ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Одно из средств массовой коммуникации; передача изображения и звукового сопровождения на расстояние с помощью радио и электрических сигналов. Широко используется на занятиях по языку в качестве аудиовизуального средства обучения и средства ознакомления с действительностью. В учебном процессе находит применение как эфирное, так и учебное Т. в виде замкнутой системы (подготовка и трансляция телепередач из телестудии учебного заведения). В настоящее время определены типы телепередач, структура телекурсов для разных контингентов учащихся, описаны психологические особенности восприятия информации с телеэкрана, оказывающего большое влияние на формирование личности и оптимизацию обучения в целом. Для изучающих языки ведутся передачи по учебным каналам Т., созданы различные телекурсы. Интерес к учебному Т. снизился в связи с появлением видеотехники и компьютеров, с распространением Интернета.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
«область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов. Чаще всего под названием “телевидение” понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно – телевизионное вещание) – одно из средств массовой коммуникации» (ПЭС, 2003, 287). Телевидение для детей и подростков. «Отечественные телепередачи для детей появились в 1930-е гг. В конце 1940-х гг. создана детская редакция при Московском телецентре. В 1960-е гг. популярностью пользовались интерактивные формы взаимодействия с юным зрителем: передачи “Умелые руки”…, “Выставка Буратино”, “Спокойной ночи, малыши!” и другие, в адрес которых приходили сотни писем от детей. В 1970-е гг. адресная структура передач включала 5 возрастных групп: для дошкольников предназначались кукольные спектакли, мультфильмы, для младших школьников – передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью (“АБВГДейка” и др.), для подростков – познавательные программы, олимпиады, конкурсы и пр., для старших подростков – передачи, посвящённые вопросам межличностных интересов, для юношей и девушек – по проблемам самоопределения» (ПЭС, 2003, 287). «В 1990-е гг. расширилась тематика передач, на экране появилось много зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако наряду с мировой классикой детского кино демонстрируется и низкопробная кинопродукция, пропагандирующая насилие, порнографию и т. п. Негативным явлением стало сокращение на отечественном телевидении спец. детских передач. В 2000 году даже воспитавшая не одно поколение юных зрителей передача “Спокойной ночи, малыши!” по финансовым соображениям была вынуждена перейти с ОРТ на канал “Культура”, который вещает на меньшую зрительскую аудиторию. Наиболее популярные совр. передачи: “...До 16 и старше” (ОРТ), “Отчего, почему” (ТВЦ), игра “Полундра” (НТВ) и другие, а также зарубежные проекты “Телепузики” (РТР – ВГТРК), “Улица Сезам” (НТВ) и др.» (ПЭС, 2003, 288). «В России регулярные программы учеб. телевидения начались в 1959 г. и в 1960-е гг. получили широкое развитие… Осн. формы: учеб. телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр… Интерес к учеб. телевидению снизился с появлением видеотехники и компьютеров, с введением Интернета… Учеб. телевидение утратило самостоят. значение и практически слилось с просветительным направлением» (ПЭС, 2003, 288).
О 1970-х – 1980-х гг.: «Советское телевидение принято ругать – и скучное оно было, и тоталитарное. Может быть. Только не надо забывать, что там показывали и “Будильник”, и “АБВГДейку”, и “В гостях у сказки”, и “Весёлые нотки”. Существовал даже целый образовательный канал. Эти программы не только развлекали, они ещё и общались с нами, маленькими зрителями, – мы посылали туда рисунки, письма с ответами на загадки, свои сказки и истории. Это было то самое интерактивное телевидение, о котором так модно говорить сейчас» (Шигарева, 2007, 8). См. также: «АБВГДейка»; «Будильник»; «В каждом рисунке – солнце»; «Весёлые старты»; «В гостях у сказки»; «Встречи юнкоров телестудии “Орленок”»; «Выставка Буратино»; «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»; «Зов джунглей», «Звёздный час»; «Ребятам о зверятах»; «Спокойной ночи, малыши»; «Умелые руки»; «Умники и умницы»; «Устами младенца»; «Утренняя звезда»; «Царь горы».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов. Чаще всего под названием "Т." понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации. Значительный вклад в развитие техники Т. в начале 80-х гг. 19 в. внесли А. ди Пайва (Португалия), П.И. Бахметьев (Россия), П. Нипков (Германия), а также рос. ученый Б.Л. Розинг, предложивший в 1907 использовать электронно-лучевую трубку. Первые в мире системы электронного Т. изобрели в начале 30-х гг. независимо друг от друга В.К. Зворыкин (русский эмигрант, жил в США) и Ф. Фарнсуорт (США). В 30-е гг. началось регулярное телевещание в ряде стран Европы и США. В России первая телепередача состоялась в 1931 (из Москвы). В 1938 началось экспериментальное, а с 1939 регулярное электронное телевещание. После Великой Отечественной войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. С 1951 осуществляются ежедневные передачи; было создано Центральное телевидение. С 1967 передается цветное изображение. В 1967-70 введен в действие Технический телевизионный центр "Останкино". В 90-е гг. в системе Т. определились три направления: государственное, общественное (финансируемое за счет средств общественных организаций) и коммерческое (за счет рекламы). К началу 2000 в систему рос. Т. входили государственные компании - Всерос. государственная телерадиокомпания (ВГТРК), "Культура"; ОРТ (Общественное рос. телевидение); коммерческие компании - НТВ, ТВ-6, REN TV, ТНТ и др., а также ряд компаний в республиканских, краевых, областных и других центрах, акционерное общество - региональная московская телерадиокомпания ТВЦ. В 1994 создан Рос. фонд развития Т.; при нем организована Рос. академия телевидения. В педагогических аспектах Т. выделяют воспитательный и образовательный. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. Воспитательные аспекты Т. чаще всего связывают с формированием нравственных норм поведения и ценностных ориентаций детей и молодежи, а также с организацией их досуга. В этом смысле Т. - одно из самых влиятельных средств социализации. Воспитательное направление проявляется прежде всего через трансляцию художественных и анимационных фильмов, литературно-драматических и публицистических передач. Однако увлеченность детей Т. имеет и негативные стороны: сокращается время активного отдыха, игр, общения, а бессистемный просмотр телефильмов может нанести значительный вред здоровью ребенка. Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором ребенком телепередач. Отечественные телепередачи для детей появились в 30-е гг. В конце 40-х гг. создана детская редакция при Московском телецентре. В 60-е гг. популярностью пользовались интерактивные формы взаимодействия с юным зрителем: передачи "Умелые руки" (среди ведущих В.М. Леонтьева), "Выставка Буратино", "Спокойной ночи, малыши!" и другие, в адрес которых приходили сотни писем от детей. В 70-е гг. адресная структура передач включала 5 возрастных групп: для дошкольников предназначались кукольные спектакли, мультфильмы, для младших школьников - передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью ("АБВГДейка" и др.), для подростков - познавательные программы, олимпиады, конкурсы и пр., для старших подростков - передачи, посвященные вопросам межличностных интересов, для юношей и девушек - по проблемам самоопределения. В 80-е гг. социологическими исследованиями (В.С. Собкин и др.) были детально определены доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. Было обнаружено, что у юных зрителей в 9 лет пользуются популярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях; в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка; в 15 лет - интеллектуальные игры и информационные программы. В 90-е гг. расширилась тематика передач, на экране появилось мн. зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако наряду с мировой классикой детского кино демонстрируется и низкопробная кинопродукция, пропагандирующая насилие, порнографию и т.п. Негативным явлением стало сокращение на отечественном Т. специальных детских передач. В 2000 даже воспитавшая не одно поколение юных зрителей передача "Спокойной ночи, малыши!" по финансовым соображениям была вынуждена перейти с ОРТ на канал "Культура", который вещает на меньшую зрительскую аудиторию. Наиболее популярные современные передачи: "...До 16 и старше" (ОРТ), "Отчего, почему" (ТВЦ), игра "Полундра" (НТВ) и другие, а также зарубежные проекты "Телепузики" (РТР - ВГТРК), "Улица Сезам" (НТВ) и др. В образовательном Т. выделились два ярко выраженных взаимосвязанных направления - образовательное (просветительское) и учебное Т. (использование Т. в учебных целях). Образовательная линия проявилась в подготовке соответствующих передач и трансляции научно-популярных фильмов. Первые эксперименты учебного Т. были проведены в начале 50-х гг. в США, Франции, Японии. В России регулярные программы учебного Т. начались в 1959 и в 60-е гг. получили широкое развитие. На Центральном телевидении и в ряде местных студий появились редакции учебного Т. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15-25 мин), для самостоятельного просмотра школьниками во внеурочное время, для учителей. Осн. формы: учебные телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр. Методика учебной работы имела мн. общего с использованием технических средств обучения. Некоторые педагоги стали рассматривать Т. как средство, способное заменить классные занятия, а осн. роль в обучении отводили "телевизионному педагогу". К очевидным преимуществам Т. относились богатые иллюстративные возможности, присутствие в передачах известных ученых, специалистов и др. Однако опыт учебного Т. во мн. странах мира не был успешным, т.к. требовал сложных форм взаимодействия образовательных и телевещательных организаций. Интерес к учебному Т. снизился с появлением видеотехники и компьютеров, с введением Интернета (в России передачи "на урок" велись до 1991). Получила развитие идея заочного образования с помощью Т. В России систематические передачи для студентов проводились с 1964 в Ленинграде и с 1965 на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы. Однако эти формы также оказались неэффективными. Учебное Т. утратило самостоятельное значение и практически слилось с просветительным направлением. В зарубежных странах проводились эксперименты по организации автономных форм высшего заочного образования: Британский открытый университет (1969); учительский телерадиоуниверситет в Польше (1974) и др. См. также Технические средства обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки и др.). при помощи радиосигналов Чаще всего под назв «телевидение» понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации Т синтезирует в своих передачах мн информац жанры и разл виды иск-ва.
Теоретич основы техники передачи изображения на расстояние были заложены в нач 80-х гг 19 в в работах А ди Пайва (Португалия), II И Бахметьева (Россия). и др. Первоначально передача элементов изображения была осуществлена на оптико-механич уровне II Нип-ковым (1884, Германия). Решающее значение имело открытие рос ученого Б Л Розинга, предложившего использовать в качестве ключевого элемента техники Т электронно-лучевую трубку (1907).
В нач 20-х гг сформировалось 2 осн.направления в разработках телевизионных систем Первое из них связано с первыми опытами эфирного Т с помощью радиосредств Первую эфирную телетрансляцию осуществил Ч Дженкинс в США (1925), первую публичную телепередачу реализовал Дж Байард в Великобритании (1926). В кон. 20-х гг предпринимались попытки параллельной трансляции изображения и звука Второе направление ориентировалось на использование электронно-оптич приборов Первые в мире системы электронного Т изобрели к нач 30-х гг независимо друг от друга В К Зворыкин (рус эмигрант в США, ученик Розинга). и Ф Фарнсуорт (США). К кон 30-х гг электронные системы Т полностью вытеснили механические.
В кон. 20-х гг телевизионное вещание организовывалось в виде более или менее регулярных публичных проб. «тестов». Регулярное телевизионное вещание началось в 30-х гг. в Великобритании, Германии, США, Франции.
В 1931 состоялась первая телепередача в Москве, с 1934 началось регулярное телевещание на оптико-механич. основе (творческий сектор при Моск. радиотрансляц. узле). С 1938 началось экспериментальное и с 1939 регулярное электронное телевещание (из Моск. телерадиоцентра на ул. Шаболовка). В 1940 было налажено массовое произ-во телевизоров.
После Вел. Отеч. войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. определились осн. жанры телепередач: спортивные (в 1949 состоялся первый прямой репортаж с футбольного матча), художественные (в 1951 поставлен первый телефильм-спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше»). и публицистические (с 1952). С 1951 осуществлялись ежедн. передачи; было создано Центр, телевидение. К 1955 в СССР. действовало 5 телецентров. В 1956 введена 2-я программа Центр, телевидения, а в 1965—67 - 3-я и 4-я. Расширились техн. возможности Т., в т. ч. благодаря спутниковой связи. С 1967 стало регулярным цветное Т. В 1967—70 введен в действие Техн. телевизионный центр «Останкино».
В 60 - 70-х гг. возникли передачи, до сих пор популярные у зрителей: «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Клуб путешественников», информац. программа «Время», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др.
В системе Гостелерадио СССР. (созд. в 1970). телевизионное вещание из Москвы специализировалось по отд. 4 каналам, или, в терминах тех лет, программам: 1-я
- главная (информация и обществ.-полит. тематика) - распространялась на всю терр. СССР; объем вещания в среднем 13 ч в сутки; 2-я (публицистич. и худож. программы) - только на Европ. часть СССР; на этом канале располагали также свои передачи обл., краевые и респ. АССР. в составе России телестудии; 6 ч в сутки; 3-я (уч. и науч.-популярные передачи) - на нек-рые области Европ. части; св. 6 ч в сутки; 4-я (худож. передачи и фильмы). имела еще меньшее распространение; 3,5 ч в сутки. К кон. 80-х гг. подавляющее число зрителей СССР. могло принимать 2 канала; началось развитие кабельного Т.
В России в 90-х гг. с начала социально-экон. реформ система Т. претерпела изменения. Определились три ярко выраженных направления в деятельности Т.: государственное, общественное (финансируемое за счет средств обществ, орг-ций). и коммерческое (существующее за счет рекламы).
В 1990 создана Всерос. гос. телерадиокомпания (ВГТРК), ставшая альтернативой Гостелерадио. На базе Гостелерадио образованы Рос. гос. телерадиокомпания «Останкино» федерального уровня и 88 региональных компаний.
К 1995 в системе рос. Т. гос. направление представляли след, федеральные компании: Всерос. гос. телерадиокомпания, к-рой принадлежали 2-й канал и в дневное время 4-й канал («Российские университеты»; до 1996), и телерадиокомпания «Петербург» (5-й канал; охватывал 3/4 населения Рос. Федерации).
К обществ, направлению относится Обществ, рос. телевидение (ОРТ, осн. в 1995), к-рому принадлежит 1-й канал, крупнейший в Рос. Федерации по охвату аудитории. Акции ОРТ распределены между гос-вом (51%). и крупными коммерч. банками, поэтому его можно рассматривать как обществ. Т. лишь формально, а по сути это полугос. форма. В этой же нише располагаются и многочисленные кабельные компании локального уровня, финансируемые за счет абонентной платы. К смешанным формам относится и региональная Рос. моек, телерадиокомпания «Москва» (МТК, 3-й канал), к-рая является акционерным обществом.
Коммерч. компании имеются во мн. респ., краевых и обл. центрах. Часть из них арендуют эфирное время у гос. телеканалов. Наиб. крупные коммерч. компании: НТВ (с 1993; с 1996 полномасштабное вещание на 4-м канале, охватывает ок. 40 млн. чел.), Моск. независимая вешат, корпорация - ТВ—6 (с 1994; осуществляет передачи на 6-м канале; св. 30 млн. чел.). К коммерческим относились компании «2x2», «Деловая Россия», «Телеэкспресс канал 3ь, «М—49» и др.
Телевизионное вещание осуществляется в соответствии с «Законом РФ о средствах массовой информации» (1991), «Законом о рекламе» и пост, пр-ва Рос. Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (1994). Лицензии выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию сроком до 5 лет.
Исследования телеаудитории проводят социологич. службы: Всерос. центр изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), фонд «Общественное мнение», соответствующие подразделения телерадиокомпаний федерального уровня, заруб. орг-ции.
В Рос. Федерации издаются спец. периодич. издания: «7 дней», «ТВ-парк», «Антенна», «Телевидение и радиовещание», «Телерадиоэфир» и др.
В 1994 создан Рос. фонд развития Т. При нем организована Рос. академия телевидения, учредившая ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИР).
Естественно рассмотрение Т. как средства массовой коммуникации в педагогических аспектах. Среди них можно выделить образовательные (связанные с просветительской функцией Т.). и воспитательные (реализующие нормативную и аксиологическую функции Т.). аспекты. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. В мировой практике Т. передачи пед. характера развивались чаще всего в рамках гос. и обществ. Т., коммерч. каналы сравнительно редко проявляли интерес к этому направлению Т.
Образовательные аспек-т ы. Уже на ранней стадии развития телевещания возникло два достаточно ярко выраженных направления, тесно связанных между собой: образовательное Т. и использование Т. в структуре систем обучения (учебное Т.).
Образоват. линия проявлялась прежде всего в создании соответствующих передач и трансляции науч.-популярных кинофильмов. В 50—60-х гг. сложились формы тематич. науч.-популярных передач («Здоровье», «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и др.).
Первые эксперименты по организации учебного Т. начались в 50-х гг. в США, Франции, Японии и др. странах. В рамках гос. или обществ, каналов уч. программы готовились спец. подразделениями, часто при участии гос. органов управления образованием и обществ, советов.
В СССР. регулярные программы уч. Т. начались в Москве в 1959. К сер. 60-х гг. сложилась развернутая система уч. Т. На Центр, телевидении и в ряде местных студий появились специализиров. редакции. Передачи для общеобразоват. школы были представлены 3 категориями: для трансляции на урок, для самостоят. просмотра школьниками после уроков, для учителей. Выходили сборники с аннотациями и метод, материалами к уч. телепередачам, программы уч. Т. печатались в местных газетах и журналах. Расписание уроков в школе согласовывалось со временем выхода передач в эфир. Темы передач строго соответствовали по времени изучению данной темы в шк. программе, длительность телеурока составляла 15—25 мин.
Наиб. распространены уч. телефильм, лекция, телепостановка, телеэкскурсия, диспут, беседа и др. Методика уч. работы с телепередачами имела много общего с использованием др. технических средств обучения.
Первоначально в педагогике преобладала точка зрения, согласно к-рой уч. Т. способно полностью заменить занятия в классе. Роль учителя сводилась, т. о., к выполнению чисто техн. организац. функций, предпочтение отдавалось «телевизионному педагогу» и творческой группе, готовящей передачу. Очевидными преимуществами уч. передач были богатые иллюстративные возможности Т., присутствие на экране крупнейших специалистов в разл. областях знаний, осуществление прямых репортажей с места событий и др. Однако эксперименты во мн. странах мира показали несостоятельность такого подхода. К недостаткам уч. Т. относились сложность взаимодействия образоват. и теле-вещат. орг-ций, проблема подготовки учителя к телеуроку, конкуренция между ним и «телевизионным» учителем и др. Интерес к уч Т снизился также с применением в уч. заведениях видеотехники и замкнутых телесистем Передачи на урок сохранились во мн развитых странах до кон 80-х гг (в России до 1991).
Более жизнеспособной оказалась идея использования уч Т как формы заочного образования Так, в 1963 в Японии компания Эн-Эйч-Кей организовала заочную школу В СССР. с 1964 проводились систематич. телепередачи для студентов, сначала в Ленинграде на местной студии, а с 1965 на Центр телевидении в Москве Разрабатывались телеверсии лекций по уч предметам физ. -матем. и техн. циклов, гуманитарным предметам (на основе уч планов Всес заочного поли-техн. ин-та), а также для поступающих в вузы Однако эти передачи лишь оказывали помощь учащимся, но не являлись самостоят.формой заочного обучения, что оказалось крайне неэффективным.
В кон. 60-х гг возникли первые автономные формы высш. заочного телевизионного образования Наиб. удачным уч заведением такого рода стал Брит открытый ун-т (осн.в 1969), предоставляющий студентам, успешно сдавшим выпускные экзамены, диплом о получении высш. образования Заочные телевизионные уч заведения были также созданы в ФРГ, Голландии, Израиле, Испании, Канаде, Замбии, Индонезии, Китае и др. странах В Польше работал учительский телерадиоун-т (осн.в 1974). для повышения квалификации работников сферы образования В нач 90-х гг в мире насчитывалось 15 нац. телерадио ун-тов.
Уч Т, ориентированное на неформальное самообразование, сохранилось в очень ограниченном виде и практически слилось с просветительским направлением В России в нач 90-х гг оно представлено телеуроками по иностр. языкам и передачами познават, бытового характера и др.
Проблемы образоват. Т исследовались с 50-х гг В России их изучали А Д Боборыкин, А М Гельмонт, В В Егоров, В II Муштаев, Д И Полторак, Л II Прессман, А А Степанов, С Г Шаповаленко и др.
Воспитательные аспекты Т чаще всего связывают с формированием норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков и молодежи, а также с разл формами организации досуга В этом смысле Т - одно из самых влиятельных средств социализации Воспитат. направление проявляется, прежде всего, через трансляцию худож. и анимац фильмов, лит -драматич и муз. передачи, адресную публицистику, игровые программы.
Однако увлеченность детей Т имеет свои негативные стороны сокращается время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками, а бессистемный многочасовой просмотр телепередач может нанести существ вред здоровью ребенка Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором телепередач детьми Большую пользу приносит совместный просмотр фильмов и др. передач родителями с детьми Нек-рые программы, напр. «Семейный канал» Всерос гос. телерадиокомпании, специально ориентированы на совместный досуг взрослых и детей у телеэкрана.
В СССР. телепрограммы для детей появились в 30-е гг (кукольные спектакли, концерты, познават передачи и др.). В кон 40-х гг образована дет. редакция на Моек телецентре Для детей начали создаваться спец. телеспектакли.
К нач 60-х гг большой популярностью пользовались формы активного взаимодействия дикторов с юными телезрителями в передачах «Умелые руки» (среди ведущих - В M Леонтьева и др.), «Выставка Буратино» (ведущий - художник В Курчевский). и др. В адрес этих передач еженедельно приходили сотни писем от юных телезрителей В эти же годы появились постоянные персонажи-куклы Буратино, Шустрик и Мямлик, Алеша Почемучка, а позднее - герои передачи «Спокойной ночи, малышив - Хрюша, Степашка и др.
В 60-е гг сложилась довольно четкая адресная структура телепередач для дошкольников и мл школьников готовились кукольные спектакли и т и, мультфильмы, для подростков - передачи, связанные со шк. и пионерской тематикой и познавательные, для юношей и девушек 14—17 лет - тележурналы, олимпиады, конкурсы и др. В 1967 создана Гл. редакция программ для детей и юношества Центр телевидения, затем дет. редакции в региональных телестудиях, среди к-рых своими традициями выделялась дет. студия Ленингр телевидения.
В кон 60-х - нач 70-х гг в практику подготовки передач вошли массовые опросы юных телезрителей (Г Галочки-на), помогающие определить интересы детей и подростков В 70-е гг адресная структура включала 5 возрастных групп. Для дошкольников предназначались передачи с участием кукольных персонажей, с отрывками из мультфильмов и т и, для мл школьников передачи, связанные с игровой и уч деятельностью («АБВГДейка» и др.), для мл подростков - программы, ориентированные на познават процессы, часто с включением развлекат. и соревноват элементов, для ст подростков - рассматривающие проблемы межличностных отношений, для юношей и девушек - посвященные проблемам самоопределения, самопознания и т.н. («Тебе, Юность» и др.).
В 80-х гг были детально определены социологич. обследованиями (В С Соб-кин и др.). доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. В частности, обнаружены резкие изменения в предпочтениях в 9 лет пользуются попу лярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях, в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка, в 15 лет - телеигры интеллектуального характера и информац программы Была также обоснована необходимость создания передач отдельно для мальчиков и девочек.
В нач 90-х гг рост общего объема телевещания для детей и юношества увеличился за счет прибавления телеканалов практически каждый из них транслирует мультфильмы и худож. кинофильмы, преим иностранные Гл. редакция программ для детей и юношества в Москве разделилась на две редакции Одна редакция сохранилась в «Останкино», продолжая готовить традиц. популярные передачи («Спокойной ночи, малышив, «До 16 и старше» и др.). и создавая новые программы (напр., «Между нами, девочками»). Другая редакция образована во Всерос гос. телерадиокомпании (Творческо-производств объединение «РОСТ»). и в основном разрабатывает новые формы, напр. информац программу «Там-там-новости», выходящую 5 раз в неделю (в ней дети сами выступают авторами и ведущими передач). Поиск новых форм дет. передач ведется также местными студиями
Лит Гельмонт А М, Полтора к Д И, Телевидение в шк. образовании, М 1963, Проблемы уч телевидения Сб ст, под общей ред А Д Боборыкина и А А Степанова, Л, 1969, Телеэкран приглашает детей Сб ст, сост Г Галочкина, М, 1976, Психол -пед. воздействие уч кино и телевидения, М, 1979, Телевидение в уч. процессе Сб науч. трудов ЛГПИ им А И Герцена, от ред А Д Боборыкин и А А Степанов, Л, 1981, E г. о-р о в В В, Телевидение и школа проблемы уч телевидения М, 1982, Муштаев В II, Уроки иск ва Очерки об уч телевидении, М, 1985, Телевидение и школа опыт социокультурного исследования Сб ст, под общей ред В С Собкина, М, 1989
А В Шариков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.75 кб

Телевидение как фактор формирования этического мировоззрения младших школьников

Капустина Наталья Геннадьевна
В статье представлены результаты изучения влияния телевидения на формирование этического мировоззрения детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
163.11 кб

Университетское телевидение как средство формирования корпоративной культуры студенческой молодежи

Самотойлова Татьяна Евгеньевна, Семишова Евгения Петровна
Проанализирована роль университетского телевидения в формировании корпоративной культуры современной студенческой молодежи.
Читать PDF
62.41 кб

Региональное телевидение как механизм этнической социализации (на примере Калмыкии)

Намруева Людмила Васильевна
В статье проанализированы история развития регионального телевидения и его роль в воспитании личности молодого человека.
Читать PDF
3.02 мб

Образовательное телевидение Тамбовщины -компонент системы непрерывного образования

Шешерина Г. А., Астафьева Н. Е., Рыбкина Н. В., Чванова М. С., Бучнева Е. В.
Читать PDF
1.03 мб

Телевидение и младший школьник

И. В. Гундорова, М. И. Рожков
Читать PDF
303.27 кб

Региональное телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения (на примере работ

Макаркина Людмила Николаевна, Потапов Павел Федорович
Обобщена роль регионального телевидения в развитии культуры межнационального общения.
Читать PDF
125.36 кб

Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения

Латышев О. Ю.
Интернет-телевидение в идеале своего развития представляет собой видео-гипертекст, позволяющий проработать и выстроить практически безграничное количество вариаций одного обсуждения, не смотря на то, что каждый из его участников в
Читать PDF
78.75 кб

Учебное телевидение в российских вузах

Гегелова Наталья Сергеевна, Исмаилова Айсулу Айсовна
Анализируется современное состояние российских студенческих СМИ. Особое внимание уделяется университетским учебным телеканалам. Проводится анализ деятельности телевидения Российского университета дружбы нардов.
Читать PDF
507.24 кб

Проект «Школьное телевидение» как механизм формирования и развития универсальных учебных действий об

Петренко Елена Гургеновна, Неверова Лариса Ивановна
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения вынуждает образовательные организации искать разнообразные способы достижения не только предметных, но и метапредметных результатов.
Читать PDF
69.45 кб

Дистанционное обучение в Китае. Телевидение и образование (информация к размышлению)

Синьшэн Сунь.
Китай был одной из первых стран, которые начали широко использовать радио и телевидение в системе высшего образование.
Читать PDF
161.68 кб

Тренинг детей - «Журналистов» на телевидении

Боровинская Н. И.
Читать PDF
87.37 кб

От аналогового телевидения к цифровым видеосистемам и видеокомпьютерным технологиям

Красильников Н. Н., Тимофеев Б. С.
Читать PDF
0.00 байт

Кадры для телевидения

Егоров В.
Читать PDF
1.46 мб

Корпоративная культура Санкт-Петербургского университета кино и телевидения

Пименова И.В., Румянцева Ю.В., Фадеева А.И.
Читать PDF
278.33 кб

Речь в кино и на телевидении: анализ, ценностный аспект, вопросы обучения

Шигапова И. И.
В статье анализируются роль кино и телевидения в формировании культуры речи, проблема уровня культуры и техники речи в современном социуме, объясняются причинно-следственные связи проблемы и предлагаются дополнительные способы фор

Похожие термины:

  • Телевидение учебное

    универсальное аудиовизуальное средство обучения, синтезирующее возможности статической и динамической проекций, магнитной записи и воспроизведения звука.
  • ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

    Телепередачи, транслируемые с помощью специального оборудования из телестудии учебного заведения в аудитории, оснащенные телевизорами.