ТОРНДАЙК Эдуард Ли

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТОРНДАЙК (Thorndike) ЭДУАРД ЛИ (1874-1949)
американский психолог и педагог. Профессор Колумбийского университета (с 1904). С 1924 один из редакторов "Журнала генетической психологии", с 1926 - "Монографий генетической психологии". Способствовал внедрению объективных методов в исследование процесса научения. Работа Т. "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т.ч. на концепции программированного обучения. Автор св. 500 работ по различным проблемам психологии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТОРНДАЙК Эдуард Ли
31.8.1874, Уильямсберг, шт. Массачусетс, - 9.8.1949, Монтроз, шт. Нью-Йорк), амер. психолог и педагог. С 1904 проф. Колумбийского ун-та и пед. колледжа в Нью-Йорке. С 1924 один из редакторов «Журнала генетич. психологии» («Journal of Genetic Psychology»), с 1926 - «Монографий генетич. психологии» («Genetic Psychology Monographs»). Член Нац. АН США.
Первая работа Т. - «Ум животных» («Animal intelligence», 1898). явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследования процесса научения. Помещая в т. н. проблемные клетки - эксперим. устройства разл. степени сложности - подопытных животных, Т. фиксировал их двигат. реакции, направленные на выход из клетки и подкрепление завершающего действия. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Тем самым Т., по существу, разработал осн. схему бихевиоризма (хотя сам себя бихе-виористом не считал). Впоследствии в работах Ж. Пиаже, Т. С. Холла, Э. Ч. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.
Работа Т. «Пед. психология» («Educa-tional psychology», 1903). оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т. ч. на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биол. позиций; центральным был для него «закон эффекта» - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Др. закон, названный Т. «законом упражнения», гласил, что для закрепления связи между стимулом и реакцией необходимо повторение этой связи, в противном случае она исчезает. Экспериментально изучая проблему формального обучения, доказал, что с одного материала на другой, вновь изучаемый, могут быть перенесены только общие принципы или идентичные элементы. Т. принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного измерения уровня психич. развития им разработана собственная система тестов. Т. опубликовал 507 работ по разл. проблемам психологии.
Соч.: The measurement of intelligence, N. Y., [1927] (соавт.); Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. - Принципы обучения, основанные на психологии, M., 19033; Психология обучения взрослых, М. - Л., 1931 (соавт.); Психология арифметики, М. - Л., 1932; Вопросы преподавания алгебры, М., 1934; Процесс учения у человека, М., 1935. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • Эдуард Торндайк

    1874-1949) - американский психолог. Считал, что педагогике как научной дисциплине необходимы количественные методы исследования. Разработал систему количественного измерения интеллектуального разв