ТИХОМИРОВ Дмитрий Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИХОМИРОВ Дмитрий Иванович (1844-1915)
педагог, теоретик и организатор начального обучения, общественный деятель. Занимался организацией вечерних школ при фабриках. Руководил женскими курсами Общества воспитательниц и учительниц (с 1872), которые в период его деятельности выросли в многопрофильное учебное заведение, готовившее педагогов младших классов, учителей-предметников, руководительниц дошкольных учреждений и др. В 1902 основал и финансировал вместе с женой Е.Н. Тихомировой Общество попечения о детях народных учителей и учительниц. По убеждению Т., хорошо поставленная народная школа - источник добра и света. Она - важная ступень нравственного и трудового воспитания. Выступая за всеобщее начальное образование, Т. считал, что все типы школ должны быть сословными. В разработке учебной литературы для начальных школ применял созданные им систему предоставления учебной информации и методику упражнений. Составил и издал ставшие популярными пособия для народных школ: "Азбука правописания" (ч. 1, 1870; 26 изд., 1915; ч. 2, 1877; 16 изд., 1912), "Букварь для совместного обучения чтению и письму..." (в соавторстве с Е.Н. Тихомировой, 1873; 161 изд., 1917) и др. С 1894 редактировал журнал "Детское чтение" (с 1906 "Юный читатель"). Иногда Т. путают с Дмитрием Ивановичем Тихомировым - представителем официальной педагогики, автором книг "О реформе духовной школы", "Об основах организации средней школы", "Основы дидактики" и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТИХОМИРОВ Дмитрий Иванович
24.10(5.11).1844, с. Рождествено, ныне в Костромской обл., - 14(27).10. 1915, Москва], педагог, теоретик и организатор нач. обучения, обществ, деятель. В 1866 окончил Моск. военно-учительскую семинарию, ок. 10 лет хпреподавал в образцовой школе при неи»В кон. 60-х гг. организовал вечернюю школу для рабочих на фабрике Ф. С. Михайлова в Москве. Позже опыт работы распространил в двух школах на текстильных фабриках Морозовых во Владимирской и Тверской губ. С 1870 состоял членом Моск. к-та грамотности. В 1874 назначен инспектором школ Моск. благотворит, об-ва и в 1887 - Дамского попечительства о бедных. В 1902 вместе с супругой E. H. Тихомировой основал и финансировал Об-во попечения о детях нар. учителей и учительниц. Принимал участие в работе Моск. пед. об-ва и др. обществ, орг-ций, связанных с образоват. деятельностью. Был гласным Моск. гор. думы, Нижегородского губернского и Макарь-евского уездного земств. Организатор и руководитель мн. учительских курсов и съездов (в Москве, Твери, Вятке, Саратове, Полтаве и др.). Инициатор первой выставки по нар. образованию (1896).
Женские курсы Об-ва воспитательниц и учительниц под руководством Т. (с 1872). выросли в многопрофильное уч. заведение, готовившее педагогов мл. классов, предметников, а также руководительниц дет. садов и др. На постройку здания курсов в Москве (впоследствии названных «тихомировскими»). пожертвовал 200 тыс. руб. 40 лет вел здесь методику рус. языка.
В разработке уч. лит-ры, предназначенной для нач. школ, следовал личному пед. опыту и наблюдениям за менявшейся шк. действительностью. Система предоставления уч. информации и методика упражнений, разработанные Т., обеспечивали развитие мышления учеников, рационализировали сознат. усвоение грамматич. строя рус. языка и практич. овладение грамотой. Составил и издал ставшие популярными пособия для нар. школ: «Азбука правописания» (ч. 1,1870, 191526; ч. 2, 1877, 191216), «Букварь для совместного обучения чтению и письму..» (в соавторстве с E. H. Тихомировой, 1873, 1917161), «Элементарный курс грамматики для городских и двухклассных училищ» (1873; св. 80 переизданий); книги для послебукварного чтения, упражнений по рус. языку «Вешние всходы» (ч. 1—4, с 1873; отд. части переиздавались от 16 до 50 раз). Автор книг для нач. школы «Начатки грамматики» (191821), «Правописание до грамматики» (19156), «Школа грамотности» (18993), «Книга для церк.-слав. чтения» (ч. 1, 190019); нач. пособий по истории, географии и др. Нек-рые учебники Т. сопровождались метод, пособиями для учителей и учащихся: «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» (191415). и др.
С 1894 редактировал журн. «Дет. чтение» (с 1906 «Юный читатель»), к сотрудничеству в к-ром привлек известных писателей; как приложение к журналу выходил «Пед. листок», пользовавшийся авторитетом у учителей земских школ. Им выпускались также серии книг «Библиотека дет. чтения» и «Библиотека нач. учителя». Мн. статьи на пед. и метод, темы Т. опубликовал в журн. «Нар. школа», «Семья и школа» и др.
По убеждению Т., хорошо поставленная нар. школа - источник добра и света. Она - важная ступень нравственного и трудового воспитания. Выступая за всеобщее нач. образование, Т. считал, что все типы школы должны быть всесословными. Душою школы, по Т., является учитель, о материально-правовом статусе к-рого следует проявлять особую заботу. Иногда Т. путают с Дмитрием Ивановичем Тихомировым, деятелем просвещения, представителем офиц. педагогики, автором книг «О реформе духовной школы», «Об основах организации средней школы», «Об ученом комитете при Святейшем Синоде», «Основы дидактики» и др.
Соч.: Жизнь и труды В. А. Жуковского. Чтение для школ и народа, М., 1902; Как учить писать, читать и считать на первой ступени обучения. Общедоступное руководство для учащихся по букварю, M., 191424; О жизни Н. В. Гоголя и его бессмертных сочинениях, Чтение для школ и народа, М., 1909; Опыт плана и конспекта элементарных занятий по рус. языку, M., 191515; Элементарный курс грамматики для городских и дворянских уч-щ, M., 191280.
Лит.: Лит.-пед. труды Д. И. Тихомирова, М., 1900; С с p о и о л к о С. О., Д. И. Тихомиров, М., 1915; Иорданский Н., Д. И. Тихомиров, как земский деятель, «Пед. листок», 1916, кн. 4; Ушаков М., Обще-ственно-пед. деятельность и пед. взгляды Д. И. Тихомирова, М., 1961; Вежлев А. М., Выдающийся рус. педагог Д. И. Тихомиров, Оренбург, 1962; Лебедев П. А., Д. И. Тихомиров и нар. школа, СП, 1984, № 9; его же, Д. И. Тихомиров, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. XIX - нач. XX вв., М., 1990. Ф. Г. Паначин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия