ТЕАТР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Театр
(theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ТЕАТР
для детей и юношества, вид сценич. иск-ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр. Детям адресуют свои спектакли специа-лизиров. проф. дет. Т. и мн. самодеятельные. Мн. театры имеют в своем репертуаре спец. дет. спектакли, старшеклассники посещают большинство спектаклей, адресованных взрослым. Детям доступны также фильмы-спектакли, теле- и радиоспектакли, а также театр, записи, в т. ч. на аудио-и видеоносителях.
В России истоком Т. был школьный театр. В кон. 18 - нач. 19 вв. получают распространение домашние театр, представления, начинают выходить сборники пьес («Театр для пользы юношества», 1779; изд. Н. И. Новикова; «Детский театр», 1818, и др.). С 1819 в журн. С. Н. Глинки «Новое детское чтение» стали публиковаться и пьесы.
К сер. 19 в. относятся попытки создания публичного проф. Т. для детей (в Петербурге). Но фактически он появился лишь в нач. 80-х гг. 19 в., когда дет. спектакли начал показывать нар. театр Петерб. Лесного об-ва. 1-й Всерос. съезд сценич. деятелей (1897). предложил формировать дет. театр, репертуар из сказок и классич. драматургии. Попытки создать дет. Т. с выраженным пед. уклоном предпринимались Н. Ф. Бунаковым, Е. И. Лавровой, В. А. Шеншиным и др. Как средство просвещения и воспитания использовал Т. в своих эксперим. пед. учреждениях С. Т. Шацкий.
В кон. 19 в. в крупных городах (часто на базе нар. домов). создавались полупрофессиональные труппы. Гл. обр. сказки ставил дет. театр «Колибри» под рук. Л. Н. Леонидова в Москве. В Одессе оперные и балетные спектакли показывали труппа M. H. Завадского и театр для детей «Водевиль» под руководством дирижера А. Н. Бака.
Приобщение детей и молодежи к Т осуществлялось в основном благодаря утренникам - «Синяя птица» в Моск. худож. театре (с 1908); спектаклям по классич. произведениям в казенных и частных труппах Незлобива, Корша, Соболыцикова-Самарина и др. В ряде докладов на Всерос. съезде деятелей нар. театра (дек. 1915 - янв. 1916). наметилось стремление сформулировать орга-низац.-пед. принципы Т.
В сов. России в системе Наркомпроса были созданы Бюро дет. театра, а позднее Совет по устройству дет. праздников и дет. театров. 15 июня 1918 в Петрограде дал первый спектакль Дет. театр под руководством Н. А. Лебедева. Предполагалось создать театр «на началах, отвечающих детской психологии и педагогике..» Труппа выступала на разных сценич. площадках с инсценировками сказок, муз. и балетными миниатюрами. Вступит, слово настраивало публику на восприятие зрелища.
В Москве по инициативе Н. И. Сац с 1918 устраивались бесплатные дет. утренники при участии артистов театров: Большого, Моск. художественного и др., учащихся студий. 4 окт. 1918 в Саратове открылся Дет. театр им. В. И. Ленина, репертуар к-рого состоял из классич. пьес и инсценировок. 6 февр. 1919 инд. сказкой «Дерево превращений» в Петрограде начала работу труппа дет. сектора Эксперим. театра-студии. 18 июля 1920 муз. спектаклем «Кошкин дом» по пьесе С. Я. Маршака и Е. И. Васильевой открылся дет. театр в Екатеринодаре (Краснодаре). В нач. 20-х гг. театры возникли и на др. территориях сов. республик: в Киеве, Харькове, Тбилиси. В июне 1920 состоялось открытие Гос. дет. театра в Москве (с 1925 - 1-й Гос. пед. театр; с 1931 - Госцентюз; с 1936 - Центр, дет. театр; с 1993 - Рос. академич. молодежный театр - РАМТ). В первом спектакле «Маугли» (пьеса В. М. Волькен-штейна по Р. Киплингу). участвовали И. В. Ильинский, В. Ф. Зайчиков, В. О. Топорков, М. И. Бабанова и др. Последующие работы - «Соловей» Н. Г. Шкляра по X. К. Андерсену, водевиль «Медведь и паша» П. А. Каратыгина по Э. Скрибу, «Красочки» А. П. Ремизова, «Легенда о прекрасном Иосифе» А. Д. Чумаченко, «Щелкунчик» В. А. Соколова по Э. Т. А. Гофману - свидетельствовали об ориентации театра на ска-зочно-мифол. репертуар. В программной статье Г. М. Паскар «О детском театре» («Вестник театра», 1920, № 52). формулировались цели и задачи дет. образцового театра, где «все виды театрального искусства, воплощенные в художественные образы творцами сцены, мастерами слова и кисти, приобщали бы ребенка к миру прекрасного, радуя его чудесами, близкими и понятными его фантазии. Отвлекая ребенка от тяжелой для него действительности на несколько часов в созданный для него праздничный уголок уюта и красоты, в мир ярких красок и радостных звуков, в мир сказочных героев, мы внесем светлый луч в душу современного ребенка».
В условиях политизации и идеологиза-ции обществ, воспитания позиция Паскар оказалась неприемлемой. В 1923 театр возглавил Ю. М. Бонди, к-рый обновил репертуар совр. агитац. пьесами: «Колька Ступин» С. А. Ауслендера и А. А. Солодовникова (фантастич. приключения моек, беспризорника, носителя идеи рев. преобразований), «Самолет» Б. Н. Никифорова. В 1928 театр показал «Черный Яр» - пьесу А. Н. Афиногенова по мотивам повести Л. И. Гуми-левского (пост. А. 3. Окунчикова и И. М. Доронина; художник Н. А. Шиф-рин). об участии сел. детей в коллективизации (в роли пастушонка выступила В. А. Сперантова). Заметным явлением стала «Винтовка 492116» А. А. Крона в пост. Р. Н. Симонова, рассказывавшая о перевоспитании красноармейцами беспризорников. В 1927 в качестве передвижной труппы начал деятельность Моск. театр юного зрителя (МТЮЗ). В спектаклях «Семка-Жар» О. В. Рудаковой, «Изобретатели» А. М. Бонди, «Дом с привидениями» и «Путь далекий» Н. Я. Шестакова получили известность талантливые актеры Г. В. Бурцева, А. Р. Фуксина, Е. П. Наварская и др. Летом 1921 открылся Моск. театр для детей под руководством Н. И. Сац. Здесь в действенной игровой форме ставились сказки и легенды: «Жемчужина Адаль-мины» 3. Топелиуса, «Пиноккио» С. В. Шервинского по сказке К. Коллоди (реж. А. Д. Дикий, художник В. Г. Ковальциг). В спектакле «Будь готов!» С. Г. Розанова герои сказок вместе со зрителями строили «самолет» и отправлялись на нем в Индию защищать мальчика-индуса от англичанина-колонизатора. Подобный «Активный дет. праздник» вскоре получил определение - «игро-спектакль». В пьесах «Пионерия» (1926), «Мистер Бьюбль и Червяк» (1927). С. С. Заяицко-го, «Негритенок и обезьяна» (1927). Сац, Розанова и др. этот жанр получил свое развитие.
В 1922 в Москве Г. Л. Рошаль и В. П. Строева организовали Гос. мастерскую пед. театра. Ее первой постановкой (1924). стал «Инженер Семптон», решенный как свободная интерпретация «Лекаря поневоле» Ж. Б. Мольера в жанре импровизиров. агитпредставления с участием публики. В 1925 Мастерская вошла в состав 1-го Гос. пед. театра.
Театр ^ юных зрителей открылся в Петрограде в февр. 1922 сказкой «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, поставленной А. А. Брянцевым. «ТЮЗ прежде всего должен оставаться театром, а его спектакли - произведениями актерского искусства», - подчеркивал он в программной статье, опубл. в 1921. Брянцев разработал репертуарную политику, принципы режиссуры и актерской игры в Т. для детей. Среди постановок ЛенТЮЗа 20-х гг. сказки («Соловей» по X. К. Андерсену, «Золушка» по Ш. Перро), инсценировки произв. Марка Твена, Ш. де Косте-ра, А. Н. Островского, Мольера.
Первым спектаклем на совр. тему стал «Тимошкин рудник» Л. Ф. Макарьева (1925). о жизни подростков шахтерского поселка. После увлечений разного рода агитобозрениями и театр, монтажами художественно полноценный репертуар ЛенТЮЗа сформировался в нач. 30-х гг. Его определяло обращение к совр. темам. В театре нашли свое место спектакли по произведениям Е. Л. Шварца («Ундервуд», 1929), А А. Крона («Винтовка 492116», 1930), Л. Ф. Макарьева («Бунтари», 1934), M А. Светлова («Сказка», 1938), В. П. Катаева («Белеет парус одинокий», 1938), по Ш. Перро («Кот в сапогах», 1938), Г. Л. Владычи-ной и О. Л. Нечаевой («Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной», 1939), В. А. Каверина («В гостях у Кащея», 1941). и др. В ЛенТЮЗе сформировались яркие творческие индивидуальности - драматурги А. Я. Бруштейн, Шварц, актеры К. В. Пугачева, А. А. Охитина, Н. Н. Казаринова, Б. В. Блинов, Н. К. Черкасов, Б II Чирков, режиссеры Б. В. Зон, П. К. Вейсбрем, Л. Ф. Макарьев и др.
В 1936 филиал ЛенТЮЗа во главе с Зоном выделился в самостоят. труппу Нового ТЮЗа, просуществовавшего до 1945 года. С помощью Брянцева были также организованы ТЮЗы в Новосибирске, Старой Руссе, Архангельске, Областной ТЮЗ в Ленинграде. В 1934 на сцене Ленингр. нар. дома открылся Дет. муз. театр под руководством И. М. Кролля и Я. С. Эльяшкевича, в репертуаре к-рого были совр. и классич. оперы.
Идея нравст. и эстетич. воспитания детей средствами Т. постепенно была трансформирована офиц. установкой на формирование подрастающего поколения в духе единого коммунистич. мировоззрения. Репертуар идеологизировался. Жизнь страны 20-—30-х гг. диктовала смену героев сцены: беспризорник постепенно вытеснялся подростком - помощником взрослых в коллективизации и индустриализации страны. На сцене появился школьник, для к-рого пионерские и коме, дела, отличная учеба определили образ жизни (пьесы В. А. Любимовой, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.). Москва и Ленинград оставались ведущими центрами дет. Т.
В 1936 Моск. театр для детей преобразован в Центр, дет. театр (ТТГГГ). Первым спектаклем стал «Золотой ключик» А. Н. Толстого (пост. Сац и В. Д. Королева). Персонажам сказки оказалась присуща живость характеров совр. детей. К. П. Коренева в роли Буратино показала пробуждение озорной мальчишеской души, дерзкое любопытство, храбрость, жизнерадостность. Заметным событием стали «Белеет парус одинокий» (1937; по пов. Катаева), «Том Кен-ти» Михалкова (1938; по пов. М. Твена «Принц и нищий»).
В послевоен. годы ТЮЗы широко ставили пьесы Любимовой («Совершеннолетие», 1945), Михалкова («Красный галстук», 1947), Л. И. Гераскиной («Аттестат зрелости», 1949), А. Д. Симукова («Воробьевы горы», 1949). и др., в к-рых отразилась тенденциозность в изображении «положительного героя», в показе непременного перевоспитания одиночки-индивидуалиста единым в своих убеждениях коллективом. Сценич. достижения были связаны с классикой и сказкой. Выделялись постановки Вейсбрема - «Ворон» К. Гоцци (1946). и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1948). в ЛенТЮЗе, спектакли ТТГГГ «Город мастеров» Т. Г. Габбе (1944, реж. В. С. Колесаева), «Снежная королева» Е. Л. Шварца (1949, реж. О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков); «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1951). и «Мертвые души» по Н. В. Гоголю (1951) - обе постановки М. О. Кнебель.
Во 2-й пол. 50-х гг. ЦДТ (руководители К. Я. Шах-Азизов и Кнебель). пригласил к сотрудничеству драматурга В. С. Розова, режиссера А. В. Эфроса, артиста и режиссера О. Н. Ефремова, открыл актерскую студию. В спектаклях Эфроса по пьесам Розова «В добрый час!» (1954; одну из гл. ролей сыграл Ефремов), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960). наметился отказ от назидательности, выявились драматизм совр. жизни, психол. правда характеров молодых современников. Событием стал и «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика (пост, в 1959 Эфросом с выпускниками студии при театре Г. Р. Сайфулиным, И. И. Гулой, Б. И. Захаровой и др. в ролях школьников). Актерские удачи А. И. Дмитриевой, Л. С. Чернышевой способствовали созданию этапного для дет. Т. спектакля, по-новому трактовавшего проблему отношений личности и коллектива, «отцов и детей». В последующие годы совр. тема не получила в этом театре такого убедительного решения. Редкими исключениями стали широко прошедшие по сценам дет. театров в 60-х гг. пьесы Н. А. Ивантер «Бывшие мальчики», М. С. Бременера «Тебе посвящается», Р. П. Погодина «Трень-брень», М. М. Рощина «Радуга зимой», Г. С. Мамлина «Эй ты, здравствуй!».
Важное значение имел и опыт Моск. ТЮЗа (в 1941 объединился с Гос. центр. ТЮЗом). Режиссеры Т. 50—70-х гг. - Б. Г. Голубовский, П. О. Хомский, В. К. Горелов - стремились воссоздать характер совр. подростка, привлекая к содружеству талантливых драматургов, композиторов, актеров. В спектаклях «Мужчина 17 лет» И. М. Дворецкого, «Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина, «Эй ты, здравствуй!» Мамлина, «Остановите Малахова» В. А. Аграновского проявилось яркое дарование Р. А. Быкова, Л. Н. Князевой, Горелова, В. В. Зубарева, О. И. Остроумовой, Т. В. Дегтяревой, Л. М. Ахеджаковой, Т. М. Осмо-ловской и др. В 1980-х гг. театром руководил Ю. М. Жигульский, с 1987 - Г. Н. Яновская, создатель ярких спектаклей «Собачье сердце» по М. А. Булгакову, «Иванов и другие» по А. П. Чехову и др.
В стремлении к обновлению репертуара мн. ТЮЗы обращались к самым разным жанрам лит-ры для детей и юношества. Вслед за поставленным в ТТДТ совр. водевилем В. Н. Коростылева и М. Г. Львовского «Димка-невидимка» (1955). в Моск. ТЮЗе появился спектакль «О чем рассказали волшебники» Коростылева (1957) - переложение «Доктора Айболита» К. И. Чуковского (отголоски этого спектакля прозвучали в известном кинофильме Быкова «Айболит—66»). Стихотворения Чуковского стали основой спектакля «Чукоккала» (1970), поставленного на рус. яз. в Рижском ТЮЗе А. Я. Шапиро, создавшим новый тип сценич. представления, к-рый можно назвать «авторским театром». Артисты-дзанни увлекательно играли известные детям стихи. Приемы театр, пародии стали преобладающими в практике Лен-ТЮЗа после того, как в 1962 театр возглавил 3. Я. Корогодский. Его спектакли-обозрения «Наш цирк» (1968), «Наш Чуковский» (1970), «Наш, только наш!» (1969). расширили аудиторию театра, сделали его популярным у молодежного и взрослого зрителя. Театрально-концертные обозрения, пародии, эстрадные формы, цирковые антре и т. п. доминировали в дет. репертуаре мн. театров. В 70—80-х гг. Т. стремился своими средствами утвердить себя как сценич. иск-во, его удачи нередко были связаны прежде всего с постановками для молодежной и взрослой аудитории.
Важной тенденцией развития Т. 90-х гг. стали постановки спектаклей в условиях малой сцены, в фойе, в репетиционной комнате и даже на лестнице. Таковы «Береника» Ж. Расина, «Наш городок» Т. Уайлдера в РАМТе (режиссер А. М. Бородин), «Играем „Преступление"» и «К. И. из „Преступления"» Д. К. Гинка по произведениям Ф. М. Достоевского в МТЮЗе (К. М. Гинкас), «Преступление и наказание» по Достоевскому в С.-Петерб. ТЮЗе (Г. С. Козлова), «Буря» У. Шекспира в Казанском молодежном театре (Б. И. Цейтлин), «Человек рассеянный» по Маршаку и «Фифа с бантом» (А. А. Праудина). в Екатеринбургском ТЮЗе.
Большое место в репертуаре Т. занимает отеч. и заруб. классика. Значит. проблему представляет выбор пьес, рассчитанных на дет. и подростковую аудиторию. В потоке многочисл. инсценировок выделяется драматургия M. M. Бартенева («Про Иванушку-дурачка», «Макарова месть», «Синяя борода»).
Концепция Брянцева, согласно к-рой специфика Т. состоит в единстве пед. и худож. критериев, подтверждается тем, что сцена дет. театра воспитала целые поколения мастеров, создавших спектакли значит. воспитат. силы и своеобразного эстетич. почерка. СТ. связано творчество Хомского, Голубовского, Ю. С. Копылова, Шапиро, Корогодского, Бородина, Цейтлина, В. В. Кокорина и мн. др. режиссеров, сформировавших эстетику Т. Замечат. артистки-травести Сперантова, Охитина, Чернышева, Каза-ринова, К. П. Пугачева, Князева, М. Г. Куприянова и др. передали свое мастерство исполнительницам подростковых ролей 70—80-х гг. - О. В. Волковой, И. Л. Соколовой, Л. А. Гниловой, Б. А. Захаровой, Т. А. Канаевой, Дегтяревой; 90-х гг. - М. Н. Рыжиковой, H. H. Воробьевой и др.
Возрастной диапазон аудитории Т. сегодня существенно расширился. Нек-рые ТЮЗы называются теперь театрами для юношества, молодежными театрами и др. В поисках проблемного репертуара Т. обращаются к прозе, кинодраматургии, поэзии, публицистике, к произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, Ю. Г. Щекочихина и др. Лучшие совр. спектакли для детей вызывают у зрителей живой эмоциональный отклик, способствуют формированию нравств. убеждений, становлению жизненной позиции. Однако талантливый спектакль для детей - редкость. Удачами 90-х гг. стали «Дюймовочка» Б. А. Заходера и В. Г. Климовского (Вологодский ТЮЗ, реж. Б. А. Гранатов), «Красная Шапочка» Е. Л. Шварца (Орловский театр «Свободное пространство», реж. А. А. Михайлов).
Вевроп. странах традиция Т. для детей связана с рождественскими постановками игровых действ на библейские и фольклорные сюжеты. В Германии идеологом и организатором таких представлений считается К. Гарднер (1806—84). Фольклорный, уличный Т. существует во мн. странах Европы 20 в.
История совр. дет. Т. во Франции тесно связана с именем Л. Шансереля. В 1929 он организовал со скаутами любительский передвижной театр «Бродячие комедианты», репертуар к-рого поначалу формировался из сказок, религ. театрально-игровых действ, нар. фарсов; затем обогатился совр. пьесами из жизни детей. В 1935, познакомившись с организацией тюзовского движения в СССР. и под впечатлением гастролей Моск. театра им. Евг. Вахтангова, Шансерель создал проф. труппу «Театр дядюшки Себастьяна». Пьесы для него сочиняли сами актеры; мн. спектакли решались в традициях итал. комедии дель арте. В ходе импровизационной игры с детьми выстраивался спектакль. Шансерель рассматривал дет. Т. как часть нар. театра, в системе к-рого силами энтузиастов-актеров создаются новые театр, коллективы, ориентированные на разл. социальные группы. В 1933 Шансерель открыл в Париже «Центр драматич. занятий» («Центр Келлермана»), предтечу Ассоциации дет. и юношеских театров Франции (1960). В 1936 Ассоциация домов культуры в Париже открыла театр «Скарамуш», к-рым руководила выехавшая в 20-х гг. из СССР. Паскар и франц. драматург Ш. Вильдрак. В программных установках «Скарамуш» следовал практике Моск. гос. дет. театра, нередко повторяя его репертуар - «Маугли», «Медведь и паша» и др. Число дет. Т. во Франции не было стабильным: в 70-х гг. их было 150, в т. ч. 45 - в Париже; в 80-х гг. кол-во театров выросло до 400, из них 6 финансировались из гос. дотаций как нац. центры. Среди них выделяется Нац. дет. театр (при Театре Шайо), организованный в 1973 Ж. Ланге и А. Витезом.
Во мн. европ. Т. в 50—60-х гг. получила распространение модель «эмансипационного иск-ва», к-рая опирается на формы клубного общения. Эта модель призвана формировать в юном зрителе свободное от стереотипов индивид, мышление, личностное начало. Такой точки зрения придерживались театр, деятель
В. Гайфурт.н. драматург В. Гроте. Интересен опыт дет. Т. в ФРГ. Там в школах история Т. входит в программу «Родной язык». В штутгартском «Театре в центре» (руководители М. Рихтер и П. Галка). режиссеры и актеры помимо постановки спектаклей для разных возрастных групп ведут занятия с родителями и взрослыми членами семей; особые занятия предусмотрены с «трудными детьми», у к-рых возникают сложности и в общении со сверстниками. Дет. отделения существуют при нек-рых Т., ориентирующихся гл. обр. на взрослую аудиторию (в Галле, Тюбингене и др. городах).
В Швеции 60—70-х гг. деятельность дет. Т. была поставлена в контекст социальных проектов развития нового поколения граждан, поддержки их нравств., духовного, полит. сознания. Посещение театра признается обязательным для детей всех социальных слоев и стимулируется общедоступностью - низкими ценами на билеты, организацией спектаклей в городах и поселках силами передвижных трупп. В офиц. концепции воспитания детство рассматривается как открытый мир, в к-ром органически сосуществуют дет. и взрослые проблемы. Такая точка зрения способствовала расширению жанрового богатства театр, репертуара, обогащению его пьесами актуальной тематики. Швед. гос. театр с 1960 координирует деятельность стационарных и гастрольных трупп, среди к-рых ведущее место занимает театр «Юнге Клара». Его репертуар составляют сказки, легенды, пьесы ист. и совр. тематики. Театр Лайфа Сундберга (Ландскруна), Модерн-театр (Умео), Фольк-театр, Бакка-театр (Гетеборг). и др. ставят своей задачей создание совр. спектаклей, способствующих адаптации юных зрителей к сложным обстоятельствам реальной действительности.
Дет. и юношеский Т. в Дании формировался с 30-х гг. 20 в. Его организац. центром стал Обществ, ин-т «Сцена для учебы», рассматривающий Т. как средство защиты детства от негативных явлений повседневной жизни. Этим объясняется преобладание в репертуаре Т. представлений назидательно-дидактич. характера по фольклорным и фантастич. сюжетам. Театр Банд, Фиоль-театр вводят зрителей в проблемы совр. жизни общества; показ спектаклей сочетается с обсуждением постановки театра в контексте социальных проблем. Дет. театры Фэйр Плэйс, Комедиевоген, Тимтеатр, Медлен и др. большую роль отводят импровизационным постановкам и совместному творчеству актеров и публики.
В США одним из первых открылся (1904). «Воспитательный дет. театр» с подростковой полупроф. труппой под руководством учительницы и быв. актрисы Э. Фрай (Нью-Йорк). Деятельность этого Т. высоко ценил Марк Твен. Позднее Т. для детей стали открываться при уч. заведениях; в ряде ун-тов в программы были введены курсы лекций и практич. занятий по дет. Т. и драматизации. Наряду с разветвленной сетью учебных и любительских Т. в США действовала «Компания проф. театров для детей», объединившая неск. гастрольных трупп. Развитию совр. Т. для детей в СТА способствует существование при уч. заведениях любительских трупп, в к-рых будущие театр, организаторы проходят серьезную практику.
В Италии наряду со стационарными T. для детей (Э. Ковалли и др.). существует система единовременных приглашений драматургов и актеров для постановки дет. спектаклей. Такая практика принята в «Театре для самого нежного возраста», руководимом Дж. Луонто.
Уровень развития Т. для детей за рубежом различен, он отражает нац.-куль-турные традиции, многообразие связей с системой образования, с жизнью семьи и т. п. Во мн. европ. странах внимание к Т. в 70—80-х гг. возросло в связи с активным внедрением амер. зрелищной продукции. В этих условиях Т. для детей рассматривается мн. теоретиками и практиками эстетич. воспитания как одно из эффективных средств формирования и закрепления в сознании подрастающего поколения нац. картины мира, воспитания традиц. нравств. основ нац. менталитета. Образная природа сценич. иск-ва, его способность вызывать соучастие, сопереживание сценич. событиям и характерам, по мнению мн. специалистов, могут оказать существенное воздействие на формирование личности, особенно в дет. и подростковом возрасте.
В большинстве стран гос-во и муниципальные власти оказывают организац. и материальную поддержку Т. для детей. В возрастном плане их репертуар ориентирован прежде всего на дошкольников и мл. школьников и составляет преим. сказки, легенды, инсценировки ист. сюжетов, лит. классику. В Европе широкое распространение получили произведения Дж. Барри («Питер Пэн»), А. Линд-грен («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»), П. Траверс («Мэри Поппинс»), А. Милна («Винни Пух и все-все-все»), К. Коллоди («Пиноккио»). и др. Распространенной жанровой формой стал спектакль, тяготеющий к мюзиклу или эстрадному шоу-обозрению. Существуют специализиров. орг-ции, курирующие деятельность театров, - Нац. комитет дет. театров США при основанной в 1937 Академии воспитат. театров; Комитет театра для юношества (1937). и Комитет по воспитательному театру (1957). во Франции; Брит, ассоциация дет. театров (1960); Об-во друзей юношеского театра в Германии и др. Ряд орг-ций регулярно выпускает свои издания, выступает инициаторами фестивалей. С 1963 в Париже издается журн. «Театр, детство и юношество» (с 1967 выходит также на англ. и рус. языках). В 1964 под эгидой Ассоциации франц. театров для детей и юношества создана Междунар. ассоциация детских и юношеских театров (АССИТЕЖ). Представителями СССР. в АССИТЕЖ в разное время были С. В. Образцов, Сац и др. В нач. 90-х гг. президентом Рос. отделения АССИТЕЖ избран Шапиро.
Психолого - педагогические особенности театра для детей. В теории и практике Т. для детей существует много спорных проблем, касающихся прежде всего его специфики, «адреса», взаимодействия худож.-эстетич. и воспитат.-пед. начал. Недооценка эстетич. содержания, как правило, приводила к догматич. ограничению тематич., жанрового, худож. диапазона Т. для детей, к отрыву его от реальных проблем совр. жизни, к дидактич. иллюстративности. С др. стороны, недооценка воспитательно-пед. направленности, возрастных особенностей зрителей и связанных с ними проблем дет. восприятия, игнорирование эмоциональной организации ребенка приводили к созданию спектакля без конкретного зрительского адреса. По Брянцеву, в Т. для детей «..должны объединиться художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники». В ЛенТЮЗе была развита брянцевская концепция театра трех возрастов - младших, средних и ст. школьников, соответственно к-рой строились репертуар и вся общественно-клубная работа. С 20-х гг. при дет. Т. формировались спец. пед. отделы (пед. части). и делегатские собрания школьников, позволявшие через выбранных детьми представителей осуществлять тесную связь школ с Т. Учитывая, что успех работы с детьми зависит от понимания взрослыми роли и значения Т. в жизни ребенка, пед. часть ведет работу с родителями, педагогами, с руководителями образоват. учреждений. Были созданы ун-ты и клубы, на собраниях к-рых выступали ученые-психологи, педагоги, социологи, врачи, деятели театра
Важный раздел деятельности пед. части - работа с труппой В ходе встреч с творческими работниками Т сотрудники пед. части могут сообщить результаты наблюдений над зрителями, характер реакций детей на спектаклях Организуются беседы по эстетич. и пед. проблематике с приглашением специалистов, а также выступления творческих работников Т перед учащимися, педагогами школ, родителями
Принципиально важной для пед. работы Т 90-х гг представляется ориентация не на массовый коллектив, а на воспитание отд личности В рамках эстетич. подходов установка на личность означает.н. пересмотр ориентиров творческой и организац -воспитат. работы Т
Сегодня руководители Т.н. работники пед. частей принципиально отвергают традицию классных культпоходов, осуществляемых нередко в принудит форме, и предлагают формировать зрительный зал, опираясь на индивидуальные интересы детей по сознат выбору, нередко зал объединяет детей и взрослых
Значит. аасть художников сцены стремится максимально сгладить различия между взрослыми и дет. Т, настойчиво подчеркивает общность эстетич. качеств сценич иск-ва, ставя под сомнение наличие специфики Т для детей в принципе «Овзросление» репертуаров Т для детей они объясняют «акселерацией» подрастающего поколения На его жизненные представления накладывают отпечаток совр. средства массовой информации, особенно телевидение Привыкший к крупному плану (плоды телевоспитания). юный зритель плохо воспринимает спектакль, если он находится дальше 12- 14-го ряда Для сотворчества сцены и зала необходимо такое пространство, к-рое делает зрителя непосредственным участником представления, когда режиссер и актеры готовы к непредсказуемой реакции зала, а дети-зрители чувствуют «правила игры» и доверяют исполнителям Будущее дет. Т видится за спектаклями камерных, «семейных» театров и малой сцены, позволяющей создать интимный контакт с публикой
Педагоги и психологи считают важным фактором воспитат. -худож. воздействия театра на ребенка систематич. посещение спектаклей - 4—6 раз в год Деятели Т считают необходимыми разл модели Т для детей, предполагающие свободное самоопределение ребенка в мире зрелищ Для достижения этой цели необходимо более широкое включение театр иск-ва в программу общеобразоват. школ, что будет способствовать накоплению у детей живых театр впечатлений, овладению навыками их осмысления и эстетич. воспитанию юного поколения
Лит Дети и театр Сб статей, под ред. H С Шер Л, 1925 Пед. театр сб 1—2, M 1925, Театр для детей Сб статей, M, 1955, Театр и школа Сб статей в 1—9, М, 1957-1986, Сегодня и завтра театра для детей, M 1959, С а ц H И, Дети приходят в театр, M, 1961,РубинаЮ И Театр и подросток, M 1970, Михайлова А Я, Театр в эстетич. воспитании мл школьников, M 1975, Д м и триевский В Н, Театр юных поколе ний,Л, 1975,ЛюбинскийИ Л Очерки о сов драматургии для детей M 1987
E Р.Д. митриевская

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
429.50 кб

Театр и школа: поиск современных технологий организации юношеского досуга

Фоменко И. К.
Читать PDF
18.41 мб

Учебный театр в условиях модернизации художественного образования

Герасимова Наталия Геннадьевна
Статья посвящена исследованию профессиональной подготовки студента в условиях работы в учебном театре. Определены условия создания и принципы работы театра.
Читать PDF
308.52 кб

Школьный театр как педагогическая среда формирования компетенций школьников

Рыбина Ольга Васильевна
Статья посвящена анализу деятельности школьного театра как театрально-языкового социума, в котором формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для развития личностных характеристик школьников, и позволяет педагогу
Читать PDF
187.67 кб

Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Историческ

Бондаренко Марина Анатольевна
Статья посвящена одному из факторов, определивших высокий уровень языкового развития воспитанников военно-учебных заведений России, – любительскому театру.
Читать PDF
422.12 кб

Театр — дело государственное

Канноне Саша
Читать PDF
301.88 кб

Играя в театр, познаем мир

Дельгас Г. В., Фомина И. Н.
Читать PDF
326.75 кб

Студенческий самодеятельный театр

Валеев А.
Читать PDF
234.93 кб

Прикладной театр в образовании: инструмент социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями

Карич Йасмина, Ковачевич Йасмина, Радованович Весна
Читать PDF
128.52 кб

Библиотечное занятие «Театр на столе» как новая форма работы со школьниками, имеющими нарушения зрен

Третьякова Елена Анатольевна
в статье описываются условия и формы проведения библиотечных занятий со слепыми и слабовидящими детьми методом сказкотерапия, а также предлагается новая форма группового занятия, основанного на применении тактильного восприятия.
Читать PDF
156.66 кб

Диагностика уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театр

Жукова А. М.
Рассматриваются критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-постановочных компетенций. Детально описываются диагностические задания, раскрывается их содержание и технология оценки результатов.
Читать PDF
582.80 кб

Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности

Прокудин Юрий Петрович, Литовченко Любовь Викторовна, Акулинина Виктория Сергеевна
Статья посвящена работе школьного учебного театра «ШУТ», его значимости в формировании социально активной личности.
Читать PDF
3.98 мб

Театр как фактор межкультурной коммуникации в изучении иностранного языка

Исакова Светлана Николаевна
Читать PDF
595.81 кб

Содержание деятельности сурдопедагога в реализации проекта «Психологический театр»

Мастерских Ольга Витальевна
Читать PDF
1.32 мб

Театр моды «Вариация»

С. А. Двалишвили
Читать PDF
157.41 кб

Система работы по коррекции мелкой моторики у детей с синдромом Дауна («Театр движений»)

Зак Галина Георгиевна, Кубасов Александр Васильевич, Сергеева Наталья Викторовна
Рассматриваются особенности моторики детей с синдромом Дауна. Раскрывается содержание системы упражнений по коррекции мелкой моторики у данных детей.

Похожие термины:

  • ТЕАТР для детей и юношества

    вид сценического искусства, одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного образования школьников. Для детей создаются те же виды театральных представлений, что и для
  • ТЕАТР ЗВЕРЕЙ им. В.Л. Дурова

    культурно-просветительское учреждение. Осн. в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им (при участии видных русских ученых) научных методов дрессировки; с 1919 - Уголок им. Дурова (с 1982 соврем
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

    (театр кукол) вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. В СССР в 1975 г. работа
  • РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР

    осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 - Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссеры - М.О. Кнебель (1955-60, 1966-68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: "Ее друзья"
  • ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

    любительский театр, в котором роли исполняют школьники. О 1999–2006 гг.: «…Худ. руководитель Московского театра русской драмы “Камерная сцена” Михаил Щепенко уже восьмой год подряд проводит у себя В
  • ДЕТСКИЙ театр

    профессиональный театр для детей. Первый детский драматический театр был открыт в Москве в 1920 году. Позднее детские театры стали создаваться во многих городах страны. О конце 1940-х – начале 1950-х гг.:
  • ДЕТСКИЙ уличный театр

    О 1950-х – 1960-х гг.: «Детский уличный театр принадлежит к малоизвестным по материалам и по существу неисследованным явлениям детского творчества. Он отличен от детских игр, в том числе драматических,
  • ТЕАТР для детей

    «постоянно действующий профессиональный театр, репертуар и творч. деят-сть которого направлены на обслуживание детей и юношества» (ТЭ, 1967, 11). Об истории театров для детей во вт. пол. 1910-х – перв. пол
  • ТЕАТР кукол домашний

    (взрослые для детей). В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых, и кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрос
  • ТЕАТР КУКОЛ домашний детский

    В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых, и кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрослыми. В данном случае
  • ТЕАТР теней

    то же, что теневой театр. «Теневой театр. Вид театра в котором действующими лицами являются плоские куклы, проектируемые при помощи света на экран из промасленной бумаги» (Словарь, 1963–15, 273). О нач. Х