ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА
учебное заведение конца 17 в. в Москве. Принадлежала к числу т.н. грамматических училищ - школ повышенного типа, в которых наряду с чтением и письмом изучались церковно-славянская грамматика и греческий язык. Т.ш. была открыта в "старой правильной палате" Московского печатного двора для подготовки квалифицированных справщиков (редакторов). Преподавательский состав Т.ш. составляли греки. Программа предусматривала три ступени обучения - начальную, "словенского языка" и греческого языка. Учителям - дидаскалам - помогали старосты из наиболее успевающих учеников. Первоначально на каждой ступени обучали чтению, затем письму. Перевод с одной ступени на другую осуществлялся по мере освоения курса. Учебными пособиями начального цикла служили "часословы", славянский язык учили по Апостолу. По числу учащихся Т.ш. была крупнейшим учебным заведением средневековой России и наряду с другими грамматическими школами подготовила почву для открытия Славяно-греко-латинской академии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА
уч заведение кон 17 в в Москве Принадлежала к числу т.н. грамматич. уч-щ - школ повышенного типа, в к-рых наряду с чтением и письмом изучались церк. -слав грамматика и греч. язык
Т.Ш. была открыта в «старой правильной палате» Моек печатного двора для подготовки квалифициров справщиков (редакторов). В 1681—83 здесь обучалось до 60 чел В 1684 Т.Ш. получила новые помещения, и к 1686 кол-во учащихся увеличилось до 232 чел Преподавательский штат Т.Ш. составляли греки - иеромонах Тимофей, исполнявший обязанности ректора, и иеромонах Иоанн (с 1685), а также мирянин Мануил Григорьев Программа предусматривала три ступени обучения - начальную, «словенского языка» и греч. языка Учителям - «дидаскалам» - помогали старосты из наиб. успевающих учеников. В зависимости от уч. достижений учащиеся делились на «статьи», к-рые определяли сумму ежедневного денежного содержания: старосты получали 4 деньги, ученики первой статьи - 3, второй - 2. Первоначально на каждой ступени учили чтению («словесному»), а затем письму. Перевод с одной ступени на другую осуществлялся по мере освоения курса. Уч. пособиями нач. цикла служили «часословы», церк.-слав. язык учили по Апостолу. Дисциплина и успеваемость поддерживались как дифференциров. выплатами «кормовых денег», так и разл. наказаниями, в т. ч. телесными, - в 1685 «в школьную палату.. куплена чепь железная.. для смирения детей». По числу учащихся Т. ш. была крупнейшим уч. заведением ср.-век. России и наряду с др. грамматич. уч-щами 17 в. подготовила почву для открытия Славяно-греко-латинской академии.
Лит.: Поликарпов Ф., Ист. известие о Моск. академии, в кн.: Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16, М., 1791; Смирнов С. Н., История Моск. Славяно-греко-латинской академии, М., 1855; Каптерев П. Ф., О греко-лат. школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии, в кн.: Прибавления к писанию творений святых отцов в рус. переводе за 1889 г., ч. 44, М., 1889; Волков Л. В., Типографская школа - первое крупное уч. заведение в России, в кн.: Просвещение и пед. мысль Др. Руси. (Малоисследованные проблемы и источники), М., 1983. А. В. Лаврентьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия