ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
(1828–1910) – великий русский писатель, известен и как педагог. Родился в с. Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской области. Наряду с писательской деятельностью много внимания уделял теории и практике свободного воспитания. Открыл школу в Ясной Поляне и проводил большую экспериментальную работу по свободному воспитанию, свои взгляды активно пропагандировал на страницах журналов, в письмах.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
(1828–1910) – великий русский писатель и педагог. Педагогические работы: «Народное образование», «Азбука», «Книга для чтения». Придерживался идеи свободы детской активности и детского творчества; призывал к уважению ребенка как личности. Ратовал за физическое воспитание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, таблицы и картины, подлинные предметы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
(1828– 1910), русский писатель. Произведения Л.Н. Толстого «Три медведя», «Кавказский пленник», «После бала», «Война и мир» в 1950-е – 2000-е гг. входили в число подлежащих обязательному изучению в школе. «В нашу повседневную жизнь Толстой… заходит без стука... Всё начинается с заочного запугивания масштабами дарования. Ещё в восьмом классе учительница, завывая: “Пушкина не можешь прочесть, а что ж будет в десятом, когда по программе “Война и мир”!!!” Обморок. Так формируется миф. Предчувствие Толстого как необъятного по размерам писателя, которого, однако, неизбежно надо “пройти”, встречи с которым не избежать никому… Толстой – это синоним не просто чего-то большого. Толстой – это больше, чем много. “Ты что так долго копаешься? “Войну и мир” пишешь?” – подгоняют медлительного ученика» (Архангельский, 2006, 5).
О 1941 г.: «…Когда [Нина] услышала о том, что разграблена Ясная Поляна, она сразу вспомнила детство и как они в тридцать седьмом всем классом вместе с учительницей ездили в зимние каникулы поклониться могиле Толстого…» (Глушко, [1988] 1990, 48).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Толстой Лев Николаевич
1828-1910) – великий русский писатель и педагог. Пед. работы: «Народное образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Азбука», четыре «Книги для чтения». Был с детства поклонником Ж.-Ж. Руссо и его теории свободного воспитания. В зрелом возрасте в своем имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей, обучение которых осуществлялось по разработанной им системе воспитания и обучения. Придерживался идеи свободы детской активности и детского творчества; призывал к уважению ребенка как личности, к уважению детских недостатков. Считал, что для нравственного воспитания ребенка надо прежде всего приобщать к «религиозному началу». Ратовал за физическое воспитание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В области умственного развития считал необходимым совершенствовать у детей наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Большое место в обучении уделял слову учителя. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, таблицы и картины, подлинные предметы. Полагал, что если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

писатель, мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859-62), названный Т. временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека ("закон движения вперед образования"), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Т. отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию. Второй период педагогической деятельности Т. (1870-76) связан с созданием "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1- 4, 1872) и "Новой Азбуки" (1875), направленных на развитие "нравственных чувств, воображения, поэтического чутья" учащихся. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" и "Русские книги для чтения" (1875). Третий период педагогических исканий Т. (конец 1880-х гг. - 1910) связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Т. считал гл. делом своей жизни. Оно изложено в работах философского, психологического и публицистического характера ("Исповедь", "О жизни", "Что же нам делать" и др.), в педагогических сочинениях ("О воспитании", "О науке"), в изданиях для широких слоев населения ("Путь жизни", "Мысли мудрых людей"), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им издательство "Посредник", где издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения". Т. в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Т. стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Т. понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Т. привлек внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Т. стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы. Т. обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Т. центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (1908). .21,6(2)315.8-Толстой Л.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Лев Николаевич Толстой
1828-1910) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода. 1 период. Основная деятельность. 1859-1962 Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март-апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться». «Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников». 2 период. Методический. 70-е годы Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослагательный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий. 3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы. В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания» Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого (разных периодов) «Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию». «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от практики: «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ». Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы. Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью». Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке. Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией. . . »

Источник: История образования и педагогической мысли

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
граф [(28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щекинского р-на Тульской обл., - 7(20). 11.1910, ст. Астапово, ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл.; похоронен в Ясной Поляне], писатель, мыслитель, педагог. В 1841—47 жил в Казани, где учился в ун-те один год на вост. отделении филос. ф-та и два года на юрид. ф-те. В 1851 уехал на Кавказ на воен. службу, в 1854—55 участвовал в обороне Севастополя. В эти годы начал заниматься лит. деятельностью. С 1855 в Петербурге, сблизился с сотрудниками журн. «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским; внимательно следил за ходом дискуссий западников и славянофилов.
В первый период пед. деятельности (1859—62), названный Т. временем «трехлетнего страстного увлечения.. педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной нач. школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 нач. школ в Тульской губ., учителям к-рых всячески помогал.
В 1860—61 предпринял поездку по странам Зап. Европы с целью изучения состояния пед. наук и нар. образования. По возвращении из путешествия Т. писал о своем полном неприятии увиденного. По мнению Т., в зап.-европ. педагогике «на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые неизменные формы». Эти размышления инициировала встреча с А. Дистервегом, в ходе к-рой Т. сказал, что «лучшая система - не иметь никакой системы», выразив в парадоксальной форме несогласие с механистич., рационалистич. установками в педагогике. В 1862 издавал пед. журн. «Ясная Поляна» (всего вышло 12 номеров), в к-ром напечатал ряд своих пед. статей. Каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей.
После завершения работы над романом «Война и мир» (1869). начался второй период пед. деятельности Т., содержанием к-рого было создание «Азбуки» - комплекса уч. книг для нач. школы с метод, указаниями для учителя (кн. 1—4, 1872). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первонач. обучения отличалась ориг. принципами составления: все материалы - слова, отд. предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки - отражали жизнь рус. крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этногр. и геогр. сведения. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоят. пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). В первой пол. 70-х гг. Т. возобновил работу в Яснополянской школе. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, Т. добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда уч. лит-рой и инвентарем. В 1874 написал программную ст. «О нар. образовании», обобщавшую его пед. опыт.
После завершения романа «Анна Каренина» наступил третий период пед. исканий Т. (кон. 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религ.-нравств. учения Т. Произведения этого времени - художественные (роман «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича»; пьесы «Плоды просвещения» и «Власть тьмы»). и публицистические («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.) - проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им изд-во «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Дет. круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Дет. мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (журн. «Свободное воспитание», 1908). и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий писателя с учениками по вопросам морали в его доме в Ясной Поляне в 1906—08.
Пед. идеи Т. могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой к-рого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Т. и в своих пед. сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель - новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные филос. и психол. проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и обществ, сознания и ряд других.
Стержнем всего пед. творчества Т. стала проблема духовно-нравств. основ развития личности. Становление личноста Т. понимал как формирование ее нравств. сферы в разл. видах деятельности. Т. привлек внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этич. познания. Впервые в истории рус. педагогики Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
В статьях Т. на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах пед. исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в «лабораторию творческого труда учителей и учащихся». Мастерски владевший методом пед. наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребенка, Т. может считаться одним из рус. педагогов, положивших начало эксперим. работе в условиях повседневных шк. занятий.
Задачи пед. науки, по мысли Т., заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также в изучении условий, к-рые препятствуют такому совпадению. Большое значение Т. придавал уточнению понятий «образование», «обучение», «воспитание», «учение», «преподавание». При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятии недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивида и обществ, опыта. Считая, что существует общая закономерность психич. развития человека, усваивающего основы совр. ему культуры, Т. стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы.
Т. обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех пед. теорий» (Пед. соч., М., 1989, с. 287). Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психич. развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие.. к достижению высшего идеала гармонии» (там же, с. 287). Ребенку нужен «только материал для того, чтобы пополняться гармонич. ески и всесторонне» (там же, с. 288).
В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного науч. образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Т. пытался определить содержание шк. обучения, исходя из основных ист. форм мышления (логич., худож.), соответствующих им уч. предметов (матем., естественных, языковых). и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление «ложного» миропонимания.
Особую роль в пед. концепции Т. приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий. По убеждению Т., на основе формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, к-рые перед ними ставит жизнь. Исходя из своего практич. опыта, Т. подчеркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлеченного в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие.
Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, к-рый способствовал бы позна-ват. активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В релит.-нравств. учении Т. центр, место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»). и стремлением к нравств., бескорыстным действиям. По Т., обретение нравств. смысла жизни - источник психич. здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму («Исповедь»).
В образе Бога Т. видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравств. совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутр. ориентира.
Обращаясь к таким важнейшим нравств. постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Т. рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на к-рых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни - значит. помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом.
Обобщенный нравств. опыт человечества, по Т., - это наука человековедения, цель к-рой указывать разл. образцы приложения нравств. сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования.
Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в ст. «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки - дела», «соблазны внутренние и внешние». Нравств. воспитание, являющееся, по Т., формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознат. пути зависит от того окружения и атмосферы, в к-рых ребенок растет.н. принимает ценностные ориентации. Т. подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству. Жизнь, построенная в соответствии с нравств. законом, способность к продуктивной и творческой деятельности приносят человеку моральное удовлетворение.
Пед. творчество Т. утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.
Процесс осмысления пед. наследия Т. оказался чрезвычайно сложным. В России поверхностное отношение к фил ос. специфике взглядов Т., замалчивание нек-рых положений или объяснение их апологией патриархально-христианской морали, слабостью Т.-мыслителя привели к тому, что не был раскрыт истинный смысл его пед. сочинений и религ.-нравств. учения. Однако уже в нач. 20 в. выступление Т. за признание самостоят. личности ребенка, осуждение авторитарного воспитания, утверждение новаторского пед. мышления были подхвачены прогрессивными педагогами во всем мире. Появились первые публикации о пед. взглядах Т.: Э. Кросби, Дж. Р. Нойес в США, К. Штрауб в Германии, Ш. Бодуэн во Франции, П. М. Нойков в Болгарии. Пед. программу Т. можно считать одним из источников широкого движения за демократизациио и гуманизацию образования, определившего мн. тенденции развития педагогики в 20 в.
Соч.: Поли, собр. соч., т. 1—90, М. - Л., 1928—58; Пед. соч., М., 1989 (библ.); Мысли мудрых людей на каждый день, М., 1990 (репринтное воспроизведение); Круг чтения, т. 1- 2, М., 1991 (вступ. ст. А. Николюкина).
Лит.: Вейкшан В. А., Л.Н.Толстой о воспитании и обучении, М., 1953; его же, Л. Н. Толстой - нар. учитель, М., 1959; Кудрявая Н. В., Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого, М., 1993 (библ.); Crosby E., Tolstoi maftre decole, L., 1904; Baudouin С h., Tolstoi educate-ur, P., 1921; K i e n i t z W., Leo Tolstoy als Padagoge, B., 1959; Ulrich K., Die Liber-tare Reformpadagogik Tolstois und ihre Rezerp-tion in der deutschen Padagogik, Trotzdem, 1984; Gustafson R. F., Leo Tolstoy resident and Stranger, Princeton, 1986. H. В. Кудрявая.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия