ТАГОР Рабиндранат

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТАГОР РАБИНДРАНАТ (1861-1941)
индийский писатель, философ, просветитель, педагог, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Участвовал в разработке теоретических основ национальной системы образования. Назначение школы видел в органическом включении воспитанника в систему природных, общественных и космических связей. Решающее значение в формировании личности ребенка придавал учителю- наставнику (гуру). Открыл (1901) в поместье Шантиникетон "Школу поэта", которой руководил 40 лет. Разработал ряд школьных учебников, в т.ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс "Знакомство с Вселенной" и др. В 1921 на базе школы был открыт международный университет Вишва-Бхарати.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТАГОР Рабиндранат
7.5.1861, Калькутта, Бенгалия, - 7.8.1941, Зап. Бенга-лия), инд. писатель, философ, просветитель, педагог, обществ, деятель. Лауреат Нобелевской пр. (1913). В филос. воззрениях разделял идеи ведантизма, одного из распространенных течений индуизма, признающего высшей объективной реальностью и основой существующего мира единую высшую духовную сущность Брахмана, к-рый существует вне времени и пространства, вне причинно-следств. связей. Противник колониального режима, Т. выступал за равноправное сотрудничество Востока и Запада во всех областях жизни, однако отвергал насильств. методы борьбы за гос. суверенитет Индии. Сторонник поэтапных социально-экон. и полит. реформ.
Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения инд. культуры. Участвовал в разработке тео-ретич. основ нац. системы образования. Назначение школы видел в органическом включении индивида в систему природных, обществ, и космич. связей. Выступал за рациональное использование положит, опыта, накопленного как традиц. индийской, так и зап. педагогикой. В качестве ведущего принципа выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравств. ценностей над материальными). Возвращение к нац. истокам связывал с включением в содержание образования общеинд. Культурного наследия, с трактовкой природы как источника знаний, с организацией обучения на языках народов Индии.
В наследии Т. высоко оценены такие элементы зап. пед. культуры, как равноправие мужчин и женщин в образовании, доступность образования независимо от религ., нац. и кастовой принадлежности, осуществление всеобщего нач. обучения, соединение образования с трудом. Большое внимание уделял принципу природо-сообразности в образовании и воспитании, учету индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Решающее значение в формировании личности ребенка придавал учителю-наставнику (гуру).
С целью практич. реализации своих пед. воззрений открыл (1901). в поместье Шантиникетон «Школу поэта», к-рой руководил 40 лет. Преподавал уч. дисциплины. Разработал ряд шк. учебников, в т. ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс «Знакомство с Вселенной» и др. В «Школе поэта» равными правами пользовались дети, принадлежавшие к раз л. кастам, конфессиональным группам и национальностям. Особое внимание уделялось ознакомлению учащихся с историей, лит-рой и культурой народов Индии. Были созданы условия для нравств. воспитания, эсте-тич. и физич. развития, для трудовой деятельности и помощи крестьянам в овладении грамотой. В 1921 на базе школы открыт междунар. ун-т Вишва-Бхарати, в к-ром обучались юноши и девушки из разл. регионов Индии и из заруб. стран.
С о ч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1957 [статьи по проблемам образования - т. 8]; Избранное, М., 1987; Personality. Lectures delivered in America, L., 1959; Towards universal man, Bombay, 1961.
Лит.: Гостева Е. И., Философия единства, М., 1985; Рабиндранат Тагор. Жизнь и творчество, М., 1986; Супрунова Л. Л., Реформирование шк. образования в совр. Индии: осн. направления и результаты, Пятигорск, 1993; Reddy V., Narayan K., The concept of man in Rabindranath Tagore and Sarvepalli Radhakrishnan, Prakashana, 1973.
Л. Л. Супрунова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
322.63 кб

Толерантность как идеал образования в философии Рабиндраната Тагора

А. К. Ерохин
В статье рассматривается философия и практика образования, созданная индийским поэтом и общественным деятелем Р. Тагором.
Читать PDF
140.78 кб

Философия образования Рабиндраната Тагора (к 150-летию со дня рождения)

Читать PDF
597.57 кб

Философия образования Рабиндраната Тагора (к 150-летию со дня рождения)

Скороходова Татьяна Григорьевна
Автор предлагает собственную реконструкцию философии образования индийского писателя Рабиндраната Тагора на основе изучения его статей и выступлений по проблемам образования в колониальной Индии.
Читать PDF
195.44 кб

Рабиндранат Тагор о проблеме синтеза педагогических идеалов Востока и Запада

Тененева Наталья Витальевна, Цырлина Татьяна Владимировна
Читать PDF
232.55 кб

2016.03.028. АЙСЭЙ Г.К. ПОЭТ И ИСТОРИК: КРИТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ У РАБИНДРАНАТА ТАГОРА И ЦЯНЬ МУ. ISAY

Демидов К.Б.