ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна (1867-1943)
педагог, деятельница в области дошкольного воспитания. Вице-президент Общества содействия дошкольному воспитанию (1913-17); руководила (1913-28) созданным при обществе детским садом. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей. Итоги исследований Т. и ее сотрудниц обобщены в книге "Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена" (1928).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна
12(24).4.1867, Ковно, ныне Каунас, Литва, - 1943], педагог, деятельница в области дошк. воспитания. Сестра Л. И. Чулицкой. В 1880—90-х гг. работала учительницей нач. школы на Кавказе, затем в С.-Петербурге. Вице-през. Об-ва содействия дошк. воспитанию (1913—17); пред. шк. комиссии об-ва, изучавшей вопросы дидактики и методики нач. обучения. В 1913—28 руководила созданным при об-ве дет. садом. В 1920—24 проф. Петроградского пед. ин-та дошк. образования, затем ЛГПИ, где руководила опытным дет. садом.
Обществ, дошк. воспитание рассматривала в перспективе подготовки к шк. обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выработки первонач. трудовых и поведенч. навыков, формирования культуры языка («Современный дет. сад, его значение и оборудование», СПБ, 1914). Считала необходимым иметь программу воспи-тат. и образоват. работы в дет. саду, в рамках к-рой предусматривала возможность гибкого планирования, учитывающего направленность и интересы детей. Большое значение придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязат. посильного труда, четкого распорядка и режима. Отталкиваясь от методики сенсорного воспитания М. Монтессори, создала ориг. систему дидактич. материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности: в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей на система-тич. занятиях с использованием живого слова, произведений нар. словесности, поэзии, произв. иск-ва («Родная речь и пути к ее развитию», СПБ, 1913). Наиб. эффективными считала формы развития речи, связанные с рассказыванием: уроки наблюдения над природой, экскурсии, прогулки. Важнейшую роль отводила речевым образцам, в первую очередь - речи воспитательницы. Возражала против обучения в дошк. возрасте иностр. языкам, отдавая предпочтение совершенствованию в родном языке.
Итоги исследований Т. и ее сотрудниц обобщены в кн. «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленингр. гос. пед. ин-те им. Герцена» (1928). Соч.: Развитие речи дошкольника, Л.- М., 1937. Лит.: Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955. А. О. Толстихина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия