ТЕЗИС

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕЗИС
положение, утверждение отдельных фактов и позиций по результатам диссертационного исследования.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

ТЕЗИС
положение, утверждение, требующее доказательства; положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕЗИСЫ
Тестовое задание, проверяющее умение кратко формулировать основные положения прочитанного или прослушанного сообщения (лекции, диалога и т. д.).

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ТЕЗИС
от греч. thesis — положение, утверждение) — 1) кратко сформулированные основные положения лекции, доклада, сообщения (употребляется обычно во множ. числе — «тезисы»); 2) лог. положение, истинность которого должна быть доказана.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Тезисы
любое утверждение в научном споре или изложение какой-либо теории, положения, кратко излагающее какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах лаконично раскрываются содержание вопроса, темы.

Источник: Исследовательская деятельность

ТЕЗИС
1) любое утверждение в споре или изложении какой-либо теории; 2) положение, кратко излагающее идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа; 3) заметка, излагающая отдельные основные мысли статьи, книги [24, c. 146].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Тезис
любое положение, которое необходимо доказать, защитить и опровергнуть; обобщенное и сжатое изложение основных положений работы; самостоятельная разновидность научной публикации, представляющая собой текст небольшого объема, в котором сформулированы основные положения доклада. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ТЕЗИС
(гр. θέσιζ – положение, утверждение) – утверждение, обычно кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения (ср. компендий, компендиум, конспект, реферат) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 688). Ж. Е. Потапова

Источник: Глоссарий современного образования.

ТЕЗИСЫ
положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах кратко раскрывается содержание вопроса темы. Составление тезиса – одна из форм самостоятельной работы над литературой при подготовке к докладам, лекциям и другим выступлениям, требующая от человека умения мыслить четко, логично, вычленять самое главное.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ТЕЗИСЫ
любое утверждение в споре или изложении к.-л. теории; положения, кратко излагающие к.-л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лаконично раскрывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов — одна из форм самостоятельной работы над литературой, при подготовке к докладам, лекциям и др. выступлениям. Умению составить тезисы надо учить начиная со средних классов школы.

Источник: Педагогический словарь

ТЕЗИСЫ
(от греч. thesis). 1. Вид письменного сообщения; кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Составление Т. как учебная письменная работа способствует формированию у обучаемых краткой, лаконичной речи, умения схватывать и формулировать главное. Т. служат также средством подготовки собственных сочинений, докладов, отчетов, статей и др. 2. Структурный элемент рассуждения, положение, истинность которого должна быть доказана; используется при организации написания сочинения – определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕЗИСЫ
короткий документ от 1 до 3 страниц машинописного (компьютерного) текста. Их объем для всех участников заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п.
Основная задача при написании Т. – в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам конференции, семинара или симпозиума.
Объемы всей научной литературной продукции измеряются в условных единицах – авторских (печатных) листах. Один авторский лист – 40000 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист – это примерно 23 страницы машинописного текста, напечатанного через 2 интервала.
Кроме форм литературной продукции, результаты исследований докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ТЕЗИСЫ
вид вторичного текста, культивируемого гл. обр. в сфере научного общения и соотносимого с информативными жанрами — устными (доклад, лекция) или письменными (статья). Т., хотя и являются вторичным (не самостоятельным) типом текста, появляются обычно раньше своего первичного — доклада, лекции или статьи; потому могут считаться его пред-текстом, эмбрионом, «обещанием».
Научное общение предполагает различные этапы «добывания» информации и введения её в научный оборот; этим этапам соответствует цепь текстов, в которых последовательно воплощается информативный жанр: заявка (название темы исследования и краткая аннотация); тезисы (краткое изложение идеи и предполагаемых результатов, 1—3 страницы); научное сообщение или доклад (устное изложение результатов перед научной аудиторией — на конференции, семинаре); препринт, или предварительная публикация (печатное изложение предварительных результатов, экспериментальных данных); статья (изложение результатов исследования с учётом научного контекста); монография (подробное изложение результатов с характеристикой научного контекста, их обсуждением, полемикой и т.п.) В этой цепи текстов Т. принадлежит важное место: являясь первым текстом, содержащим информацию о постановке проблемы и путях её решения, они являются свидетельством приоритета учёных в разработке научных направлений.
Т. публикуются в специальных изданиях, которые готовят обычно к научным конференциям или по итогам их проведения. Текст Т. может представлять собой как перечень отдельных положений, часто пронумерованных, сформулированных в виде утверждений или назывных предложений, так и связный текст без ссылок, обоснований, иллюстраций.
В деловой и политической сферах Т. известны как текст автокоммуникации — предварительный, подготовительный текст, который автор готовит для себя в ходе подготовки к устному выступлению. Такого рода Т. публикуются чрезвычайно редко,. См. напр., известные «Апрельские тезисы» В.И. Ленина.
Иногда в учебной практике — школьной, вузовской — и самостоятельной научной работе написание Т. используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае Т., представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказываются в ряду других видов таких записей: план — тезисы — конспект — реферат — обзор.
Т.о., можно говорить о двух видах текста, именуемых одним термином тезисы: авторских Т., предшествующих научному, деловому или политическому тексту, и читательских Т., представляющих собой один из вариантов «переработки» научного или политического текста в ходе его изучения. Читательские Т. могут использоваться в дискуссии по поводу текста, к которому они составлены, и тогда, предшествуя устному тексту, становятся одновременно и авторскими.
Лит.: Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приёмы. М., 1984; Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989; Равенский Ю.И. Тезисы и конспект // Развивайте дар слова: пособие для учащихся. М., 1982; Федотов В. Техника и организация умственного труда. Мн., 1989.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ТЕЗИС
(от греч. θέσις — ‘утверждение, положение’) — утверждение, для обоснования истинности или ложности которого выстраивается Доказательство (см.) или — шире — Аргументация (см.).
Т. — это позиция участника обсуждения по отношению к спорному положению, т.е. к предмету спора. Т. часто вслед за С. Поварниным сравнивают с королём в шахматной игре: «Как при игре в шахматы опытный игрок все свои помыслы связывает с позицией короля противника, так и при аргументации, какие бы данные ни вовлекались в мыслительный процесс, все они должны объединяться вокруг тезиса и подчиняться его рассмотрению» [Берков 2000: 250]. Особенность Т. как элемента доказательства в том, что он выносится на обсуждение.
Прежде чем доказывать или опровергать Т., нужно выяснить: 1) все ли слова и выражения вам понятны и отчётливо определены (нередко в одни и те же слова люди вкладывают разный смысл); 2) понять, идёт речь обо всех предметах или об одном (напр.: Все люди злы — все или большинство?); 3) проверить тезис на достоверность (напр.: На планете Марс есть обитатели — учёный будет думать, в какой степени это вероятно, необразованный же может принять утверждение как достоверное) [Поварнин 1997: 272-274].
В.И. Курбатов выделяет несколько групп правил, которым должен соответствовать Т.
Правила логические. 1) тезисом не может быть аксиома или постулат, а также очевидное утверждение, не требующее установления истинности; 2) Т. не может использоваться как основание доказательства других Т. (в противном случае возникает ошибка «ложное основание»), недопустимо также доказательство Т. с помощью самого себя (ошибка «порочный круг»); 3) формулировка Т. не должна содержать взаимоисключающих суждений (хотя сам Т. может выражать внутренне противоречивое явление); 4) Т. на протяжении рассуждения должен оставаться неизменным (если не соблюдается закон тождества, возникает логическая ошибка «Подмена тезиса» (см.)).
Правила лингвистические: 1) требование чёткости, ясности и однозначности (недвусмысленности) формулировки (напр. высказывание На стене висит портрет Иванова может быть осмыслено как ‘На стене висит портрет, принадлежащий Иванову’ и как ‘На стене висит портрет самого Иванова’; 2) Т. при его формулировке в процессе доказательства (аргументации) и в формулировке окончательного вывода должен быть выражен в терминах языка одного и того же типа (некорректно сначала представить Т. в терминах естественного языка, а потом — в виде формул, схем, графиков, т.е. терминах искусственного языка); 3) формулировка Т. не должна включать в себя стилистические приёмы: метафоры, сравнения, гиперболы и т.п.
Правила фактические: 1) Т. должен опираться на фактическую базу (он не должен быть проектом, фантазией, фикцией); 2) основанием Т. должна быть система фактов, а не единичный факт; 3) нельзя формулировать тезис на безграничных предметных областях.
Правила организационные: 1) правила фиксации Т. (неизменность его отношения не только к спорному положению, но и к Т. оппонента); 2) правило динамики Т. — оговорённое спорящими разрешение вводить в Т. новые положения или отказываться от ранее принятых положений.
Правила позиционные: 1) Т. должен полно и адекватно выражать позицию субъекта спора по отношению к спорному положению (позиция в споре — это отношение к предмету спора, а не к оппоненту); 2) изменение позиций одной из сторон не должно влечь за собой изменение Т. [Курбатов 1995:259-262].
Различают основной Т. (положение, которому подчинено всё доказательство) и частный Т., или субтезис (положение, которое, будучи доказанным, становится аргументом для обоснования основного Т.) [Панкратов 2001: 48].
Т. может быть подан эксплицитно (открыто) и имплицитно (скрыто). Напр., в рекламном тексте Фотоаппараты Conicа. Пора привыкать к хорошему... имплицитно содержится тезис «Conicа» — хороший фотоаппарат. Имплицитная подача Т. характерна в основном для манипулятивных текстов.
В диалектике каждый Т. подразумевает наличие своей противоположности — Антитезиса (см.).
Лит.: Берков В.Ф., Яскевич Я .С., Павлюкевич В.И. Логика: учебник для вузов. Мн., 2000; Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д., 1995; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М., 2001; Поварнин С .И. Спор. О теории и практике спора // Логика и риторика. Хрестоматия / сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. Мн., 1997.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.