СВЕНТИЦКАЯ Мария Хрисанфовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СВЕНТИЦКАЯ Мария Хрисанфовна (1855-1932)
педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907-1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СВЕНТИЦКАЯ Мария Хрисанфовна
13(25)3.1855, Нижний Новгород, - 20.4.1932, Москва], педагог, деятельница дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Нижегородской жен. гимназии (1871), Моск. высш. женские курсы (1881). С 1873 работала учительницей. В 1907—18 содержала в Москве частную гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек и платный дет. сад при ней (с 1910). Пред, комиссии по дошк. воспитанию Моск. кружка совместного воспитания и образования детей (1913—17). Преподавала методику рассказывания на курсах по дошк. воспитанию при Ун-те Шанявского (1914—15), позднее на центр, курсах Наркомпроса (1918—19). В 1919—24 зав. дошк. отделом Дет. городка им. III Интернационала при Наркомпросе РСФСР.
В уч.-воспитат. заведениях С. была выработана единая пед. система для школы и дет. сада, основанная на т. н. методе разумного свободного воспитания - сочетании естеств. развития ребенка с систематич. последовательным воспитанием и обучением. Ведущую роль С. отводила творчеству педагога, умеющего подойти к ребенку индивидуально. Дет. сад С. рассматривала как переходную ступень к школе. Выдвинула ряд метод, и организац. принципов деятельности дет. сада: строгий режим дня, чередование занятий и игр (свободных и организованных), кол-во детей в группе (не более 15 чел., с постоянной воспитательницей, к-рая по желанию могла продолжать работу с детьми и в нач. школе), тесное взаимодействие с семьей. Широко применяла рассказы и свободные беседы по картинкам, предпочитая их чтению; важную роль отводила нар. сказке. Подготовила соответствующий курс для воспитателей «Рассказывание» (М., 1916), указатель лит-ры для худ. чтения и рассказывания в каждой возрастной группе. Выпустила неск. сборников сказок, рассказов, стихотворений для нач. чтения.
Соч.: Наш дет. сад, М., 1913; Наш дет. сад. (Из опыта дошк. работы Дет. Городка им. III Интернационала при Наркомпросе в Москве), [М.], 1924; Сказки и рассказы дет. сада. (Материал для рассказывания), сб. 1—2, [М.], 1923—24; Рассказы октябрятам, [М.-Л., 1928].
Лит.: Красногорская Л. И., М. X. Свентицкая, ДВ, 1947, № 6—7; Ч у в а-шев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Вел. Окт. социалистич. революции), М., 1955. Н. А. Литвин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия