ТЕМП РЕЧИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕМП РЕЧИ
скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикулярной напряженности и слуховой отчетливости; может быть изменен двумя способами: числом звуков (слогов), произнесенных в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10-12 звуков в секунду.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТЕМП РЕЧИ
Скорость произнесения речевых элементов; измеряется либо числом звуков, произносимых в единицу времени (например, в секунду), либо количеством слогов. Средний т.р. носителя русского языка — 240—260 слог/мин. Т.р. — один из параметров оценки при тестировании как продуктивных навыков и умений (говорение), так и рецептивных (скорость чтения, аудирования).

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ТЕМП РЕЧИ
(ит. tempo - время) — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Абсолютный Т.Р. зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Т.Р. может измеряться: а) числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи; б) средней длительностью элемента (слога). Нормальный Т.Р. составляет в среднем 10-12 звуков в секунду.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

ТЕМП РЕЧИ
Скорость произнесения речевых элементов (звуков, слогов, слов); измеряется двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в сек.), или средней длительностью звука (слога). Существует зависимость Т. р. от особенностей изучаемого языка и индивидуальных особенностей говорящего. Средний Т. р. говорящих на русском языке – 240–260 слогов в мин. При обучении языку преподавателю рекомендуется придерживаться среднего Т. р. носителей языка. При быстром темпе обучающийся не может охватить полностью содержание услышанного, так как механизм внутреннего проговаривания отстает от скорости предъявления информации; меняется качество звуков, что также является препятствием для понимания. При медленном же темпе наблюдается ослабление внимания к тексту, затрудняется синтез составных частей предложения. Оптимальным для слушателей считается темп предъявления информации, соответствующий темпу его говорения на родном языке. Трудности аудирования, возникающие вследствие расхождения между темпом восприятия и предъявления информации, могут преодолеваться в результате увеличения длины пауз между смысловыми частями текста. Убыстрение темпа (по сравнению с нормальным, естественным для данного индивидуума) связано с сокращением длительности гласных и согласных, а замедление – с преимущественным увеличением длительности гласных. Т. р. – направление обучения в рамках занятий по фонетике и аудированию.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕМП РЕЧИ
лат. tempus — время) — степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Целесообразно различать Т. р. (развернутого высказывания), Т. фразы, Т. синтагмы (речевого сегмента) и Т. фонетического слова. Измерение Т. р. основано на подсчете числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Иногда Т. определяют по средней длительности звуковой единицы. Так, характеризуя некоторый Т. р., можно сказать, что число слогов, проговариваемых за одну секунду, составляет 2,8 или что средняя длительность слога при таком темпе — 352 мс (миллисекунды). Выделяют также «абсолютный» Т. р. (темп артикулирования) — количество сегментов и тональных звуков в единицу времени звучащей речи. Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы «учебной речи»: в V—VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI — не более 75 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чем публичное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следует говорить медленнее. Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение Т. р. достигается путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может быть исчезновение ряда звуков — явление, довольно часто встречающееся в обиходной речи. Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р. Лит.: Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.— Л., 1981; ЛЭС. — М, 1990; Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. — М., 1973; Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. — Киев, 1981; Основы педагогического мастерства. - Киев, 1987. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ТЕМП РЕЧИ
(от лат. tempus — ‘время’) — скорость речи, степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Измерить Т.р. можно, подсчитав число звуковых единиц (чаще всего подсчитывают слова, хотя они имеют разную слоговую и звуковую протяжённость во времени), произносимых в единицу времени. Считается, что средняя скорость речи при общении на русском языке составляет примерно 120-125 слов в минуту. Однако для речи, напр., учителя, характерны другие нормы: в 5-6 классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в 11 классе — не более 75 слов в минуту [Князьков 1998]. Обычно выделяют низкий, средний и высокий Т.р. Это достаточно субъективные характеристики (в основном — с позиции слушающего). Тем не менее, характеризуя чью-то речь как «быструю» или «медленную», мы отмечаем тем самым некоторое неудобство при восприятии такой речи, поскольку слушающий обращает внимание на Т.р. говорящего именно тогда, когда этот темп становится помехой для понимания. Медленная речь (низкий Т.р.) характеризуется, в первую очередь, замедленным проговариванием слов. Это связано в основном с растягиванием гласных. Замедленное произношение согласных опасно нарушением смысла слова: «растягивание» согласного звука приводит к его искажению и нарушению звукового облика слова (ср.: Это ее[ч]ный вопрос! — Это ве[щ]ный вопрос!). Низкий Т.р. связан также с большими паузами между словами или частями высказывания: это могут быть как «пустые», не заполненные звуками голоса паузы, так и паузы хезитации (паузы обдумывания), заполненные нелексическими вставными звуками (э-э-э..., м-м-м... и др.). При низком Т.р. часто возникают «слова-паразиты» (в общем, вот, в принципе, знаешь, значит, как бы, ну, понимаешь, это самое и пр.). Низкому Т.р., как правило, соответствует и пониженный уровень громкости речи. Быстрая речь (высокий Т.р.) приводит к «проглатыванию» звуков, слогов, целых слов, и следовательно, снижается разборчивость речи. Отсутствие пауз между смысловыми частями высказывания часто сопровождается отсутствием интонационного выделения, что также затрудняет понимание. При этом и в быстрой речи могут наблюдаться «слова-паразиты» и заполненные паузы хезитации, что делает такую речь ещё более трудной для восприятия.
Каждому человеку присущ свой природный Т.р., который зависит от таких индивидуальных факторов, как темперамент, образ жизни, характер. Но скорость речи зависит и от эмоционального состояния говорящего. Зная человека и имея представление об обычном для него Т.р., мы можем предположить, каково его настроение в данный момент и отношение к теме общения: замедленный Т.р. может свидетельствовать о подавленности собеседника или его безразличии к теме, а ускоренный — о раздражительности или тревоге. Понятно, что Т.р. человека бывает разным в разных обстоятельствах и говорящий способен сознательно менять темп своей речи в зависимости от ситуации (напр., в ситуации цейтнота или ситуации отдыха). Более того, эффективность речи зависит и от умения корректировать её темп в соответствии с целью общения, с коммуникативной задачей (напр., при необходимости быстрого реагирования или — напротив — когда стоит задача разрядить обстановку, успокоить). Особенно важно выработать навык контроля за своим Т.р. при дистантном общении (по телефону, с помощью интернет-связи), при котором Т.р. должен соотноситься с Т.р. собеседника и в определённом смысле слова «пристраиваться» к нему (см. об этом [Морозов]).
Для соблюдения оптимального (для данных обстоятельств и задач) Т.р. необходимо, в первую очередь, научиться следить за паузами: перед произнесением логически важного отрезка речи нужно сделать паузу, а сам этот отрезок произнести в замедленном темпе. Для совершенствования навыка быстрой речи занимаются дикционным тренингом (отрабатывают произношение усложнённых звукосочетаний) и тренируются в чётком и разборчивом произношении скороговорок (см., напр., [Алфёрова 2007]). Умение контролировать скорость своей речи и следить за её внятностью — тренируемый навык.
Лит.: Алфёрова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение: пособие для самостоятельной работы. М., 2007; Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981; Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998; Морозов А.В. Как говорить, чтобы собеседник «видел» вас на расстоянии. Элитариум — Центр дистанционного образования. URL: www.elitarium.ru/2010/07/23/kak_govorit_sobesednik_ rasstojanije.html.
В В. Васильева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
187.64 кб

Теоретические предпосылки преодоления темпо-ритмического нарушения речи

Бобкова С. С.
Читать PDF
120.41 кб

Влияние особенностей темпоритмической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммун

Рау Елена Юрьевна, Голубина Анфиса Александровна
В статье представлен теоретический обзор вопроса влияния особенностей темпоритмической стороны речи дошкольников с заиканием на процесс их коммуникации. Показана взаимосвязь этих компонентов.
Читать PDF
260.77 кб

Исследование состояния темпо-ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста с

Кичигина А. А., Лизунова Л. Р.
Читать PDF
239.01 кб

Дифференцированный подход в формировании темпоритмической стороны речи у младших школьников с тяжелы

И. В. Кижло

Похожие термины:

  • ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ

    темп, который является чрезмерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывистым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими; функциональными или органическими. Для