ТОЛМЕН Эдуард Чейс

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТОЛМЕН (Tolman) ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959)
американский психолог, представитель необихевиоризма. В 1915 получил степень доктора философии и психологии в Гарвардском университете. В 1915-18 преподавал в Северо-Западном университете (штат Иллинойс). В 1918-54 профессор Калифорнийского университета (Беркли). Разработал систему психологических наук, соединившую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. См. также Бихевиоризм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТОЛМЕН Эдуард Чейс
14.4.1886, Уэст-Ньютон, шт. Массачусетс, - 19.11.1959, Беркли, шт. Калифорния), амер. психолог, представитель необихевиоризма. Окончил Массачусетсский технол. ин-т (1911), в 1915 получил степень дера философии и психологии в Гарвардском ун-те. В 1915—18 преподавал в Сев.-Зап. ун-те (шт. Иллинойс). В 1918—54 проф. Калифорнийского ун-та (Беркли). Разработал систему психол. наук, соединившую идеи бихевиоризма, гешталетпсихологии и глубинной психологии. Ее созданию предшествовало эксперим. изучение Т. процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. В противовес «радикальному» бихевиоризму Дж. Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа «стимул - реакция», а из целостных актов, к-рые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Поэтому сущность обучения определяют познавательные «экспектации» (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутр. моменты объединялись в понятие «промежуточные переменные», т.е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними). и итоговой реакцией. Эти переменные, хотя и ненаблюдаемы непосредственно, но являются объективными регуляторами поведения. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал «молярным» с целью противопоставить взгляд на поведение как на целостный процесс «молекулярному» бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолиров. актов. Т. показал, что упражнение предполагает образование познават. структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит.н. тогда, когда подкрепление отсутствует, напр., при исследовании ситуации возможного действия («латентное научение»). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, концепция Т. страдала общими недостатками: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как «ненаблюдаемые», целенаправленность действия не получала причинного объяснения.
Соч.: Purposive behavior in aniinalf and men, N. Y. - L., [1932]; Collected papers ir, psy-chology, Berk. - Los Ang., 1951; в рус. пер.- Поведение как молярный феномен, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, [М.], 1980; Когнитивные карты у крыс и у человека, там же.
Лит.: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Толмена, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Я p о III с в-с к и и М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия