СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Свободное время
время, свободное от обязательных видов занятий, таких как работа, учеба, быт.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть внерабочего времени, остающегося у человека (группы, общества), за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат; время, относящееся к досугу, не занятое работой, служебными или общественными занятиями, учебой.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Свободное время
часть внерабочего времени, которая предназначается для всестороннего, гармоничного развития личности и используется для отдыха, укрепления здоровья и физического развития, развития дарований в области науки и техники, культуры, художественного творчества, для товарищеского общения, воспитания детей и т. д.
ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ
часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда. В свободное время осуществляются виды деятельности, цель которых – удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей, которые не удовлетворяются частично трудом в общественном хозяйстве и других занятиях.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С.в. определяются на основе различия в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени. Можно говорить о двух основных функциях С.в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функций духовного (культурного, эстетического и др.) и физического развития человека, приобретающей все большее значение. Именно ее имея в виду, К. Маркс говорил, что время «...остается свободным для удовольствий, длядосуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время – это простор для развития способностей...» (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 3. С. 264). Как социально историческая категория С.в. характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием.
Величина С.в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, от общей величины внерабочего времени. Объем С.в. в значительной степени определяется временем, затраченным на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому главными путями увеличения объема С.в. является развитие и совершенствование службы быта, внедрения в практику более рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и др. В зависимости от задач анализа в структуре С.в. обычно выделяют неодинаковые количества элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком деятельности в С.в. с точки зрения ее влияния на развитие человеческой деятельности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих его структуру. Это – активная творческая (в том числе общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т.п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т.д.) характер; физические занятия (спорт и др.); любительские занятия – «хобби»; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с другими людьми; пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, употребление алкоголя).
При одном и том же объеме С.в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Главные пути совершенствования структуры С.в. – увеличение объема С.в., создание мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности организаторской работы с трудящимися и др.
Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С.в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С.в. – длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономической, политической, духовной жизни общества.
Лит.: Груденский Г.А. Время и труд. – М., 1964; Груденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. – М., 1972; Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы.
– М., 1967; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 1972; Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. – Свердловск, 1973.
Б.А. Грушин
Величина С.в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, от общей величины внерабочего времени. Объем С.в. в значительной степени определяется временем, затраченным на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому главными путями увеличения объема С.в. является развитие и совершенствование службы быта, внедрения в практику более рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и др. В зависимости от задач анализа в структуре С.в. обычно выделяют неодинаковые количества элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком деятельности в С.в. с точки зрения ее влияния на развитие человеческой деятельности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих его структуру. Это – активная творческая (в том числе общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т.п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т.д.) характер; физические занятия (спорт и др.); любительские занятия – «хобби»; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с другими людьми; пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, употребление алкоголя).
При одном и том же объеме С.в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Главные пути совершенствования структуры С.в. – увеличение объема С.в., создание мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности организаторской работы с трудящимися и др.
Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С.в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С.в. – длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономической, политической, духовной жизни общества.
Лит.: Груденский Г.А. Время и труд. – М., 1964; Груденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. – М., 1972; Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы.
– М., 1967; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 1972; Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. – Свердловск, 1973.
Б.А. Грушин
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.