ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [23; 41].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Информационные технологии
(ИТ, IT-технологии, информационно-коммуникационные технологии) – процессы, системы методов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и предоставления информации.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Технологии информационные
information technologies) – совокупность математических и кибернетических методов, технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации.

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах; обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретной И. т. Этот термин характеризует особенности применения И. т. в учебном процессе. См. также новые информационные технологии, средства новых информационных технологий.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
(англ. information technolog) – методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации; совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности. Основные этапы: появление речи, письменности (ок. 2350 г. до н.э.), счёта (ок. 1350 г. до н.э.), книгопечатания (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббиджа (1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), телевидения (1939 г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), микропроцессора (1972 г.), персонального компьютера (1975 г.).

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1 Комплекс дисциплин и областей деятельности, связанных с технологиями создания, хранения, обработки и передачи данных. 2. Совокупность методов и средств создания, хранения, обработки, передачи, отображения информации, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей человека, повышение эффективности и производительности труда, снижение трудоёмкости процессов использования информационного ресурса. Роль И.т. в жизни общества возрастает в зависимости от уровня развития науки и техники: в настоящий момент И.т. ассоциируются с компьютерными технологиями, ранее они развивались на базе печатного дела и телевидения.
И.т. включают в себя теорию информации, моделирование и формализацию, информационные процессы, информационные системы, информационную безопасность и информационное управление. И.т. содержат ряд базовых технологических процессов, таких как извлечение, транспортировка, обработка, хранение, представление и использование информации.
Для внедрения И.т. в какую-л. область деятельности необходимо знание базовых информационных процессов, структуры, моделей, методов и средств И.т. (математических, технических, программных); умение применять И.т. при решении задач в различных сферах; представление о перспективах информатизации.
Выделяются различные виды И.т.: функционально-ориентированные И.т. (нацелены на реализацию определённых задач), предметно-ориентированные И.т. (нацелены на решение конкретных задач в определённой предметной области), проблемно-ориентированные И.т. (предназначены для решения типовых прикладных задач). В зависимости от типа обрабатываемой информации И.т. подразделяются на технологии обработки текстовой информации, технологии обработки числовой информации, технологии обработки графической информации, технологии обработки звуковой информации, технологии работы в глобальных сетях, социальные информационные технологии [Шатунова 2007].
В современном мире становится невозможной высокопродуктивная деятельность без навыков использования компьютерных технологий, обеспечивающих функционирование И.т. Использование различный информационных ресурсов, в частности лингвистического характера (см. Лингвистические интернет-ресурсы), позволяет повысить уровень речевой культуры и эффективность коммуникации в целом и полезно не только специалистам-филологам, но и всем носителям языка.
Лит.: Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). М., 2003; Всеволодова А.В. Компьютерная обработка лингвистических данных. М., 2007. Информационные технологии. URL: http://technologies.su; Шатунова О.В. Информационные технологии. Елабуга, 2007. URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129029987397328396/Default.aspx.
М.Ю. Поташкова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ).
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и технологии с полной интерактивностью. Последние различаются по степени интерактивности и по источнику информации. К первой группе принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.
Вторая группа содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации. Доступ позволяет передавать, изменять и дополнять информацию, хранящуюся в информационных сетях или в каких-либо носителях.
Особое место в ИТ занимают новые информационные технологии обучения (НИТО). НИТО направлены на достижение целей информатизации образования на основе применения комплекса функционально-зависимых педагогических, информационных, методологических, психо-физиологических и эргономических средств и методик. Инструментальная система НИТО главным образом, – персональный компьютер. Развитие НИТО построено на использование принципов мультимедиа и гипермедиа, на носителях CD-ROM (Compact Disk – Read Only Memory).
НИТО гипермедиа включает в себя текст, графику, оцифрованную речь, звукозапись, фотографии, мультипликацию, видеоклипы и т.п.
Гипермедиа основана на принципах гипертекста и характеризуется простотой обучения, эффективностью использования, легкостью восприятия материала, малым количеством ошибок, допускаемых пользователем. Гипермедиа можно сравнить с книгой, в которой можно изучать любую информацию в любом порядке, выбранном пользователем или заданном преподавателем. Информация о конкретном предмете может быть найдена из оглавления, перечня, указателя или наугад. В отличие от традиционного учебника или книги гипермедиа имеет такие преимущества: связи, устанавливающиеся во время движения по гиперпространству, могут быть повторно прослежены (т.е. траектория обучения запоминается); можно объединять различные текстовые, графические, числовые данные видео- и аудиоинформацию в унифицированную базу данных или знаний; создавать новые предметные связи.
Электронные учебники и инструментальные системы, построенные на принципах гипертекста, обладают высокими адаптивными возможностями к различным сценариям учебных курсов.
При постановке проблемы НИТО в плане компьютерного обучения различают концепцию и технологию исследуемой деятельности. Концепция рассматривает компоненты процесса познания, изучая его в связи с возможностями усиления автономии обучения. Концепция основывается на совокупности эмпирических наблюдений и рецептуальных приемах организации рационального процесса познания с применением интеллектуальных возможностей компьютера.
Обучение является компьютерным, если выполняются следующие условия.
1. В распоряжении проектировщика программных средств обучения (ПСО) представлены инструментальные системы с различными редакторами, не требующими глубокого знания языков программирования.
2. Процесс передачи знаний, выработки умений и контроля качества усвоения материала основан на широком применении компьютеров.
3. Существует развитая (хотя бы локальная) информационно-вычислительная сеть, ориентированная на индивидуализацию процесса обучения, автоматизированный анализ результатов деятельности каждого учащегося.4. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание, сертификацию, тиражирование и поддержку баз данных и знаний.
5. Любой индивид или группа лиц имеют свободный доступ к базам знаний с целью самообучения.
6. Налицо объективные и субъективные свободы, обеспечивающие организацию многоуровневой образовательно-профессиональной структуры образования.
Технология компьютерного обучения, опираясь на предоставляемые концепцией сведения, рассматривает обучение с учетом конечных результатов деятельности учащегося, придавая ей характер устойчивого целенаправленного и эффективного процесса познания.
Традиционная система обучения оказывается совершенно непригодной: чтобы развить и оценить творческие способности каждого учащегося, для этого преподаватель должен предъявить и переработать огромные объемы информации. В условиях массовой подготовки специалистов привычные методы использования компьютеров не позволяют раскрыть потенциальные возможности обучаемых, найти рейтинг каждого и предложить ему индивидуальную траекторию образования, обеспечить требуемый уровень достоверности экзаменационных оценок.
Ведущий замысел внесения НИТО в образование состоит в том, чтобы учитывать приоритет обучаемого, обеспечить системное представление об учебной деятельности каждого учащегося при использовании многоуровневых учебников, автоматизированных систем обучения и контроля знаний.
Целью компьютерного обучения является всестороннее развитие творческой индивидуальности будущих специалистов на основе свободного доступа к многоуровневой, иерархической, интеллектуальной системам обучения.
Каждый учащийся должен самостоятельно приобретать знания и умения, автоматически получая при этом сведения о своем уровне обучаемости (т.е. рейтинг). Свобода процесса обучения заключается в его автономии. Содержание обучения ориентировано на организацию адаптационного обучения и контроля.
Выступая в роли инструмента познания, компьютер дает возможность учащемуся глубоко проникнуть в содержание изучаемого предмета. Появляется уникальная возможность на основе НИТО ориентировать обучающихся на работу с моделями и на их основе научиться принимать решения по реальным проблемным ситуациям.
Оценка теоретического познания мира на основе методологии «проблема – цель – модель
– алгоритм – расчет – интеграция результатов» базируется на компьютерной обработке информации о деятельности учащихся путем анализа их ответов.
Концепция предполагает реализовать три уровня обученности, позволяющих каждому учащемуся найти собственную стратегию обучения.
Первый уровень отражает понятийную форму мышления, определяет тот минимум знаний и умений (базовое образование), который должен иметь каждый обучаемый.
На втором уровне обученности учащийся устанавливает взаимосвязи между понятиями и высказывает суждения о составе и структуре исследуемой системы. Путем обобщения заданных свойств будущий специалист способен обеспечить ее эксплуатацию.
Третий уровень обученности ориентирован на учащихся с неординарным мышлением.
Работая с автоматизированной учебной программой (АУП) по конкретной дисциплине, учащийся получает на экране монитора учебную информацию, примеры и задачи различного уровня сложности. На основе ответов автоматически вычисляется его рейтинг и выдается оценка его знаний и умений. Когнитивный аспект применения компьютера резко активизирует эффективность умственной деятельности учащихся. В конце изучения дисциплины или ее разделов его экзаменует компьютер с помощьюавтоматизированной системы контроля качества обучения, которая выдает соответствующие его рейтингу задания.
НИТО тесно связаны с интеллектуальными обучающими системами (ИОС). Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процессы обучения, предметная область, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия (траектория) обучения.
Дискуссионный уровень взаимодействия ИОС с учащимися обеспечивается экспертными системами второго поколения, называемыми критическими. Они осуществляют оценку решений учащихся, обратную связь, подсказывают стратегию решения, помогают улучшить предложенный учащимся подход к решению задачи.
Проектирование программных средств НИТО (электронных учебников, автоматизированных учебных курсов, систем и т.п.) осуществляется поэтапно.
1. Определяются цели и содержание обучения.
2. В соответствии с целями обучения устанавливается система методических, дидактических, технических и эргономических условий.
3. Производится структурирование учебного материала на элементарные учебные дозы (кадры) и создается в содержательном плане банк учебных заданий, адекватных целям обучения.
4. Создается макроструктура диалога обучаемого и микроструктура кадров. Диалог должен быть рассчитан на разный уровень подготовленности обучаемого, например на «сильного», «среднего» или «слабого».
5. Ввод в память персонального компьютера сценария и отладка системы в авторском режиме (компоновка, прослеживание связей в диалоге, проверка уровня адаптивности обучения и пр.).
6. Проведение экспертизы и доработка программного продукта для последующего внедрения в учебный процесс.
Обязательным элементом системы является опорный конспект. Он может быть представлен на внешних источниках информации, в кадре или в их комбинации. Обычно не удается в рамках кадра разместить задание и опорную информацию, поэтому целесообразно размещать их в различных кадрах с возможностью листания, вперед-назад, запроса, помощи и подсказки.
Лит.: Амдилян Л.К. Современные информационные технологии. – М., 1990; Атанасова Н. Разработка и применение средств информационной технологии // Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах- членах СЭВ. Сборник научных трудов ВНИИ ПТО. – Л., 1990; Концепция информатизации образования // ИНФО. 1988. № 6. 1990. № 1; Кирмайер М. Мультимедиа. – СПб., 1994.
В.И. Балекин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
378.54 кб

Отдел информационных технологий

Читать PDF
416.84 кб

Модели информационных технологий

Тулькибаева Надежда Николаевна, Большакова Земфира Максутовна
Рассмотрены различные подходы к классификации информационных технологий, в которых представление конкретных видов осуществлено через их модели; дана оценка каждой классификации по педагогическим параметрам.
Читать PDF
393.04 кб

Информационные технологии в сгсэу

Сытник А. , Папшев С.
Читать PDF
118.63 кб

Информационная технология (обзор)

Дунаева Юлия Вячеславовна
Читать PDF
871.74 кб

Язык как информационная технология

Караваев Никита Леонидович
В статье рассматривается язык как информационная технология. Раскрыта роль невербального и вербального языка в контексте познавательного и коммуникативного процессов.
Читать PDF
1.64 мб

Информационные технологии в обществе

Кизелев Павел Александрович
В статье рассматривается роль информационных технологий в жизни общества, государства, изменения и развитие ИТ, рассмотрены характерные признаки информационного общества.
Читать PDF
71.61 кб

О развитии информационных технологий

Костиков Алексей Николаевич
Современное высшее образование нельзя рассматривать в отрыве от глобальных процессов экономического, социального и культурного развития.
Читать PDF
128.82 кб

Информационные технологии в обучении

Гербеков Хамид Абдулович, Байчорова Сапият Кадыровна, Лайпанова Мариям Срапиловна
В современном обществе одна из основных компетенций человека это способность бы-стро и качественно работать с информацией и информационными технологиями, создавать и адаптировать к своим задачам электронные ресурсы с использование
Читать PDF
128.35 кб

Информационные технологии в искусстве

Екатерина Корнеева
Читать PDF
289.03 кб

Управление и информационные технологии

Агарков Н. М., Агаркова Д. И., Гонтарев С. Н., Чухраёв А. М., Яковлев А. П., Хадарцев А. А.
Читать PDF
5.41 мб

Информационные технологии и эргономика

Жаргалсайхан Н., Оюунчимэ Ш.
Статья посвящена изучению влияния информационных технологий на эргономику.
Читать PDF
541.42 кб

Информационные технологии в полиграфии

Никульчев Евгений Витальевич
В статье анализируется опыт кафедры прикладной математики и моделирования систем по разработке новейших информационных технологий и внедрению их в учебный процесс.
Читать PDF
809.39 кб

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Таранцова Александра Владимировна
Статья посвящена изучению вопросов усовершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе при активном использование в образовательном процессе современных информационных технологий.
Читать PDF
232.15 кб

Информационные технологии в гематологии

Курочкина Александра Владимировна, Нетребич Дарья Михайловна, Парфенова Ирина Анатольевна
актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью исследования кроветворной системы человека как наиболее перспективного направлений применения математических методов с применением информационных технологий
Читать PDF
157.22 кб

Информационные технологии в образовании

Богуш Вадим
Создание информационного общества является одним из значимых приоритетов развития нашей страны.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: