ТРЕБОВАНИЯ К БРИГАДИРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К БРИГАДИРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ
. Для того чтобы бригадир мог воздействовать на молодого рабочего, ему необходимо иметь не только высокое профессиональное мастерство, но и высокие нравственные качества и любовь к этому новому для него делу. Именно они являются определяющими факторами в обучении и воспитании молодых рабочих.
Прежде всего от бригадира требуется, чтобы он любил людей, молодежь, обладал трудовым и жизненным опытом, мудростью, рассудительностью, был нравственно воспитанным человеком, имел желание передавать свой опыт и знания молодым рабочим.
Молодые рабочие Санкт-Петербургских заводов в качестве наиболее привлекательных черт у бригадира отметили наличие производственного опыта и морально-нравственные качества. 87% опрошенных на вопрос о том, что они ценят в бригадирах, ответили – ответственное отношение к делу, хорошую работу; 68% – чуткость, стремление и способность установить дружеские отношения с подшефными.
В свою очередь бригадиры ценят у рабочей молодежи: трудолюбие – 53%; правдивость и добросовестность – 50%; стремление к знаниям, настойчивость – 61%; уважение к старшим – 73%; скромность – 72%. Далее идут: коллективизм, дисциплинированность, организованность, смелость, чувство долга, чуткость и уважение к членам коллектива, умение критически оценивать свое поведение, принципиально и смело критиковать недостатки других.
Проанализировав результаты своих сильных и слабых педагогических качеств, можно спроектировать свой образ как бригадира, наметить план действий по дальнейшему совершенствованию педагогического самообразования.
Для успешного выполнения воспитательных функций от бригадира требуются:
высокие моральные качества, целеустремленность, умение воспитывать молодежь на традициях рабочего класса, разбираться во внешней и внутренней политике нашего государства, активность в общественной жизни учебного заведения и предприятия, участие в соревновании;
педагогическое мастерство, позволяющее передавать свои знания, жизненный и производственный опыт, владеть формами и методами обучения и воспитания, знать основы методики производственного обучения и методики воспитательной работы, уметь планировать свою деятельность и организовывать труд молодого рабочего, его самостоятельную работу, осуществлять индивидуальный подход, знать его психологические особенности, обладать способностью объективной оценки поведения молодого рабочего, ответственное отношение к порученному делу и чуткое отношение к людям, любовь к молодежи и др.;
знание психологических особенностей молодых рабочих;коммуникативные качества: умение налаживать контакты, поддерживать деловые и дружеские отношения с людьми и общественными организациями, находить общий язык с собеседниками, слушать и понимать человека, умение разбираться в людях, понимать нужды и запросы молодых рабочих, быть образцом в труде, семье и общественной жизни, уметь воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки, укреплять дисциплину, развивать общественную активность, обладать способностью своим интеллектом и другими свойствами личности вызвать симпатию молодого рабочего;
организаторские качества: умение планировать свою работу и выполнять намеченный план, умение организовать работу, выдвигать определенные задачи, предложения, энергично действовать при решении поставленных перед ними задач. В свою очередь организаторские способности личности определяются путем психофизиологических свойств, в том числе темпераментом, энергичностью, гибкостью и критичностью мышления, принципиальностью, целеустремленностью, подтянутостью;
достаточный уровень общей культуры (иметь более высокое образование, чем молодой рабочий), стремление систематически повышать знания, иметь разнообразные интересы, увлечения, обладать педагогическим тактом, хорошими манерами, быть выдержанным и не раздражаться по пустякам;
нравственно-этические качества: честность, скромность, доброта, общительный характер, внимательность, ответственное отношение к порученному делу, справедливость, доброжелательность, чуткое отношение к людям, готовность всегда прийти на помощь, любовь к молодежи;
общественно-политическая активность, выражающаяся, наряду с участием в общественной работе, в участии в соревновании, в готовности поддержать полезные почины, в стремлении к расширению кругозора, повышении образования;
авторитет. Основой авторитета бригадира является его общественное лицо, его трудовая активность, высокое профессиональное мастерство, моральная чистота, хорошие организаторские навыки, позволяющие ему организовать коллективный труд молодых рабочих на благо общества. Такому бригадиру чужд ложный авторитет.
Бригадир с высоким авторитетом, как правило, отличается добротой и доброжелательностью, терпеливостью, искренностью сопереживаний, гуманностью, принципиальностью в решении всех вопросов, убежденностью, непримиримостью к чуждым взглядам.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Стариков И. М. Профессиональная подготовка рабочих к эффективному труду в бригадах.
– Казань, 1986.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.