СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич, Станислав Густавовичстудент

СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич

Найдено 2 определения термина СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич (1880-1967)

теоретик и историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. Вел научную деятельность в Программно-методическом институте (1932-37), НИИ школ Наркомпроса РСФСР (1938-44), Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР (1944-67). В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории единой трудовой школы II ступени. В 30-е гг. занимался историей педагогики, в т.ч. историей русской школы. Предложил классификацию педагогических течений, осн. на взаимосвязи их социальных и педагогических характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно преобразующей роли педагогики, считал социально-классовые факторы доминирующими. Важнейшая заслуга С. - исследование творчества К.Д. Ушинского и подготовка к печати наиболее полного собрания сочинений Ушинского в 11 томах (1948-52). Подготовил также публикации педагогического наследия В.Ф. Одоевского, П.Г. Редкина, Н.Х. Весселя и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич

1(13).1.1880, с. Кошаринцы, ныне в Винницкой обл. Украины, - 18.7.1967, Москва], теоретик и историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР. (1945), д-р пед. наук (1961), проф. (1926). По окончании ист. отделения Моск. духовной академии (1903). преподавал в Перми - в духовной семинарии и жен. гимназии; в Оренбурге (с 1907) - в духовной семинарии, Учительском ин-те, Ин-те нар. образования (в 1919—26 ректор), в Казани (с 1926) - в Вост. пед. ин-те. Затем был на науч. работе в Программно-метод. ин-те (1932—37), Центр. НИИ педагогики при ВКИПе (1933—37), НИИ школ НКП РСФСР. (1938—44), Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР. (1944—67). В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории и практики единой трудовой школы II ступени, в т. ч. вопросы содержания образования в рамках комплексной системы обучения, а также политехнизма, дифференциации образования и др.

В 30-х гг. обратился к проблематике истории педагогики. Предложил классификацию пед. течений, основанную на взаимосвязи их социальных и пед. характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно-преобразующей роли педагогики; при этом считал социально-классовые факторы в ее развитии доминирующими. По С., пед. процесс должен быть активным, основанным на «взаимодействии между воспитателями и воспитанниками», к-рое направлялось бы на развитие личности учащегося.

С сер. 30-х гг. занимался историей рус. школы и пед. мысли. Изучая период Киевской Руси, пришел к выводу, что отеч. пед. знание формировалось не только под византийским и зап.-европ. влиянием (как было принято считать), но и на основе нар. педагогики.

Важнейшая науч. заслуга С. - публикация пед. наследия В. Ф. Одоевского, П. Г. Редкина, Н. X. Весселя и др. В цикле статей о педагогах-гуманистах, а также по истории нач. образования в России в 19 - нач. 20 вв. показал развитие демокр. идей в отеч. педагогике, противопоставленных офиц. школе (обществ.-пед. движение 70—80-х гг. 19 в., деятельность земских учреждений, обществ. нар. образования и др.). Исследовал жизненный путь и пед. творчество К. Д. Ушин-ского. Провел большую текстологич. работу над его произведениями, открыл ряд неизвестных рукописей. С. подготовил к печати наиб. полное и систематичное собр. соч. Ушинского в 11 тт. (1948- 52), ввел в науч. обращение архив Ушинского в 4 тт. (195?—62). Показал вклад Ушинского в разработку психол. и теоре-тико-познават. основ обучения, в особенности вопросов построения содержания образования.

Особое внимание в науч. работе уделял источниковедч. и историографич. аспектам, публикации материалов с развернутыми комментариями.

С о ч.: Настольная книга для работника просвещения трудовой школы, Оренбург, 1922—23; Психология. Опыт систематич. изложения осн. вопросов науч. психологии с точки зрения диалектич. материализма, Оренбург, 1923; Теоретич. дискуссия в сов. педагогике. Критич. очерки, М., 1930; Педагогика Киевской Руси как предмет ист. изучения (Обзор основных направлений и работ дорев. эпохи), «УЗ НИИ школ НКП РСФСР», 1940, т. 3, в. 1; Очерки по истории нач. образования в России, M., 19532 (соавт.); Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; Очерки жизни и пед. деятельности К. Д. Ушинского. (Биография)^., 1960.

Лит.: В. Я. Струминский. Биобиблиография, М., 1980. М. В. Богуславский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич — 0

Найдено научныех статей по теме СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич — 0

Найдено книг по теме СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич — 0

Найдено презентаций по теме СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич — 0

Найдено рефератов по теме СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич — 0