ТЕХНИКА РЕЧИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕХНИКА РЕЧИ
Совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика, кинесика, паралингвистика).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕХНИКА РЕЧИ
1) совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2) владение приемами эффективного использования речевого аппарата. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ТЕХНИКА РЕЧИ
(от нем. technik < лат. technica < греч. τεχνη — ‘искусство’) — совокупность навыков и умений по техническому исполнению речи, включающая развитие дыхания, постановку голоса, тренировку дикции — ясного произношения звуков. Т.р. — это физическая и психологическая подготовка оратора, которая позволяет научиться владеть своим телом и с помощью звучащего слова воздействовать на слушателей.
Развитие речевых способностей всегда сопровождается внешней выучкой и тренировкой — работой над Т.р. Если техника предполагает искусное владение речью, то ясно, что искусство требует отработки навыка, постоянного, упорного и сознательного повторения того или иного приёма, сосредоточения усилий в выполнении упражнений. Совершенная Т.р. означает «техническое» владение речевым аппаратом, которое выражается в ясном и чётком произношении звуков, выразительной интонации, своеобразной эстетике произношения, которая должна соответствовать лучшим образцам русской речи. Хотя Т.р. относится, скорее, к внешней стороне исполнения речи, она не может быть формальным инструментом, её необходимо одухотворить, вкладывая в каждое произносимое слово «душу живу». Поэтому для эффективного результата занятий требуются и воля, и вдохновение, и рациональное понимание смысла текста, умение передать его слушателям при взаимном удовольствии от общения.
Т.р. говорящего имеет огромное значение для восприятия речи слушающим. Каждый человек легко узнаваем по особенностям его произношения, на которое следует эстетическая и вкусовая реакция вместе с общей оценкой человека. Оценочное отношение к человеку на подсознательном уровне формируется именно здесь: как воспринимаются голос, особенности тембра, энергетика произношения, та необъяснимая прелесть, очарование иных голосов и, напротив, отчуждение, отталкивание, рождаемое иными «неприятными», т.е. не принимаемыми, голосами. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, «ласкающее» слух и какофоническое, «оскорбляющее» слух произношение. В интонационно-тембральном звучании проявляется духовное богатство личности человека.
При обучении Т.р. необходимо помнить, что человек «говорит всем телом», т.е. и глаза, и лицо (мимика), и руки, и плечи — все части тела «говорят», и плохо, если внимание слушателя отвлекается на «посторонние» телодвижения. Однако обучение Т.р. направлено прежде всего на обучение эффективному произношению, которое предполагает работу над следующими аспектами: 1) постановка дыхания, 2) деление речи на такты, 3) паузация, 4) темпоритм, 5) интонация, 6) логическое и психологическое ударение, 7) тембр голоса, 8) дикция и артикуляция, 9) громкость, звучность, 10) полётность.
В начале занятий по Т.р. необходимо дать несколько советов относительно постановки всего тела, ибо наши органы артикуляции и голосоведения являются «частями тела» и соучаствуют в произношении звуков: 1) стоять необходимо на прямых ногах, ибо ноги — основа правильной ораторской позы (при её отсутствии та самая «дрожь в коленях»); 2) плечи — расправлены, спина — прямая: Расправленность плеч и распрямлённость спины создают необходимый психологический настрой и позволяют не просто принять уверенный вид, но и чувствовать уверенность в себе; 3) жесты должны быть естественны и оправданы смыслом речи. Осуждаются как излишнее «размахивание» руками, так и скованность, неподвижность, зажатость. На занятиях Т.р. рекомендуется сопровождение интонации жестами для того, чтобы «увлечённо» соединять содержание и эмоциональную оценку текста. Тогда рождаются нужные интонация, ритм и темп речи.
Работу над текстом рекомендуется начинать с деления его на такты — отрезки, позволяющие осмыслить содержание текста. Деление на такты способствует формированию навыка делать паузы. Пауза показывает значимость и глубину произносимого текста, поэтому один из первых советов — учиться сдерживать темп речи. Необходимо ценить каждое произносимое слово, а для этого — держать паузу, делить фразу на части, чётко и ясно произносить слова. Соблюдение нужного темпа речи приводит к вдумчивому выражению содержания речи.
Тренировку Т.р. следует начинать с произнесения трудных звуков, учась хорошо открывать рот, разминая и развивая мышцы, участвующие в произнесении звуков речи. Для этого могут использоваться традиционные ряды звуков, всегда используемые в театральной педагогике МЫ — МЭ — МА — МО — МУ. Согласные могут меняться, причём, чем сложнее будет их выстраиваемый ряд и чётче произношение, тем эффективнее занятие. Напр.: КПТЫ — КПТЭ — КПТА — КПТО — КПТУ,возможны любые перестановки согласных звуков, вплоть до последовательности, взятой из алфавита (БВГДЫ — БВГДЭ — БВГДА и т.д.).
От тренировки звуков переходят к скороговоркам, которые должны произноситься осмысленно, вначале медленно, затем — всё быстрее и быстрее. Желательно обращать внимание не столько на скорость, столько на точность логических ударений, интонационную выразительность, хорошую артикулируемость звуков. Главное в трудной скороговорке — «внутреннее видение» того, о чём говоришь, тогда психологически рождается возможность точного и выразительного воспроизведения звуков.
От скороговорок следует переход к текстам — вначале детским и кратким, затем — всё более пространным, требующим выработки правильного дыхания (основы речи), умения говорить не отдельными словами, а фразами, доводящими мысль до её завершения. Тексты выбираются в зависимости от задач, которые представляются важными педагогу или самостоятельно занимающемуся человеку. Во всяком случае, тексты должны нравиться и быть «любимы», становясь своеобразными моделями и образцами для создания будущих текстов. Для совершенствования Т.р. эффективным является чтение вслух как образцовых текстов художественной или публицистической классики, так и собственных текстов, поскольку человек приучается распознавать в собственной речи ошибки и недостатки, а затем исправлять их. Из классики рекомендуется отбирать монологи, выучивать их наизусть, читать вслух — можно записать себя на магнитофон, проанализировав собственные ошибки, неплохо почитать такие тексты перед профессиональным педагогом или режиссёром театра.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. М., 2008; Аннушкин В.И. Техника речи: учеб. пособие для студентов филол. фак-в. М., 2011; Бруссер A.M., Оссовская М.П. Правильная речь — путь к успеху. 104 упражнения для самостоятельной работы. М., 2009; Никольская С. Т. Техника речи. Методические рекомендации и упражнения для лекторов. М., 1978; Сунько Т.Ю. Методика работы над техникой речи на уроках риторики в начальных классах: КД. Рязань, 2009.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
192.78 кб

Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике

Т. М. Синельникова
Знание элементов техники речи является составляющей успешного выступления. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа, силы голоса.
Читать PDF
132.82 кб

Основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики

Сунько Татьяна Юрьевна
В статье представлены основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики, показана взаимосвязь составляющих техники речи и последовательности их выполнения.
Читать PDF
324.42 кб

Организация тренингов по технике речи для научно-педагогических работников

Синельникова Т.М.
Статья посвящена организации тренингов по технике речи для научно-педагогических работников. Знание элементов техники речи способствует совершенствованию лекторского мастерства и является составляющей успешного выступления.
Читать PDF
126.02 кб

Техника речи как один из аспектов преподавания фонетики студентам-иностранцам

Биктеева Л.Р.
В статье поднимается вопрос о развитии и совершенствовании фонационного дыхания в звучащей речи, голоса как основного инструмента будущего преподавателя, а также четкости его дикции.
Читать PDF
356.81 кб

Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи»

Н.В. Гусева
Читать PDF
2.14 мб

Содержание формирования компетентности в английской диалогической речи у будущих техников-строителей

Федоренко Ирина
Рассматривается содержание формирования компетентности в английской диалогической речи у студентов I-II курсов техникума. Рассматривается понятие содержания обучения диалогической речи.