СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Свободное время
время, свободное от обязательных видов занятий, таких как работа, учеба, быт.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть внерабочего времени, остающегося у человека (группы, общества), за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат; время, относящееся к досугу, не занятое работой, служебными или общественными занятиями, учебой.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Свободное время
часть внерабочего времени, которая предназначается для всестороннего, гармоничного развития личности и используется для отдыха, укрепления здоровья и физического развития, развития дарований в области науки и техники, культуры, художественного творчества, для товарищеского общения, воспитания детей и т. д.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ
часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда. В свободное время осуществляются виды деятельности, цель которых – удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей, которые не удовлетворяются частично трудом в общественном хозяйстве и других занятиях.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С.в. определяются на основе различия в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени. Можно говорить о двух основных функциях С.в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функций духовного (культурного, эстетического и др.) и физического развития человека, приобретающей все большее значение. Именно ее имея в виду, К. Маркс говорил, что время «...остается свободным для удовольствий, длядосуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время – это простор для развития способностей...» (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 3. С. 264). Как социально историческая категория С.в. характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием.
Величина С.в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, от общей величины внерабочего времени. Объем С.в. в значительной степени определяется временем, затраченным на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому главными путями увеличения объема С.в. является развитие и совершенствование службы быта, внедрения в практику более рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и др. В зависимости от задач анализа в структуре С.в. обычно выделяют неодинаковые количества элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком деятельности в С.в. с точки зрения ее влияния на развитие человеческой деятельности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих его структуру. Это – активная творческая (в том числе общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т.п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т.д.) характер; физические занятия (спорт и др.); любительские занятия – «хобби»; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с другими людьми; пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, употребление алкоголя).
При одном и том же объеме С.в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Главные пути совершенствования структуры С.в. – увеличение объема С.в., создание мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности организаторской работы с трудящимися и др.
Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С.в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С.в. – длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономической, политической, духовной жизни общества.
Лит.: Груденский Г.А. Время и труд. – М., 1964; Груденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. – М., 1972; Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы.
– М., 1967; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 1972; Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. – Свердловск, 1973.
Б.А. Грушин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.53 кб

Свободное время в жизни общества

Арямов Андрей Валентинович, Арямова Татьяна Викторовна
Целью статьи является изучение свободного времени в жизни общества и отношение к нему населения.
Читать PDF
141.72 кб

Городская среда и свободное время

Закиров Р. С., Смагина Ю. А.
Читать PDF
195.98 кб

Занятия россиян в свободное время

Арямова Татьяна Викторовна
В статье представлен обзор досуговой активности россиян. Рассматриваются основные виды досуга, а также место и роль свободного времени в повседневной жизни.
Читать PDF
684.50 кб

Свободное время Пермской молодежи

Разинская В.Д.
Представлены результаты исследования, посвященного выяснению характера использования свободного времени разными социальными группами молодежи Перми.
Читать PDF
386.69 кб

Свободное время: теоретический аспект

Жамсуева Ольга Сергеевна
В статье анализируется понятие «свободное время», описываются различные подходы к его определению. Автор рассматривает его структуру через схему бюджета времени.
Читать PDF
2.11 мб

Свободное время как ресурсное состояние человека

Юркова Марина Григорьевна
Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок.
Читать PDF
486.31 кб

Свободное время и развитие социокультурной деятельности

Стрельцов Юрий Андреевич
Читать PDF
1.13 мб

Свободное время дошкольников и проблема его организации

Ежкова Нина Сергеевна, Лымарева Мария Викторовна
В статье освещается проблема свободного времени дошкольников. Раскрываются содержательные характеристики самостоятельной деятельности, рассматриваются ее виды и компоненты; направления педагогической поддержки.
Читать PDF
210.55 кб

Свободное время - редкость, главное - уметь его провести!

Читать PDF
26.10 мб

ДЕФЕТИШИЗИРОВАТЬ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: ОТ АКРАСИИ - К ПРОФАНАЦИИ

Погребняк Александр
Образы свободного времени используются сегодня, чтобы создать видимость преодоления отчужденного труда. Благодаря этому эксплуатация работника, занятого непрерывной «самореализацией», становится более эффективной.
Читать PDF
402.08 кб

Свободное время в субъективных оценках молодежи Хабаровского края

Салтыкова Валерия Евгеньевна
В статье рассмотрена категория свободного времени, проанализированы наиболее и наименее популярные виды времяпрепровождения среди молодежи Дальнего Востока России по данным социологических исследований [1].
Читать PDF
174.57 кб

Формирование социальной ответственности молодежи в свободное время

Абдракипова Г. Р.
В статье рассмотрена актуальность формирования социальной ответственности современной молодежи, проанализированы: понятие «социальная ответственность» и роль в её формировании культурно-образовательного пространства вуза, в том чи
Читать PDF
621.56 кб

Свободное время современных старшеклассников (сравнительный анализ)

Вишнякова Алена Александровна
В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению свободного времени старшеклассников, его объема, содержания и структуры.
Читать PDF
626.51 кб

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДА: ЦИФРОВЫЕ ПРОФЕССИИ И КАПИТАЛИЗМ

Афанасов Николай Борисович
Статья предлагает критический подход к актуальной дискуссии об увеличении свободного времени и уменьшении количества труда в цифровой экономике.
Читать PDF
268.39 кб

Развитие ребенка в свободное время средствами дополнительного образования

Астраханцева С.В.
В статье рассматривается воспитательное значение свободного времени ребёнка и роль дополнительного образования детей в развитии личности.