ТЕКУЧЁВ Алексей Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕКУЧЁВ Алексей Васильевич (1903-1987)
языковед, методист, действительный член АПН РСФСР (1959), действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). С 1919 на преподавательской работе в школе, рабфаках; позднее - в вузах Ростова, Нахичевани, Ставрополя. С 1932 в вузах Москвы: в Городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (1933-41), МГПИ (1939-65; профессор, зав. кафедрой русского языка). В 1965-69 зав. сектором методики обучения русскому языку в НИИ ОП АПН РСФСР; в 1970-80 зав. кафедрой в МГПИ (с 1980 профессор). Автор работ по проблемам преподавания русского языка в школе, в т.ч. фундаментального труда "Методика преподавания русского языка в средней школе" (1958; 3 изд., 1980), систематизировавшего достижения отечественных исследователей русского языка. Еще в 20-х гг. Т. начал диалектологические исследования; был организатором и руководителем мн. студенческих диалектологических экспедиций. Обосновал необходимость дифференциации методики преподавания русского языка в зависимости от диалектной среды учащихся. На этой основе предложил принципиально новое направление в методике преподавания русского языка ("Основы методики орфографии в условиях местного диалекта", 1953). С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах: Л.В. Щербе, Ф.И. Буслаеве, А.М. Пешковском и др. Результаты его историографических исследований отражены в "Очерках по методике обучения русскому языку" (1980), "Хрестоматии по методике русского языка" (1982).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТЕКУЧЁВ Алексей Васильевич
17(30). 3 1903, станица Верхне-Курмояр-ская, ныне в Волгоградской обл, - 23 5 1987, Москва], языковед, методист, д-р пед. наук (1952), проф. (1953), акад АПН СССР. (1968, акад АПН РСФСР. с 1959). Окончил Донской пед. ин-т (1923). С 1919 преподавал в ср. школе, на рабфаке, позднее - в вузах Ростова Нахичевани, Ставрополя С 1932 в Москве в гор пед. ин-те им В II Потемкина (1933- 1941), МОПИ (1939—65, проф, зав кафедрой рус языка). В 1965—69 зав сектором методики обучения рус языку в НИИ ОП АПН, в 1970—80 зав кафедрой методики преподавания рус языка МГПИ (с 1980 проф).
Осн.науч. интересы в области методики преподавания рус языка, историографии языкознания, диалектологии рус языка Рассматривал методику преподавания рус языка как науку, органически связанную с лингвистикой и имеющую важное значение в передаче новым поколениям богатств рус лит языка В работах «Методика грамматич. разбора» (1939). и «Грамматич. разбор в школе» (1963). выявил соотношение шк. и науч. грамматики, обобщил исследования и педагогический опыт в постановке грамматич. разбора как средства изучения грамматики
В монографии «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» (1953). заложено принципиально новое направление в методике преподавания рус языка Еще в 20-х гг Т начал диалектологич. исследования, собирая материал для «Донского словаря» А В Миртова (1928). и Большого диалектологич. атласа нар. говоров Участвовал в экспедициях под руководством H M Карийского, по результатам к-рых составлен производств словарь ванилов-ских ткачей (в кн. H M Карийский, Очерки языка рус крестьян, 1936), был организатором и руководителем мн студенческих диалектологич. экспедиций Т обосновал необходимость дифференциации методики преподавания рус языка в зависимости от диалектной среды учащихся (ряд статей в журн РЯШ, 1946- 1948). Подчеркивал, что дифференци-ров метод подход к орфография ошибкам учащихся и их объяснение с лингви-стич точки зрения обусловливают наиб. эффективное применение того или иного метод приема Фундаментальный труд Т «Методика преподавания рус языка в ср. школе» (1958, 19803). систематизировал достижения отеч исследователей рус языка в этом направлении
С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах Л В Щербе, Ф И Буслаеве, А М Пешковском, Ф Ф Фортунатове, Д H Ушакове, К Д Ушинском, Карийском, Мир-тове и др. Результаты его историогра-фич исследований отражены в «Очерках по методике обучения рус языку» (1980), «Хрестоматии по методике рус языка» (1982).
Большое внимание Т уделял работе с учителями организатор и руководитель мн метод и науч. семинаров и конференций по методике преподавания рус языка, в т.ч. и международных (Германия, Венгрия, Польша, Финляндия, Италия и др.), чл редколлегии журн РЯШ, чл многих ученых комиссий по рус яз.
С о ч О борьбе с малограмотностью в дет. школе «Родной язык в школе», 1925, № 7, К проблеме урока по рус языку, РЯШ, 1963, № 5, О преподавании рус языка в 8—10 кл нерусской школы M, 19502, Сборник диктантов по рус языку в 8—10 кл нерусских школ, M, 19562, Преподавание рус языка в диалектных условиях, М 1974.
Лит Филин Ф П, Ломизов А Ф, Ладыженская Т А К 70 летию Алексея Васильевича Текучева, РЯШ, 1973, № 2, А г. а и и и P А, А В Те-кучев РЯНШ, 1973, № 2 Л А Тростенцова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия