучении и наиболее значимые, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы учащихся. Однако чем больше модель приближена к реальным условиям выполнения операций, тем выше ее эффективность как средства обучения.
По конструкции и назначению применяемые Т. можно подразделить на три группы:
1. Т., моделирующие устройство и функции технических объектов, предназначенные для отработки приемов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, автомобильные Т., Т., моделирующие технологические установки химического производства, и т.д. Эти Т., в свою очередь, подразделяются на Т., воспроизводящие моделируемые объекты в тех же размерах, что и реальные устройства, и Т., на которых обучение осуществляется путем выполнения упражнений в управлении действующими моделями технических объектов (уменьшенных размеров).
Т., моделирующие устройства и функции технических объектов, могут быть построены на принципах физического и математического моделирования на базе электронно- вычислительной техники.
В большинстве случаев используются Т., представляющие собой физические модели. Под физической моделью подразумевается предмет, процесс, ситуация и др., обладающие рядом физических свойств, сходных с оригиналом, но отличающиеся размерами, массой и отсутствием второстепенных явлений и деталей. Например, автомобильный Т. включает только рабочее место водителя и имитирует «движение» по дороге (движущуюся дорогу).
В таких Т. выделяют три составные части: тренировочную часть: рабочее место учащегося, оснащенное средствами взаимодействия учащегося с Т. (клавиатура, кнопки, вентили, задвижки, рукоятки, переключатели и т.п.); информационную часть: средства, отражающие результаты взаимодействия учащегося с Т. (дисплей, экран, табло, приборы, световая и звуковая сигнализация, телефон и т.п.); контрольный пульт управления: средства регистрации хода и успешности тренировок с важнейшими показателями (количество ошибок, скорость, точность, скоординированность отрабатываемых действий и т.п.) для учащегося и мастера, руководящего тренажем.
2. Т., предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью. К ним относятся, например, Т.-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные дляобучения поиску неисправностей; Т. для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиску причин брака и т.д. При создании таких Т. не ставится задача моделирования, копирования устройства и функций технических объектов. Их назначение – обучить учащихся алгоритмам, правилам выполнения определенных умственных действий (например, правилам анализа причин брака) и т.п.
3. Особая разновидность Т. – тренировочные устройства, которые предназначены для облегчения формирования какого-либо одного двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений. Например, тренировочные устройства для отработки координации движений рук при отпиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей и т.п.
В последние годы в связи с широким внедрением в учебный процесс электронно- вычислительной техники все большее применение находит компьютерное моделирование технологических и других производственных процессов с применением специально создаваемых педагогических программных средств – ППС. При этом с обратной связью является непосредственно компьютер. Тренаж операторской деятельности при этом строится на основе наглядного изображения реального объекта, совпадающего в ним настолько, что работа с компьютером имитирует реальную исполнительскую деятельностью.
Организуя упражнения на таком Т., важно ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации: формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях, различного рода индикаторах, экранах, табло. Это важно для специалистов самых разных профилей, например, для подготовки аппаратчиков (операторов) химического и нефтехимического производств. На Т., предназначенном для подготовки такого специалиста, имитируется нормальный технологический режим и характерные отклонения, в том числе аварийные ситуации. При выходе параметров процесса за допустимые пределы срабатывает звуковая и световая сигнализация. Учащиеся, получая по показаниям контрольно-измерительных приборов информацию о нарушении того или иного параметра, должны принять решение и возвратить процесс к нормальному режиму, что осуществляется при помощи вентилей ручного или ключей дистанционного управления. Т. позволяет также демонстрировать работу установки в автоматическом режиме. За правильностью действий учащегося можно следить по показаниям контрольно-измерительных приборов, а также по звуковой и световой сигнализации. Кроме того, действия учащегося фиксируются на диаграммах самопишущих приборов, что позволяет осуществлять контроль и самоконтроль.
Существенным достоинством Т. является применение ускоренного масштаба времени. В реальных условиях изменения параметров технологических процессов химического и нефтехимического производств происходят сравнительно медленно, и для того чтобы выполнить все упражнения в обычном масштабе протекания процессов, требуется в несколько раз больше учебного времени. Ускоренное же протекание модели технологического процесса делает более наглядными изменения его параметров.
Как показали экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт, ра- циональным является следующее построение обучения на Т.: задание мастером (преподавателем) на Т. определенной ситуации, режима тренировки; анализ учащимися содержания задания; определение состояния моделируемой на Т. системы, выявление отклонений от нормы, их величины и характера; принятие учащимися решения и определение алгоритма приведения системы в норму; работа учащихся с органами управления Т. по приведению системы в норму, отработка способов деятельности, текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части Т.; анализ мастером (преподавателем) и учащимися успешности упражнений по показателям контрольного пульта управления Т.; обоснование учащимися действий, выполненных на Т., и полученных результатов.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М., 1988; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.Т.С. Назарова, Е.С. Полат, В.А. Скакун
С применением Т. в процессе производственного обучения проводятся упражнения по отработке трудовых навыков в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
В настоящее время самые разнообразные Т. используются при подготовке водителей автомобилей, операторов энергетических и химико-технологических установок, сварщиков, а также рабочих и специалистов многих других профессий.
Применение Т. обладает следующими преимуществами:
– способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам (спецтехнологии) к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;– создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключая опасность аварий, поломок оборудования;
– позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;
– создавать (имитировать) сложные условия работы, в том числе аварийные ситуации, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании познакомиться не могут;
– моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;
– помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля – решающего фактора при обучении многим навыкам, особенно при оснащении Т. специальными средствами и устройствами обратной связи.
Т. как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и соответственно деятельность учащихся, должны отвечать педагогико- эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого-физиологических, дидактических параметров. В классификационной системе они могут быть отнесены к моделям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики.
Важным фактором при создании Т. является упрощение и расчленение осваиваемой учащимися трудовой деятельности с тем, чтобы обучение было продолжено в реальных производственных условиях. Поэтому в учебных целях моделируется не вся производственная среда, не вся осваиваемая учащимися трудовая деятельность и не все операции, а только наиболее трудные в обучении и наиболее значимые, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы учащихся. Однако чем больше модель приближена к реальным условиям выполнения операций, тем выше ее эффективность как средства обучения.
По конструкции и назначению применяемые Т. можно подразделить на три группы:
1. Т., моделирующие устройство и функции технических объектов, предназначенные для отработки приемов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, автомобильные Т., Т., моделирующие технологические установки химического производства, и т.д. Эти Т., в свою очередь, подразделяются на Т., воспроизводящие моделируемые объекты в тех же размерах, что и реальные устройства, и Т., на которых обучение осуществляется путем выполнения упражнений в управлении действующими моделями технических объектов (уменьшенных размеров).
Т., моделирующие устройства и функции технических объектов, могут быть построены на принципах физического и математического моделирования на базе электронно- вычислительной техники.
В большинстве случаев используются Т., представляющие собой физические модели. Под физической моделью подразумевается предмет, процесс, ситуация и др., обладающие рядом физических свойств, сходных с оригиналом, но отличающиеся размерами, массой и отсутствием второстепенных явлений и деталей. Например, автомобильный Т. включает только рабочее место водителя и имитирует «движение» по дороге (движущуюся дорогу).
В таких Т. выделяют три составные части: тренировочную часть: рабочее место учащегося, оснащенное средствами взаимодействия учащегося с Т. (клавиатура, кнопки, вентили, задвижки, рукоятки, переключатели и т.п.); информационную часть: средства, отражающие результаты взаимодействия учащегося с Т. (дисплей, экран, табло, приборы, световая и звуковая сигнализация, телефон и т.п.); контрольный пульт управления: средства регистрации хода и успешности тренировок с важнейшими показателями (количество ошибок, скорость, точность, скоординированность отрабатываемых действий и т.п.) для учащегося и мастера, руководящего тренажем.
2. Т., предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью. К ним относятся, например, Т.-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные дляобучения поиску неисправностей; Т. для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиску причин брака и т.д. При создании таких Т. не ставится задача моделирования, копирования устройства и функций технических объектов. Их назначение – обучить учащихся алгоритмам, правилам выполнения определенных умственных действий (например, правилам анализа причин брака) и т.п.
3. Особая разновидность Т. – тренировочные устройства, которые предназначены для облегчения формирования какого-либо одного двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений. Например, тренировочные устройства для отработки координации движений рук при отпиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей и т.п.
В последние годы в связи с широким внедрением в учебный процесс электронно- вычислительной техники все большее применение находит компьютерное моделирование технологических и других производственных процессов с применением специально создаваемых педагогических программных средств – ППС. При этом с обратной связью является непосредственно компьютер. Тренаж операторской деятельности при этом строится на основе наглядного изображения реального объекта, совпадающего в ним настолько, что работа с компьютером имитирует реальную исполнительскую деятельностью.
Организуя упражнения на таком Т., важно ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации: формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях, различного рода индикаторах, экранах, табло. Это важно для специалистов самых разных профилей, например, для подготовки аппаратчиков (операторов) химического и нефтехимического производств. На Т., предназначенном для подготовки такого специалиста, имитируется нормальный технологический режим и характерные отклонения, в том числе аварийные ситуации. При выходе параметров процесса за допустимые пределы срабатывает звуковая и световая сигнализация. Учащиеся, получая по показаниям контрольно-измерительных приборов информацию о нарушении того или иного параметра, должны принять решение и возвратить процесс к нормальному режиму, что осуществляется при помощи вентилей ручного или ключей дистанционного управления. Т. позволяет также демонстрировать работу установки в автоматическом режиме. За правильностью действий учащегося можно следить по показаниям контрольно-измерительных приборов, а также по звуковой и световой сигнализации. Кроме того, действия учащегося фиксируются на диаграммах самопишущих приборов, что позволяет осуществлять контроль и самоконтроль.
Существенным достоинством Т. является применение ускоренного масштаба времени. В реальных условиях изменения параметров технологических процессов химического и нефтехимического производств происходят сравнительно медленно, и для того чтобы выполнить все упражнения в обычном масштабе протекания процессов, требуется в несколько раз больше учебного времени. Ускоренное же протекание модели технологического процесса делает более наглядными изменения его параметров.
Как показали экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт, ра- циональным является следующее построение обучения на Т.: задание мастером (преподавателем) на Т. определенной ситуации, режима тренировки; анализ учащимися содержания задания; определение состояния моделируемой на Т. системы, выявление отклонений от нормы, их величины и характера; принятие учащимися решения и определение алгоритма приведения системы в норму; работа учащихся с органами управления Т. по приведению системы в норму, отработка способов деятельности, текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части Т.; анализ мастером (преподавателем) и учащимися успешности упражнений по показателям контрольного пульта управления Т.; обоснование учащимися действий, выполненных на Т., и полученных результатов.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М., 1988; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.Т.С. Назарова, Е.С. Полат, В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.