ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
трансакционный) — направление в психологии, разработанное в 50-е годы амер. психологом и психиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я — родитель, взрослый и ребенок. Трансактный подход в работе учителя проявляется в том, что он умеет строить общение с учащимися и от себя к ним, и от них к себе по законам Т. а., анализировать ситуации взаимодействия с воспитанниками на основе трех психических состояний, что помогает ему понять специфику общения с ними.
Источник: Педагогический словарь
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого "Я" (эго-состояний). Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Каждый компонент несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл.о. с оформлением полноценно функционирующего "Взрослого".
Источник: Терминологический словарь библиотекаря