Стресс
состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Стресс
(англ. stress – напряжение) – состояние спада, подавленности, возникающие у человека под влиянием экстремальных воздействий.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СТРЕСС
состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
СТРЕСС
состояние напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов /холода, голодания, психической и физической травм/.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
СТРЕСС
реакция организма на неблагоприятные воздействия, экстремальные ситуации. Различают физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный). Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности и пр.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СТРЕСС
(англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907 - 1982 гг.).
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Стресс
термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстримальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стрессов: эмоциональный, информационный, социальный и другие. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность человека, поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стрессов.
Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»
Стресс
состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Такие функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
СТРЕСС
от англ, stress — напряжение, давление) — состояние напряжения; совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов — холода, голодания, психических и физических травм. Способность или неспособность индивида контролировать стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации); при сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Стресс
термин, используемый для обозначения широкого круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стрессовые состояния означают оперативную мобилизацию организма в ответ на значимые воздействия. С точки зрения Г.Селье, С. — это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Оптимальный уровень С. способствует активному включению в деятельность, в определенной степени способствует сохранению психического и телесного здоровья. В то же время превышение уровня С , а также недостаточный его уровень сказываются на деятельности иначе: либо разрушают ее в силу чрезмерной внутренней напряженности и гипермотивированности, либо вообще не инициируют ее. Каждый человек имеет свой индивидуальный порог устойчивости к стрессовым факторам. Стрессовые ситуации в учебно-воспитательном процессе возможны как для учащегося, так и для педагога.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Стресс
англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Стресс
[англ. stress – давление, напряжение] – состояние, возникающее при действии чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма. Неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция (напряжение) живого организма (в т.ч. человека) на любое сильное воздействие, оказываемое на него. Имеет нейрогормональный механизм. Отличают большое количество форм С.: антропогенный (возникающий у животных под влиянием человеческой деятельности), нервно-психический (результат психологической несовместимости индивидов в группе или большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т.п.), тепловой, световой и др. виды С. При С. возникает комплекс защитных реакций организма, носящих название адаптационного синдрома. Различают стадию тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном С. оно может привести к болезни и смерти). Отличают также положительные формы С. (экстресс, или эвстресс, эустресс), мобилизующие организм, и отрицательные (дистресс) формы С. Наиболее тяжелая форма дистресса – шок. Ускоренный ритм человеческой жизни (производственная деятельность, транспортные нагрузки и т.п.) приводит к омоложению болезней С. (язвеная болезнь, аллергии, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и др.); у родившихся в 30-е годы они становились массовыми после 50 лет жизни, у родившихся в конце 40-х–50-х гг. они возникают, как правило, уже в возрасте за 30 лет. Ср. Аффект. Концепция С. и адаптационного синдрома была выдвинута канадским ученым Г. Селье в 1936 г.
Литература: Эмоциональный стресс. – Л., 1970; Селье Г. Стресс без дистресса. – М, 1979; Кокс Т. Стресс. – М., 1981.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
СТРЕСС
англ. stress - напряжение), состояние психофизиол. напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики Понятие С. ввел в 1936 канад физиолог Г Селье Он различает эустресс - нормальный С, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологич. С, проявляющийся в болезненных симптомах Селье считал С. неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число раздражителей. В частности, если на мозг ребенка с детства не будет действовать определ кол-во сенсорных, эмоциональных и социальных раздражителей, то психич. процессы не смогут гармонич. но развиваться и социализации личности не произойдет, особенно отчетливо это видно на примерах полной психич. депривации. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием С, к-рое играет мобилизующую и потому положительную роль Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном кол-ве могут вызвать дистресс и затем повлечь соматич заболевания, деформации психики и даже гибель человека Один и тот же раздражитель (стрессор). для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внеш. раздражители определяется индивидуально-психол особенностями конкретной личности психофизиол. конституцией, чувствительностью к воздействиям (сенситивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внеш. воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания развитой личности не следует ограждать ребенка от абсолютно всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него «тепличные» условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначит. поводу впадающую в дистресс.
Лит Левитов H Д О психич. состояниях человека, M, 1964, Эмоциональный стресс, [пер с англ] Л, 1970 Селье Г, Стресс без дистресса, [пер с англ], M, 1979
M И Буянов
Источник: Российская педагогическая энциклопедия