ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
время, отводимое в учебном процессе на освоение дисциплин, включая проведение различных видов занятий (лабораторных работ, практикумов, семинаров и т. п.), а также выполнение курсовых проектов и работ.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
составная часть учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Ведущее место в Т.о. при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов занимают общетехнические и специальные предметы.
Основная цель цикла общетехнических предметов, являющихся, как правило, «сквозными» для групп профессий, – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности процесса обучения.
Общетехнические предметы по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов.
Задача изучения цикла специальных предметов – приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т.п., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии.
Цикл специальных предметов в содержании Т.о. представлен или отдельными специальными предметами, или предметом «специальная технология», в котором синтезированы научно-технические знания из различных наук, а также информация о технике и технологии конкретного производства. Конкретное содержание каждого специального и общетехнического предмета отражает содержание труда и структуру производственной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии. Вместе с тем, анализируя учебный материал этих взаимосвязанных предметов в целом (как предметов «технических»), можно определенным образом сгруппировать его, выделитьряд ведущих компонентов, которые являются общими для содержания подготовки квалифицированных рабочих любой профессии.
Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования;
описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс, – средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы и т.п., применяемые в процессе труда; орудий труда, которые являются частью средств труда;
описание устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов, изделий и т.п., которые монтируются, ремонтируются, изготовляются, обслуживаются и т.п., т.е. предметов труда.
С техникой тесно связан материал о графике – языке техники: чертежи, схемы, диаграммы, графики и т.д.
Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Эта группа включает:
теоретические основы технологических процессов;
описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и для отдельных профессий, включая процессы контроля и регулирования;
вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, экологии, противопожарной техники.
Третья группа – сырье и материалы.
В эту группу входят сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых, производимых и применяемых при выполнении работ материалах и о сырье.
Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.
Эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессии.
Анализируя технические (общетехнические и специальные) предметы, можно выделить следующие особенности их содержания:
– многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
– значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;
– взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся;
– органическое сочетание фактического (прикладного) и теоретического материала;
– значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;
– необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя организацию, формы, и средства учебного процесса.Лит.: Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996; Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
591.49 кб

Теоретические основы визуального обучения

Долженкова Владлена Игоревна
B статье анализируются типы восприятия информации, связь восприятия и памяти, особенности визуального восприятия информации, основание внедрения визуальных средств обучения в урочную деятельность.
Читать PDF
864.41 кб

Теоретические основы профильного обучения

Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н.
Принятие многоуровневой системы образования и профилизация общеобразовательной и высшей школы ставит перед педагогической теорией проблему создания концепции профильного обучения и механизма его реализации.
Читать PDF
230.39 кб

Теоретические основы обучения русскому языку

Воителева Т. М.
В статье рассматриваются теоретические основы обучения русскому языку на современном этапе: лингвистические, психолого-педагогические, психолингвистические.
Читать PDF
244.13 кб

Теоретические аспекты дистанционного обучения

Чефранова А.О.
Читать PDF
86.49 кб

Теоретические аспекты активных методов обучения

Вахрушева Т. Ю.
В связи с реформированием высшего образования подготовка специалистов для всех отраслей требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высшем учебном заведении.
Читать PDF
117.28 кб

Теоретические основы креативного метода обучения

Иванихин Павел Маркович
Автор статьи на основе двадцатилетнего опыта преподавания дисциплин в сфере информационных технологии провел анализ педагогических теорий и технологий и предлагают новую технологию освоения практических действий при выполнении раз
Читать PDF
352.09 кб

Теоретические аспекты системы обучения персонала

Савицкая В.В., Поворина Е.В.
В статье рассматривается процесс обучения персонала, определяются цели обучения персонала, их влияние на задачи обучения персонала. При рассмотрении видов обучения персонала приводится их характеристика.
Читать PDF
168.61 кб

Теоретические основы технологии модульного обучения

Агержанокова Марина Мурадиновна
В статье рассматриваются вопросы теории построения алгоритма и структуры модулей для самостоятельного создания и применения их в обучении учащихся начальных классов.
Читать PDF
100.70 кб

Теоретические аспекты управления качеством обучения

Феоктистова А. И.
Рассмотрены теоретические аспекты оценивания качества обучения в вузе. Определены перспективные модели управления процессом обучения и оценки его эффективности.
Читать PDF
953.20 кб

Теоретические основы организации дуального обучения

Игнатова Ирина Борисовна, Покровская Евгения Александровна
В статье рассматриваются вопросы становления и развития дуальной системы обучения, ее основные принципы и преимущества по сравнению с другими системами образования.
Читать PDF
336.30 кб

Теоретические основы обучения иноязычному аудированию

Морозов Д.Л.
В статье проанализирована психологическая структура аудирования как вида речевой деятельности, охарактеризованы аудитивные механизмы во взаимосвязи, дано описание модели понимания аудиотекста.
Читать PDF
404.46 кб

Теоретические основы обучения пространственному рисованию

Белякова Лолита Георгиевна
В статье раскрыты особенности восприятия и изображения пространства как ведущего признака выразительности произведения изобразительного искусства. Систематизированы и описываются способы изображения глубины пространства.
Читать PDF
360.12 кб

Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе

Цыплакова Светлана Анатольевна
В статье автор обосновывает проектное обучение студентов в условиях высшего профессионального образования.
Читать PDF
469.00 кб

Теоретические основы мобильного обучения иностранным языкам

Касаткина Наталья Николаевна
Мобильное обучение современная образовательная тенденция, позволяющая получать знания в любом месте, в любое время с помощью портативных устройств.
Читать PDF
55.38 кб

Некоторые теоретические предпосылки обучения иностранному языку

Гордиенко О. Н.

Похожие термины: