СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич, Станислав Густавович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич Станислав Густавович (1877-1974)
экономист, академик АН СССР (1931). В 1921-37 и 1943-51 на руководящей работе в Госплане СССР; одновременно преподавал в вузах и АОН (1948-74). Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Установил научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода государства. Показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда. Сформулировал закон "убывающей продуктивности", согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счет, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению. С 60-х гг. некоторые взгляды С. на экономику образования подвергались критике.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич, Станислав Густавович
17(29). 1 1877, с Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25 1 1974, Москва], экономист, акад АН СССР. (1931). Окончил Петерб поли-техн. ин-т (1914). С 1897 активно участвовал в рев движении В 1921—37 и 1943- 51 на руководящей работе в Госплане СССР. Одновременно преподавал в вузах, в 1948—74 вел науч. -пед. деятельность в АОН Разрабатывал проблемы экон эффективности нар. образования Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения Им установлены науч. методы определения оптимального периода шк. обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста нац. дохода гос-ва По данным С, введение всеобщего нач образования в СССР. дало экон эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность нач обучения для лиц физич. труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.
Показал сравнительную экон выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало гос. затраты, а высш. школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон «убывающей продуктивности шк. обучения», согласно к-рому с возрастанием кол-ва ступеней обучения снижается его экон. рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.
Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высш. образования и содержания студентов за гос. счет, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифициров. рабочих. По подсчетам С., такой подход гарантировал гос-ву прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929).
С 60-х гг. нек-рые подходы С. к экономике образования подвергались критике в спец. лит-ре.
С о ч.: Избр. произв., т. 1—8, М., 1963—68.
Лит.: С. Г. Струмилин, М. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.
М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия