ТЕРМИН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРМИН
слово или сочетание слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве и т.д.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕРМИН
научное определение понятия, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности, обозначающие реальный или абстрактный предмет.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

ТЕРМИН
от лат. terminus — граница, предел) — слово или словосочетание, употребляемое в специальном, главным образом научно-техническом, значении для определения понятий науки, техники, искусства.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТЕРМИН
(от лат. terminus – предел, граница). Слово или словосочетание, обозначающее какое-л. понятие из разных областей знаний. В отличие от общеупотребительных слов Т., как правило, однозначны, им не свойственна экспрессия. Одни Т. утратили сугубо специальный характер и широко вошли в разные стили речи, другие – сохраняют узкоспециальное употребление. Слово, выступающее в качестве Т., часто имеет эквивалент в другом языке, его семантизация осуществляется с помощью перевода.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Термин
от лат. terminus — предел, граница) — 1) однозначное слово, фокусирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.п. Термин является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, термины лишены эмоциональной окраски. 2) В логике необходимый компонент суждения (субъект и предикат) или силлогизма. Система терминов называется терминологией.

Источник: Исследовательская деятельность

ТЕРМИН
слово или словосочетание, которое служит для обозначения специального понятия или явления в определённой области знаний, в той или иной сфере профессиональной деятельности.
Важнейшими признаками Т. являются: 1) дефинированность (его значение всегда можно определить с помощью правил формальной логики); 2) семантическая точность в пределах одной терминосистемы; 3) системность (способность вступать в иерархические, парадигматические, синтагматические и мотивационные отношения с другими специальными наименованиями в пределах терминологического поля, терминологии); 4) отсутствие экспрессивности; 5) конвенциональность (договорённость об употреблении, согласованность употребления именно в данном значении); 6) контекстуальная независимость. Современные исследования в области терминоведения свидетельствуют о том, что Т., как и другие лексические единицы языка, могут быть многозначными в пределах одной терминологии (стиль, концепт, дискурс, коннотация и мн.др. в научном языке лингвистики), а также иметь синонимы (лингвистика — языкознание — языковедение).
В начальный период развития русского национального языка научные и научно-технические Т. были представлены в основном заимствованиями из западноевропейских языков и в количественном отношении уступали профессионализмам и прототерминам. На определённой ступени развития научных и научно-технических знаний возникла необходимость в собственном терминопроизводстве, гармонизации и упорядочении стихийно складывающихся терминологий. В настоящее время выработаны семантические, формальные и прагматические требования к «идеальному термину». Он должен обладать непротиворечивостью семантики, быть полнозначным (т.е. в его значении должно отражаться минимальное число признаков, достаточных для индентификации обозначаемого им понятия); кратким по форме, обладать высокой деривационной способностью. Идеальный Т. должен соответствовать таким прагматическим требованиям, как удобство произношения и отсутствие нежелательных звуковых ассоциаций; внедрённость, т.е. широкая употребительность в специальных текстах и в устной речи специалистов; современность.
Культура терминоупотребления заключается: 1) в точности и непротиворечивости терминоупотребления в рамках конкретной науки, научной школы, выбранной теории; 2) в учёте языковых и логических связей термина в пределах конкретной терминологии; 3) в соблюдении профессиональных вариантов норм, которые могут отличаться от норм литературного языка (напр., в языках для специальных целей нормативны формы маслá, сахарáи др.). К признакам культуры терминоупотребления относится также раскрытие значения Т. при первом его использовании (см. Культура термина).
Лит.: Головин Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах. М., 2007; Гринёв-Гриневич С.В. Терминоведение. М., 2008; Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. М., 2006; Лейчик В.М. Культура термина // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 8—9 (16—17). Красноярск, 2006; Лемов А.В. Система, структура и функционирование научного термина. Саранск, 2000; Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология: терминологическая деятельность. М., 1993; Татаринов В.А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь. М., 2006; Фельде (Борхвальдт) О.В. Историческое терминоведение в теории и практике. Красноярск, 2001; Шелов С.Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы: к проблеме классификации специальной лексики) // ВЯ. М., 1984. Вып. 5; Шелов С.Д. Термин. Терминологичность. Терминологические определения. СПб., 2003.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.20 кб

Логико-методологический подход к усвоению педагогических понятий в процессе решения понятийно-термин

Дружкин Александр Васильевич, Железовская Галина Ивановна
В статье раскрывается сущность логико-методологического подхода к усвоению педагогических понятий, выявлен общелогический приём «поиска противоречий в процессе решения педагогических задач».
Читать PDF
138.39 кб

Культурно-языковая компетенция: новый термин или новый объект методики преподавания родного языка

Токарева И. Ю.
Рассматривается сущность компетентностного подхода в образовании, содержание и структура культурно-языковой компетенции личности.
Читать PDF
124.39 кб

Педагогический термин метафора, понятие, категория

Днепров Сергей Антонович
Раскрывается сущность, структура и содержание генезиса педагогического термина от метафоры до педагогического понятия и философско-педагогической категории.
Читать PDF
281.70 кб

«Кулак» во второй половине xix В. - 20-е гг. ХХ В. : общеупотребительное слово - научный термин - ид

Доброноженко Галина Федоровна
До конца 1920-х гг. существовали различные теоретические традиции в трактовке терминов «кулак» и «сельская буржуазия».
Читать PDF
121.43 кб

Как сделать термин понятным, а понятие терминологически емким (к вопросу о единых подходах к формиро

Ермакова О. Б.
Читать PDF
126.40 кб

Термин «Профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе

Шпекторенко Игорь Валентинович
В статье рассматривается содержание категории «профессионализм» в контексте структуры профессиональной мобильности персонала.
Читать PDF
101.59 кб

Термин «Гуманизм» и его интерпретация в теории и практике отечественного светского и церковного обра

Жураховская Татьяна Геннадьевна
В статье рассматриваются особенности отечественного понимания термина « гуманизм», которые нашли отражение в трудах русских мыслителей и педагогов XIX начала ХХ вв.
Читать PDF
927.85 кб

Термин «Образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики

Соколова Евгения Ивановна
целью статьи является рассмотрение педагогического значения термина «образовательный кластер», истории его проникновения в терминологическое понятийное поле педагогической науки, сравнение содержательного наполнения русскоязычного
Читать PDF
162.93 кб

Образование 2. 0: модный термин или новое содержание?

Гольдин Александр Миронович
Анализируется недавно появившийся термин «Образование 2.0», предложена его педагогическая трактовка. Рассмотрены базовые принципы Образования 2.
Читать PDF
347.71 кб

Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария термин

Харламенко Инна Владимировна
Современные ФГОС ВО предъявляют требования увеличивать долю самостоятельной работы студентов и активно внедрять интерактивные формы обучения, желательно на базе инструментов Веб 2.0.
Читать PDF
688.33 кб

Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке

Кукуев А. И.
Читать PDF
326.32 кб

Современные подходы к пониманию термина «качество образования»

Елисеева Т. П., Федорова О. Н., Бульбанович С. В.
Читать PDF
285.67 кб

Открытое образование: от функций к терминам

Оганесян А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Организация работы учащихся с биологическими терминами на примере курса «Человек и его здоровье»

Тяпкина А. Д., Хрусталёва Т. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций

Чучалин А. , Боев О. , Криушова А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Литературоведческий термин

    название понятия. Литературоведческие термины фиксируются в специальных словарях, энциклопедиях, справочниках и т.п. Наиболее распространенные Л.т. касаются тропов и фигур поэтической речи, ритм
  • ТЕРМИН ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    словесное определение педагогического понятия в системе понятий педагогики в виде слова или словосочетания, служащего наименованием.
  • КУЛЬТУРА ТЕРМИНА

    соответствие общенаучного (общетехнического) или отраслевого термина критериям норм научно-технического стиля. Термин в современном понимании — это лексическая единица определённого языка для
  • Терминалы

    устройства, подключенные к файлсерверу и служащие только для приема информации и ее ввода.
  • Ценности терминальные

    под Ц.Т. в концепции М. Рокича понимаются ценности, которые можно назвать самоценными, смыслообразующими применительно к жизненной стратегии личности: полноценная любовь, счастье, безопасность, у
  • ТЕРМИНАТОР

    фильм (США, 1984) режиссёра Дж. Кэмерона с А. Шварценеггером в главной роли. В центре сюжета – противостояние солдата и киборга (кибернетического организма), прибывших из будущего. «Терминатор 2: Судны
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ

    система терминов, выражающих понятийный ряд исследования.
  • Термины

    (от лат. terminus — граница, предел) — словесное выражение понятий.
  • СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

    Система, включающая получившие распространение (и, следовательно, разделяемые большинством исследователей) определения, отражающие систему методических понятий. Совокупность определений раскр
  • СИСТЕМА ТЕРМИНОВ

    совокупность терминов, связанных отношением упорядоченной номинации с системой понятий.
  • МЕТОДИКА УПОРЯДОЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

    совокупность правил и предписаний по созданию понятийно-терминологической системы педагогики с заданными свойствами.
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПОРЯДОЧЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

    какое-либо качество, свойство системы понятий или системы терминов педагогики, которое может быть распространенным на понятийно-терминологическую систему педагогики в целом.
  • ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИКИ

    система педагогических терминов, совокупность действительных значений которых представляет собой систему педагогических понятий (тождественна ей).
  • ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    нейтральные по экспрессивной окраске специальные наименования, основной сферой употребления которых являются научный, научно-технический и официально-деловой стили языков для специальных целе
  • ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

    печатные, электронные или онлайновые разновидности словарей Специальной лексики (см.), представляющие собой фиксацию и лексикографическое описание терминологической лексики различных наук, про
  • Метод терминологический

    оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.
  • Терминологический словарь

    глоссарий) - справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов — терминов, используемых в какой — либо области знаний.
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    совокупность терминов, закрепляющих основные понятия педагогики как науки.
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    (лат. terminus - граница, предел) – система терминов, используемых в логопедической науке и практической деятельности. Терминологический тезаурус в логопедии мультидисциплинарен, т.е. ассимилирован и
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ

    Совокупность терминов, употребляемых в данной науке; служит для обозначения понятий методики и обеспечивает научную точность изложения. Различают собственно методическую терминологию и общую с