Телевидение учебное

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Телевидение учебное
универсальное аудиовизуальное средство обучения, синтезирующее возможности статической и динамической проекций, магнитной записи и воспроизведения звука.

Источник: Словарь по технологиям обучения

ТЕЛЕВИДЕНИЕ УЧЕБНОЕ
техническое средство обучения. Т.у. (телевизионные системы) по способу применения учебных задач разделяются на открытые и замкнутые. Открытые телевизионные системы обеспечивают передачу учебных программ через «широкий эфир» по каналам, предназначенным для массовой аудитории. Радиус действия открытых телевизионных систем благодаря ретрансляции может быть неограниченным. Проблемы жесткой временной привязанности к таким передачам решаются путем их видеозаписи.
В замкнутых телевизионных системах передачи ведутся с помощью кабелей, без выхода в эфир. Они действуют, как правило, в пределах одного учебного заведения. Такая система представляет собой комплекс, состоящий из передающих телевизионных камер, установленных там, откуда ведутся передачи (телестудия учебного заведения, лаборатория, учебная мастерская, рабочее место преподавателя, мастера и т.п.), и телевизоров (мониторов), находящихся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских.
Тематика, характер, содержание и построение телевизионной передачи определяются ее дидактическим назначением и учебной программой. Применяются две разновидности телевизионных передач: передачи на урок и во внеурочное время.
Телепередача на урок, как правило, содержит материал, которым преподаватель не располагает в обстановке учебного кабинета (сложные опыты, уникальное оборудование, труднодоступный изобразительный материал и т.п.).
Телепередачи на урок используются как самостоятельный источник учебной информации (телевизионная лекция), как иллюстрация при сообщении нового учебного материала (телевизионная вставка – демонстрация, экскурсия, кинофрагмент, инструктаж, репортаж и т.п.), для обобщения и заключения по теме (телевизионное обозрение).
Одним из важных вопросов построения учебной телепередачи является соотношение изображения и слова. В телепередаче на урок слово не менее значимо, чем изображение. Телепередача не потеряет своей значимости, если это будет лекция без какой бы то ни было наглядности, при условии, что она убедительна, глубоко продумана. С другой стороны, обилие случайно подобранных иллюстраций, хотя и имеющих отношение к теме передачи, не дает эффекта. Внимание к слову ведущего зачастую бывает значительно большим, чем к слову преподавателя.
Важно также соотношение динамической и статической наглядности в процессе телепередачи. Установлено, что внимание, как правило, сильнее концентрируется на статической наглядности, чем на динамической. Динамическая наглядность в большей мере зрелищна, а статическая несет чисто учебную нагрузку.
Большой педагогический эффект дает сочетание телепередач на урок и просмотр их во внеурочное время. Основным назначением внеурочных телепередач является оказание помощи учащимся в выполнении домашних заданий, проведение обзорных лекций, докладов, бесед и встреч со знатными людьми. Воспитательное значение имеют тематические телевизионные лектории, телевизионные экскурсии и путешествия, дискуссии учащихся-телезрителей по вопросам искусства, науки, техники и производства, телевизионные олимпиады и конкурсы, телевизионные клубы (например, клуб радиолюбителей, клубы рационализаторов и изобретателей, «Занимательная техника», «Золотые руки» и т.п.), передачи «За страницей учебника» и т.п.
В процессе производственного обучения Т.у. применяется, в основном, в режиме замкнутой системы для демонстрации сложных экспериментов, устройства, работы, наладки сложного уникального оборудования, трудовых процессов, опасных для учащихся (электросварка, работа с электрическим током высокого напряжения, вредными газами и т.п.), для увеличенного показа мелких деталей приборов и механизмов и т.д.Значительно расширяются возможности Т.у. при наличии в комплексе замкнутой телевизионной системы учебного заведения видеокамер и видеомагнитофонов. Такое сочетание Т.у. и видеозаписи учебной дает максимальный эффект в применении ТСО.
Лит.: Быков Р.Е. Системы учебного телевидения. – М., 1987; Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А.А. Кыверялга и А.В. Батаршева. – М., 1990.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
78.75 кб

Учебное телевидение в российских вузах

Гегелова Наталья Сергеевна, Исмаилова Айсулу Айсовна
Анализируется современное состояние российских студенческих СМИ. Особое внимание уделяется университетским учебным телеканалам. Проводится анализ деятельности телевидения Российского университета дружбы нардов.
Читать PDF
213.49 кб

Использование учебного телевидения в организации самоопределения студента-юриста к развитию способно

Малахова С.В.
Читать PDF
507.24 кб

Проект «Школьное телевидение» как механизм формирования и развития универсальных учебных действий об

Петренко Елена Гургеновна, Неверова Лариса Ивановна
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения вынуждает образовательные организации искать разнообразные способы достижения не только предметных, но и метапредметных результатов.