ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА
Область методики, занимающаяся описанием, анализом, оценкой и созданием учебников русского и иностранных языков. Учебник рассматривается как центральное звено управления учебным процессом и один из эффективных способов оптимизации обучения. В настоящее время теория и практика создания учебников получили значительное развитие. Созданы типовые учебные комплексы для разных профилей обучения, разрабатываются национальные варианты комплексов, теоретически обоснованы структура и содержание типового учебного комплекса. Т. у. развивается на стыке педагогики, психологии и других базовых для лингводидактики дисциплин. В методике преподавания РКИ была предложена классификация видов учебников в зависимости от реализуемого в их содержании и структуре метода обучения, охарактеризованы особенности национально-ориентированного учебника (М. Н. Вятютнев), рассмотрены требования к экспертной оценке учебников разного вида (А. Р. Арутюнов). Обоснование структуры учебника с точки зрения содержательных компонентов было рассмотрено в работах И. Я. Лернера, В. П. Беспалько, а структура учебника по иностранным языкам – в публикациях И. Л. Бим. Окончательное суждение о качестве учебника можно сделать лишь на основании опытного обучения в процессе его апробации. Основным критерием оценки учебника является его соответствие учебному плану и государственному образовательному стандарту.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).