ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, тpансакционный анализ

Найдено 1 определение
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, тpансакционный анализ
англ. trans-actional analysis), направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Т. а, как психотерапевтам, метод был разработан в 50-х гг. 20 в. амер. психологом и психиатром Э. Берном (1910—70), к-рый опирался на представления 3. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитич. терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что Т. а., по существу, является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений Т. а, действительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют.н. специфич. черты Т. а., позволяющие рассматривать его как самостоят. направление психол. теории и практики.
В основе Т. а, лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого «Я» (эго-состо-яний). Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил назв. «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
«Родитель» (аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности). выступает носителем социальных норм и предписаний, к-рые человек некритически усваивает в детстве (гл. обр. под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся авто-матизиров. формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования «Родителя» определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
«Ребенок» выступает носителем биол. потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними дет. впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные - отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.
«Взрослый» - наиб. рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, к-рая заложена в «Родителе» и «Ребенке». «Взрослый» олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл. обр. с оформлением полноценно функционирующего «Взрослого». Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли «Взрослого».
В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, Т. а, уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредств. акт межличностного взаимодействия (трансакция). может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (т. н. дополнительная трансакция). Напр., один из партнеров выступает с позиций «Родителя» и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение к «Ребенку» другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с дет. позиции, адресуя свой ответ «Родителю». В этом случае общение протекает гармонич. но и удовлетворяет партнеров. Но возможна и т. н. перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Напр., «Взрослый» одного jn партнеров обращается к «Взрослому» другого с рациональным предложением,,1 тот избирает дет. реакцию, адресуемую «Родителю» партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.
Исходя из э гой модели, Берн разработал теорию «mi р», под к-рыми понимаются неконстр). ктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию «игр». В основе мн. игр лежат «сценарии», программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставления им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а, является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, Т. а, предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положит. эффект. Одной из осн. сфер приложения Т. а, является коррекция внутрисемей-ных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Осн. понятия Т. а, и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело. Т. е, осн. задача помощи родителям - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в др. социальных сферах.
Последователь Берна амер. психотерапевт Т. Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык Т. а., легче решит свои проблемы, т. к. будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире.
В модели воспитания, основанной на Т. а., подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Несмотря на то, что тео-ретич. положения Т. а, уязвимы для критики, его практич. использование демонстрирует позитивные результаты.
Лит.: Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, пер. с англ., М., 1988; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; Д ж с и м с М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать, пер. с англ., М., 1993; Харрис Т., Я - хороший, ты - хороший, пер. с англ., М., 1993; Психология воспитания, под ред. В. А. Петровского, М., 1995 С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия