СУХОДОЛЬСКИЙ Богдан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СУХОДОЛЬСКИЙ БОГДАН (1903-1992)
польский педагог, философ, историк науки и культуры, действительный член Польской АН (1952), профессор (1938). Преподавал в Львовском и Варшавском университетах. В 1958-68 директор Института педагогических наук, в 1958-74 председатель Комитета педагогических и психологических наук Польской АН и зав. кабинетом истории науки и техники АН. В ПНР возглавлял Национальный совет по культуре. Разрабатывал проблемы личности в обществе и истории. Сформулировал концепцию "воспитания для будущего", согласно которой скрытые возможности большого коллектива и способности личности, входящей в него, можно совершенствовать путем включения людей в активную общественную, творческую, научную и другие виды деятельности. В 70-х гг. проанализировал систему образования Польши в 1918-69, в т.ч. проблемы зависимости образования от исторических и общественно-политических событий. Особо выделил роль Эдукационной комиссии. Стремился осмыслить природу человека как творца и результата развития культуры, теоретико-познавательные возможности и способности, биологические и социальные факторы развития и т.д. В 80-х гг. освещал вопросы воспитания в духе мира ("Воспитание для мира", 1983). Автор мн. современных учебников и пособий по педагогике. Поч. директор МГУ (1989), учебных и научных центров других стран.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СУХОДОЛЬСКИЙ Богдан
27.12.1903, г. Сосновец, Польша, - 2.10.1992, Варшава), польск. педагог, философ, историк науки и культуры, проф. (1938), д. ч. Польск. АН (1952). Окончил Варшавский и Краковский ун-ты (1921—25), изучал историю литры, философию и педагогику в Берлинском и Парижском ун-тах (1926—27). В 1925—38 учитель ср. школы. В 1937—38 работал в Мин-ве вероисповедания и нар. просвещения. С 1938 проф. и зав. кафедрой педагогики Львовского ун-та; во время 2-й мировой войны преподавал в т. н. тайном ун-те, действовавшем нелегально. В 1946—70 проф. и зав. кафедрой общей педагогики Варшавского ун-та. Одновременно в 1958—68 директор Ин-та пед. наук, в 1958—74 пред. К-та пед. и психол. наук Польск. АН и зав. кабинетом истории науки и техники АН.
Пед. концепция С. наполнена реальным гуманизмом. В центре науч. интересов С. постоянно были проблемы педагогики культуры, к-рым посвящены мн. ранние, а также одна из итоговых работ - «Рассуждение о культуре и будущем нации» («Rozwazania o kulturze i przysztoaci narodu», 1989).
В ПНР возглавлял Нац. совет по культуре, к-рый в трудных условиях отстаивал право культуры на самостоят. развитие без вмешательства политики и идеологии.
Разрабатывал проблемы личности в обществе и истории. Сформулировал концепцию «воспитания для будущего», согласно к-рой скрытые возможности большого коллектива и способности личности, входящей в него, можно совершенствовать путем включения людей в активную обществ., творческую, науч. и др. виды деятельности. Обосновал идею о существовании обратной связи в этом процессе, к-рая выражается в том, что совершенствуются не только коллектив и личность, но их развитие преобразует окружающую действительность.
Определяя концепцию развития и обществ, значимость науки, выдвинул положение о единстве процессов, происходящих в самой науке и обусловливающих ее обществ, функции. Исследовал проблемы гуманитарных наук, теории культуры, обществ, мысли. (Многие работы по этим вопросам носили популяризаторский характер.).
В 70-х гг. проанализировал систему образования Польши в 1918—69, в т. ч. проблемы зависимости образования от ист. и обществ.-полит. событий (работа «Просвещение нации» - «Edukacja narodu. 1918—1968», 1970). Особо выделил роль Эдукационной комиссии в работе «Эдукационная нац. комиссия на фоне роли просвещения в ист. развитии Польши» («Komisija edukacji narodowej na tle roli oswiaty w dziejowym rozwoju Polski», 1972). Стремился осмыслить природу человека как творца и результата развития культуры, теоретико-познават. возможности и способности, биол. и социальные факторы развития; место естеств. наук и фи л ос. учения о человеке в системе науч. знания («Кем является человек» - «Kim jest czrowiek?», 1974). Подчеркивал значение науки в формировании и развитии обществ, сознания и воспитания совр. человека («Наука и общественное самосознание» - «Nauka а swiadomosc spoteczna», «Образ жизни» - «Ksztaft zycia», обе 1979).
В 80-х гг. освещал вопросы воспитания в духе мира (кн. «Воспитание для мира» - «Wychowanie dla pokoju», 1983).
Автор мн. совр. учебников и пособий по педагогике. Входил в круг редакторов разделов в «Большой польск. энциклопедии», 13 тт. («Wielka encyklopedia powszechna», 1962—70). и ряда периодич. изданий, в т. ч. журн. «Культура и воспитание» («Kultura i Wychowanie»), «Пед. ежеквартальник» («Kwartalnik pedagogic-zny»). и др.
Поч. директор МГУ (1989), уч. и науч. центров др. стран.
Соч.: Przebudowa podstaw nauk humani-stycznych, Lwow-Warsz., 1928; Stanislaw Brzo-zowski. Rozwoj ideologii, Warsz., 1933; Wychowanie moralno-spoteczne, Warsz, 19472; Uspotec-znienie kultury, Warsz., 19472; U podstaw matena-listycznej teorii wychowania, Warsz., 1957; O pedagogike, na miarg naszych czasow, Warsz., 19592; La pedagogie et les grands courants philo-sophiques, P., 1960; Oswiata agospodarkanarodo-wa, Warsz., 1966; Rozwoj nowozytnej filosofii cztowieka, Warsz., 1967; Wychowanie dla przysz-tosci, Warsz., 19683; Narodziny nowozytnej filozo-fii cztowieka, Warsz., 19682; Nauka a swiadomosc spoteszna, Wrocfaw, 1974; Wychowanie i strategia zycia, Warsz., 19872; Humanizm i edukacja huma-nistyczna, Warsz., 1988 (соавт.).
Лит.- С h m a j L., Prady i kierunki w pedago-gice XX w., [Warsz., 1963); M i 11 e r R., Inspira-cje B. Suchodolskiego w dziedzinie rozwoju nauk pedagogisznych, «Kwartalnik pedagogiczny», 1983, № 3—4; Rohrs H., Nachruf auf einen padagogischen Humanisten: Bogdan Suchodolski ging am 2. Oktober 1992 von uns, «Padagogik und Schulalltag», 1993, Jg. 48, № 1. B. M. Шетеля.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия