ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫЕ

Найдено 1 определение
ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫЕ
практическая область акмеологии, в которой раскрываются способы, механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности, культуры субъекта деятельности как профессионала в процессе обучения, развития, деятельности. Отмечается целевая направленность Т.г. Она не только отражает общественные (социокультурные), личностные, деятельностные проблемы, но и характеризует способы их разрешения в виде определенного набора процедур и операций. В этой связи: 1) Т. г. изучаются и применяются в качестве процесса, науки, образования, стороны общественных отношений, способа (вида, момента) деятельности субъекта; 2) Т. г. рассматривается как средство практического и творческого достижения поставленных целей. 3) «творческое» в Т. г. выражает этимологию феномена «технология»: «искусство», «мастерство»; 4)Определенный «момент», «способ», «прием» Т. г. имеет содержание и форму конкретной техники. Подобная гуманитарная техника применяется как «сила воздействия», характеризуется как «манера», используется как «контроль» (ситуации, поступков, состояний); 5) При разработке Т. г. используется акмеологическое знание технологизированное по критериям, соотносимым с сущностными проекциями субъекта деятельности как индивида, индивидуальности, личности и профессионала.
Имея акмеологическую основу, Т. г. включают комплекс социальных, естественнонаучных и гуманитарных знаний и способны наиболее полно раскрыть «синтезирующую духовность» личности (Н.А.Бердяев). Психологический (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты Т. г. позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности государственных служащих. Социально-психологический, педагогический, управленческий, этический – коммуникативную и профессиональную культуру делового и межличностного общения, взаимодействия субъекта. Экологический, правовой, социологический аспекты – социальную и морально-нравственную нормативность.
Структуру Т. г. представляет матрица, на базе которой разрабатываются любые виды Т. г.: цель и задачи; методологическая основа; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение.
Виды Т. г.:
– Т. г. самопознания – способы, механизмы сознательного выявления индивидом своих потенциальных возможностей и реальных (сформированных, наличных) знаний, способностей как субъекта профессиональной деятельности. Т. г. самопознания индивида, его сильных и слабых сторон предполагает развитие такой способности как способность на уровне высокой психологической культуры, включающей навыки самоанализа, самооценки, рефлексии, интроспекции. Освоение Т. г. самопознания позволяет субъекту: познать природные индивидуально-психологические особенности, изменять и влиять на них; адекватно реагировать на изменение определенных личностных проявлений в процессе развития и деятельности; регулировать свой предел допустимых (недопустимых) психофизиологических нагрузок; защищать себя от накопления негативных психофизиологических состояний; наилучшим образом мотивировать достижение своей желаемой цели; в полной мере реализовать свои имеющиеся возможности;
– Т. г. саморазвития – отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранить и развить свою индивидуальность (Я-самость). Цель, направление, средства изменения и развития определяются самим субъектом на основе процесса его самопознания с учетом возможных альтернатив наиболее благоприятного развития в конкретных условиях жизни и деятельности. Освоение Т. г. саморазвития целесообразно лишь в том случае, если у индивида на нее сформировался осознанный запрос, поскольку задачи саморазвития под силу ставить лишь тем, кто сознательно использует средства самосовершенствования, зная свои сильные и слабые стороны, расширяя пределы имеющихся знаний, умений, навыков, способностей, опыта. Освоение Т. г. саморазвития позволяет субъекту выработать новые, альтернативные способы поведения и действий в достижении поставленных целей с учетом новых условий среды;
– Т. г. самореализации составляет основу Я-концепции субъекта профессиональной деятельности, раскрывая потенциал личности посредством ранее реализованных способностей. Реализованные способности являются технологическими, поскольку они востребованы, а их применение свидетельствует о наличии у субъекта конкретных умений и навыков. Т. г. самореализации позволяет субъекту реализовать внутренние и внешние модальности его «Я» посредством специальных техник программирования, саморегуляции, самоутверждения, инвентаризации. Владение техникой инвентаризации развивает способность субъекта к адекватной самооценке знаний, качеств, способностей, умений, навыков, привычек, ценностных ориентаций, стереотипов. Подобная способность значительно повышает возможности адаптации, продуктивности деятельности, обеспечивает адекватность поведения в нестандартных, пограничных и экстремальных ситуациях. Техника самопрограммирования включает развитие навыков аутогенной тренировки, овладение методами психогигиены. Способность субъекта к самоорганизации является показателем его культурно-профессиональной зрелости, позволяет не только познать себя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, но и реализовать лучшие возможности по отношению к себе, окружающим, обществу в целом. Данная способность является интегральной совокупностью природных, социальных и технологических свойств индивида, воплощенная в осознаваемые усилия воли, интеллекта, мотивы поведения и реализуемая в деятельности конкретными умениями и навыками. Техника саморегуляции развивает навыки индивида самостоятельно регулировать, контролировать и корректировать свои психические процессы и состояния, поведение, мотивы, побуждения. Она также совершенствует духовность субъекта, поддерживает его социальное, профессиональное, нравственное, психофизиологическое здоровье. Развитие технологической способности субъекта к саморегуляции соотносится с глубиной самосознания, адекватностью и устойчивостью его самооценки, позволяя продвинуться от Я-реального к Я-идеальному. Техника самоутверждения направлена на претворение целей, позиций, мировоззренческих идеалов, достижение и реализацию профессионального акме субъекта. Развитие технологической способности к самоутверждению есть путь самовыражения, выбор собственной позиции, особенно в проблемных ситуациях. Таким образом, техники инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения как своеобразные субъективные рычаги личностного и профессионального роста индивида, согласно его Я-концепции, развивают соответствующие технологические способности, необходимые ему в профессиональной деятельности и как субъекту Т.г. самопознания, саморазвития и самореализации.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
433.53 кб

Гуманитарность и гуманитарные технологии

Роботова Алевтина Сергеевна
Читать PDF
14.45 мб

Общество знаний и гуманитарные технологии

Алексеева И.Ю.
Читать PDF
288.52 кб

Гуманитарный технолог: от идеи к воплощению

Бордовский Геннадий Алексеевич
Читать PDF
423.16 кб

Настоящее и будущее гуманитарных технологий

Узлов Николай Дмитриевич
В статье приводятся основные признаки традиционных и высоких гуманитарных технологий.
Читать PDF
280.06 кб

Гуманитарные технологии: к проблеме оператора

Тхагапсоев Хажисмель Гисович
В статье показано, что идентичность выступает как эффективный оператор гуманитарных технологий.
Читать PDF
251.99 кб

Гуманитарные проблемы информационных технологий

Гнатик Екатерина Николаевна
Статья посвящена обсуждению гуманитарных проблем, порождаемых информационно-коммуникационными технологиями, являющимися одним из четырех направлений НБИК.
Читать PDF
400.17 кб

От гуманитарного знания к гуманитарной технологии

Кожемякин М.В.
В статье анализируются два противоположных по своей цели подхода к образованию. Первый направлен на развитие экономики, второй нацелен на социальный прогресс и гуманитарное развитие.
Читать PDF
136.62 кб

Идентичность как оператор гуманитарных технологий

Тхагапсоев Хажисмель Гисович
Читать PDF
378.98 кб

Гуманитарная экспертиза как социальная технология

Тульчинский Григорий Львович
В статье рассмотрена гуманитарная экспертиза (ГЭ) как социальная технология; ГЭ и специфика гуманитарного знания. Поставлен вопрос о кризисе гуманизма: гуманитарность contr гуманизм?
Читать PDF
2.52 мб

Применение Интернет-технологий в гуманитарном вузе

Бондаренко Н.Н.
Читать PDF
109.00 кб

От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям

Юдин Борис Григорьевич
Читать PDF
350.30 кб

Гуманитарные технологии как инновация в образовании

Соломин В. П.
Представлен теоретический анализ нового явления в образовании гуманитарные технологии. Анализ проведен по результатам реализации инновационной программы Герценовского университета.
Читать PDF
589.21 кб

Информационные технологии в гуманитарном образовании

Зорина Мария Александровна
Читать PDF
636.60 кб

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Зорина Мария Александровна
В статье анализируются информационные технологии в гуманитарных исследованиях.
Читать PDF
298.67 кб

Социальные и гуманитарные технологии в обществе знания

Багирова К.Э.
В статье рассматривается сущность социальных и гуманитарных технологий на современном этапе развития информационного общества становления общества знания.