ТИФЛОТЕХНИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИФЛОТЕХНИКА
1) область коррекционной педагогики, разрабатывающая общие принципы конструирования технических средств (приборов и приспособлений для обучения и воспитания слепых и слабовидящих); 2) совокупность приборов и приспособлений, улучшающих зрение.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Тифлотехника
(от греч. typhlos – слепой и техника) – отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для коррекции и компенсации нарушенных зрительных: функций, а также для развития и восстановления зрения.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos - слепой и техника)
отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств для людей с нарушениями зрения. Т. опирается на данные физиологии, офтальмологии, тифлопедагогики и др. Различают Т. учебную, производственную и бытовую. Коррекция зрения осуществляется путем усиления полезного оптического сигнала (яркости, контрастности и др.) на сетчатке глаза с помощью обычных очков. При сложных нарушениях зрения используются специальные приборы, с помощью которых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия слуха или осязания. Для слабовидящих предназначены различные лупы, очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные устройства. Для лиц, зрение которых ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются корригирующие линзы. Для слепых разработаны различные устройства: специальные трости, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, "читальные машины", преобразующие текст в рельефно-точечные изображения на рельефный матричный экран либо в звуковые сигналы, соответствующие определенным буквам, т.н. говорящие книги на магнитофонных записях и компакт-дисках и др. Разрабатываются специальные компьютерные технологии (используются клавиатуры для слепых и звуковое оформление). См. также Зрение, Слабовидение, Слепота,Тифлографика

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТИФЛОТЕХНИКА
(гр. typhlos – слепой и техника) — а) отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой, конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов) для коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления нарушенного зрения; б) тифлотехнические приборы и приспособления.
При коррекции зрения осуществляется усиление оптического сигнала (яркости, контрастности и др.) на сетчатке глаза с помощью специальных оптических средств (очков, луп и др.). При сильном нарушении зрения (тотальная или парциальная слепота) визуальные сигналы преобразуются в сигналы, доступные для восприятия с помощью слуха или осязания.
Т. развивается по трем направлениям: культурно-бытовая, производственная и учебная. Бытовая Т. облегчает микро- и макроориентировку людей с нарушенным зрением в окружающей среде и расширяет возможности восприятия ими внешней среды, обеспечивает их культурно-бытовые потребности. Производственная Т. способствует совершенствованию технологии производства и повышению производительности труда на предприятиях, где заняты инвалиды по зрению, позволяет выполнять производственные операции, ранее им недоступные, осваивать новые виды квалифицированного труда, обеспечивает технику безопасности на рабочих местах. Задачей учебной Т. является совершенствование и развитие учебной материально-технической базы спецшкол, способствующей обобщению содержания и методов обучения, оптимизации учебного процесса при обучении учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, совершенствованию их политехнической и профессиональной подготовки..
В своем развитии Т. опирается на физиологию, офтальмологию, физиологическую и физическую оптику, радиоэлектронику, теле- и биомеханику, тифлопедагогику и тифлопсихологию, тесно связана с инженерной психологией, эргономикой и технической эстетикой, системологией и кибернетикой.
Методологической основой Т. является системный подход к изучению взаимодействия инвалида по зрению и используемого им тифлотехнического средства.
Для слабовидящих предназначены специальные оптические средства: различные лупы, очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличительные устройства, телевизионные увеличительные устройства с использованием компьютерной техники.
Для слепых разработаны различные приборы и устройства: специальные трости, прибор для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, «читальные машины», преобразующие текст в звуковые сигналы, соответствующие определенным типографическим знакам (буквам, цифрам), либо в знаки азбуки Л. Брайля или синтезированную речь на основе разрабатываемых специальных компьютерных технологий.
Для обучения слепых ориентировке в пространстве применяются специальные звуковые приборы, указывающие направление движения (звуковые маяки), ультразвуковые локаторы и др.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ТИФЛОТЕХНИКА
от греч. typhlos - слепой и техника), отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехн. средств (тифлоприборов). для людей с аномалиями зрения (слабовидящих, слепых, слепоглухонемых). с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путем усиления полезного оптич. сигнала (яркости, контрастности и др. характеристик объекта). на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих). очков. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехн. средства. Для компенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется (перекодируется). в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и (или). осязания. При разработке тифлоприборов Т. опирается на физиологию, офтальмологию, тифлопедагогику, тифлопсихологию, физиол. и физ. оптику и др. техн. науки. Т. также использует достижения инж. психологии, эргономики, техн. эстетики, теории связи, кибернетики (техн., биол.).
Т. играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В зависимости от направления различают учебную, производственную и бытовую Т. Задача учебной Т. - развитие уч. материально-техн. базы, способствующей совершенствованию содержания и методов обучения, оптимизации уч. процесса, а также производств, подготовке незрячих. Цель производственной Т. - создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее недоступные им производств, операции и контрольно-измерит. работы.
Бытовая Т. разрабатывает тифлотехн. средства, облегчающие ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие восприятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также создает приборы (коммуникаторы), помогающие общению инвалидов по зрению друг с другом и со зрячими.
Совр. Т. разрабатывается на принципах системного подхода к взаимодействию человека с нарушением зрения и используемого им тифлотехн. средства. Назначение тифлотехн. системы - получение человеком (оператором). необходимого ему объема информации, достаточного в заданных условиях для взаимодействия его с окружающей средой. Функции между человеком и тифлотехн. средством распределяются так, чтобы положит, качества, присущие им как звеньям системы, дополняли друг друга.
К применяемым для слабовидящих оптич. средствам коррекции относятся разл. рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Телевизионные устройства (индивидуального и коллективного использования). для слабовидящих позволяют увеличивать изображение в 60 раз. Яркость и контрастность изображения могут устанавливаться самим пользователем. Дисплеи для слабовидящих работают по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. При трубчатом зрении, гемианопсии применяют оптич. системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. Для лиц, зрение к-рых ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются корригирующие линзы из стекла - цветного или из бесцветного с покрытием.
Для слепых разработаны различные по сложности устройства и приспособления: «ниткопродергиватель» (для вдевания нитки в иголку), спец. трости, способствующие ориентировке при самостоят. передвижении, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, т. н. говорящие книги - тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи текстов.
Для самостоят. чтения слепыми обычного печатного или рукописного издания предназначаются «читальные машины», одни из к-рых преобразуют изображение печатных и рукописных знаков текста в рельефно-точечные изображения на рельефных матричных экранах, а также в рельефные условные знаки или знаки рельефной азбуки Брайля, другие - в слуховые условные полифонич. сигналы, соответствующие определенным буквам, или в синтезиров. речь.
В школах для незрячих с помощью свето- и магнитоэлектрич. устройств, преобразующих световые сигналы в слуховые или тактильные, учащиеся могут воспринимать как близко расположенные, так и удаленные объекты, определять их яркость, а также характер их перемещения в пространстве, фиксировать наличие магнитного поля и т. п. При программиров. обучении слепых и слепо-глухонемых применяются дефектологич. обучающие машины и др. техн. устройства типа тренажеров-репетиторов.
Для ориентировки в пространстве перспективны ультразвуковые локаторы, при помощи к-рых слепые получают информацию о расположении предмета и расстоянии до него. В целях улучшения физич. подготовки и развития двигат. активности слепые дети привлекаются к занятиям спортом, для чего разработаны спец. тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Лит.: Сверлов В. С., Тифлотехника, М., 1960; Алексеев О. Л., Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся, Свердловск, 1964; Муратов Р. С., Техн. средства обучения слепых и слабовидящих школьников, М., 1968; Техн. средства обучения спец. назначения, Владимир, 1969; Усик В. А., Техн. средства для инвалидов по зрению, М., 1980; его же, Спец. средства коррекции для лиц с пониженным зрением, М., 1981. О. Л. Алексеев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.61 мб

Архитектура программного обеспечения библиотечного тифлотехнического электронного каталога

Онуфриевак Т.А., Крысин И.А.
Рассматриваются вопросы разработки программного обеспечения для библиотечного тифлотехнического каталога для людей с ограничениями по зрению.

Похожие термины:

  • ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos - слепой и техника)

    отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств для людей с нарушениями зрения. Т. опирается на данные физиологии, офтальмологии, тифлопедагогик