ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
время, отводимое в учебном процессе на освоение дисциплин, включая проведение различных видов занятий (лабораторных работ, практикумов, семинаров и т. п.), а также выполнение курсовых проектов и работ.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
составная часть учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Ведущее место в Т.о. при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов занимают общетехнические и специальные предметы.
Основная цель цикла общетехнических предметов, являющихся, как правило, «сквозными» для групп профессий, – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности процесса обучения.
Общетехнические предметы по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов.
Задача изучения цикла специальных предметов – приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т.п., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии.
Цикл специальных предметов в содержании Т.о. представлен или отдельными специальными предметами, или предметом «специальная технология», в котором синтезированы научно-технические знания из различных наук, а также информация о технике и технологии конкретного производства. Конкретное содержание каждого специального и общетехнического предмета отражает содержание труда и структуру производственной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии. Вместе с тем, анализируя учебный материал этих взаимосвязанных предметов в целом (как предметов «технических»), можно определенным образом сгруппировать его, выделитьряд ведущих компонентов, которые являются общими для содержания подготовки квалифицированных рабочих любой профессии.
Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования;
описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс, – средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы и т.п., применяемые в процессе труда; орудий труда, которые являются частью средств труда;
описание устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов, изделий и т.п., которые монтируются, ремонтируются, изготовляются, обслуживаются и т.п., т.е. предметов труда.
С техникой тесно связан материал о графике – языке техники: чертежи, схемы, диаграммы, графики и т.д.
Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Эта группа включает:
теоретические основы технологических процессов;
описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и для отдельных профессий, включая процессы контроля и регулирования;
вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, экологии, противопожарной техники.
Третья группа – сырье и материалы.
В эту группу входят сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых, производимых и применяемых при выполнении работ материалах и о сырье.
Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.
Эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессии.
Анализируя технические (общетехнические и специальные) предметы, можно выделить следующие особенности их содержания:
– многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
– значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;
– взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся;
– органическое сочетание фактического (прикладного) и теоретического материала;
– значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;
– необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя организацию, формы, и средства учебного процесса.Лит.: Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996; Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
В.А. Скакун
Основная цель цикла общетехнических предметов, являющихся, как правило, «сквозными» для групп профессий, – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности процесса обучения.
Общетехнические предметы по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов.
Задача изучения цикла специальных предметов – приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т.п., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии.
Цикл специальных предметов в содержании Т.о. представлен или отдельными специальными предметами, или предметом «специальная технология», в котором синтезированы научно-технические знания из различных наук, а также информация о технике и технологии конкретного производства. Конкретное содержание каждого специального и общетехнического предмета отражает содержание труда и структуру производственной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии. Вместе с тем, анализируя учебный материал этих взаимосвязанных предметов в целом (как предметов «технических»), можно определенным образом сгруппировать его, выделитьряд ведущих компонентов, которые являются общими для содержания подготовки квалифицированных рабочих любой профессии.
Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования;
описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс, – средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы и т.п., применяемые в процессе труда; орудий труда, которые являются частью средств труда;
описание устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов, изделий и т.п., которые монтируются, ремонтируются, изготовляются, обслуживаются и т.п., т.е. предметов труда.
С техникой тесно связан материал о графике – языке техники: чертежи, схемы, диаграммы, графики и т.д.
Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Эта группа включает:
теоретические основы технологических процессов;
описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и для отдельных профессий, включая процессы контроля и регулирования;
вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, экологии, противопожарной техники.
Третья группа – сырье и материалы.
В эту группу входят сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых, производимых и применяемых при выполнении работ материалах и о сырье.
Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.
Эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессии.
Анализируя технические (общетехнические и специальные) предметы, можно выделить следующие особенности их содержания:
– многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
– значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;
– взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся;
– органическое сочетание фактического (прикладного) и теоретического материала;
– значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;
– необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя организацию, формы, и средства учебного процесса.Лит.: Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996; Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.