Структурализм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТРУКТУРАЛИЗМ
Направление в языкознании XX в., ставившее целью лингвистического исследования выявление главным образом внутренних отношений и зависимостей компонентов языка, его структуры. Структура при этом понимается и как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, и как явление чистой формы, отвлеченное от конкретной реализации. Понятие структуры определяется по-разному в различных направлениях современного С.: в функциональной лингвистике (представителями пражской лингвистической школы – В. Матезиусом, Н. Трубецким, Р. Якобсоном и др.); в американской дескриптивной лингвистике (Э. Сепиром, Л. Блумфилдом и др.); в глоссематике (Л. Ельмслевым), в школе порождающей грамматики (Н. Хомским) и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Структурализм
направление в зарубежной (прежде всего франц.) антропологии, к которому принято также относить тартуско-московскую школу, разрабатывавшее проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке". Структурализм использует структурные методы, почерпнутые из структурной лингвистики и литературоведения: "построение структурных грамматических и синтаксических моделей для естественных языков и структурный анализ лексического и синтаксического материала поэзии, сказки, малой прозы как средство выявления инвариантных структур языковой деятельности. [Инвариантный - неизменный в сущности, несмотря на формальные преобразования]. Структурализм расширил поле применения структурного анализа, распространив его на социокультурные проблемы".Структурализм базируется на следующих положениях: "представлении о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как символотворчестве; представлении о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды, как природной, так и культурной; представлении о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлении об окружающем мире и изменении в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур [верификация - проверка теории опытным путем; комбинаторика (здесь) - соединение, перестановка, сочетание элементов]; представлении о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного анализа знаковых систем и культурных текстов".[12] Рассматривая структурный метод К.Леви-Строса, отечественный исследователь А.Б.Островский характеризует школу этнологического структурализма следующим образом: "Структуральная антропология как методическое направление в изучении социокультурных явлений так называемых "примитивных", то есть традиционных, обществ опирается на следующие принципы, в совокупности составляющие метод: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится непременно с учетом его инвариативности - в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования - моделирование "структуры", то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления ( инвариантные связи элементов и отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к другому".[13] [Синхронный - одновременный, рассматриваемый в "мгновенном временном срезе"; антоним - диахронный - рассматриваемый во временной протяженности. Семиотика - наука о знаках. Виртуальный - возможный, появляющийся при определенных условиях. Алгоритм - однозначная пошаговая инструкция по решению конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа]. А.Б.Островский указывает на некоторую неточность в переводе термина "структурная антропология" с французского языка. С его точки зрения учение Леви-Строса следовало бы называть "структуральная антропология": "Определение "структурные" относится к структурной организации конкретного явления или же конкретного его варианта, а определение "структуральные" - суть присущие культуре способы, модели перехода от одного к другому варианту того же явления".[14]

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
818.65 кб

Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму

Быкасова Лариса Владимировна
С позиций системного подхода в статье предпринята попытка рефлексии использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, и объяснения поиска нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзи
Читать PDF
1.19 мб

Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А.
В статье предпринята попытка стратегического аудита основных идей теории структурализма, базирующихся на методологических принципах, дидактических методах, образовательных моделях, разрабатываемых современной педагогической наукой
Читать PDF
350.14 кб

Структуралистская педагогика ФРГ: истоки, предпосылки, гносеологические источники

Федотова Ольга Дмитриевна
Статья посвящена проблеме дифференциации педагогического знания, которая связана с поиском классификационных основ ее новых ветвей, отраслей и направлений.