СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ
преподаватели и ученые, ходившие по городам и деревням с целью обучения детей (и взрослых тоже), а также проведения бесед и диспутов с населением. С.у. были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России С.у. назывались мастерами грамоты.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ
Наиболее яркими примерами С.у. служили софисты в Древней Греции - наемные учителя, передвигающиеся из города в город, а также буддийские и раннехристианские миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру. В средние века появились С.у. из среды т.н. бродячих школяров, которые переходили от одного наставника к другому и по мере постижения доступных дисциплин сами становились учителями (чаще всего начальной школы). Другую многочисленную группу С.у. в Средневековье составляли странствующие проповедники, применявшие различные, в зависимости от аудитории, приемы и методы духовно-нравственного воспитания. Нередко С.у. передвигались вместе с группой постоянных учеников и помощников, воспринимая свою деятельность как род духовного паломничества. В период новой и новейшей истории высшей ступенью развития института С.у. можно считать передвижную школу. В России с 70-80-х гг. 19 в. такие школы существовали у кочевых и полуоседлых народов, в районах казачьих поселений и регионах с малой плотностью населения. См. также Средние века

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ
Наиб. яркими примерами С у служили софисты в др. Греции - наемные учителя, передвигавшиеся из города в город, а также буддийские и раннехрист. миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру В средние века появились С у из среды т.н. бродячих школяров, к-рые переходили от одного наставника к другому и по мере постижения доступных дисциплин сами становились учителями (чаще всего - нач школы). Такие школяры странствовали по всей Западной, Центральной и частично Юго-Вост Европе (напр., на терр совр. Украины были известны под назв мандрованные, т с бродячие, дьяки). Другую многочисл. группу С у в средневековье составляли странствующие проповедники, применявшие различные в зависимости от аудитории приемы и методы духовно-нравств. воспитания Нередко С у передвигались вместе с группой пост учеников и помощников, воспринимая свою деятельность как род духовного паломничества
В период новой и новейшей истории высшей ступенью развития института С у можно считать передвижную школу, восполнявшую недостаточное развитие стационарной шк. сети Передвижные школы отличала ориентация на определенные программы обучения, пост метод контроль со стороны шк. системы, относительная стабильность аудитории (напр., в Великобритании 18 в преподаватель передвижной школы периодически через неск. месяцев возвращался проверить исполнение задания и обучить тех же детей следующей части шк. курса). В дорев России с 70—80-х гг 19 в такие школы существовали у кочевых и полуоседлых народов, в р-нах казачьих поселений и регионах с малой плотностью населения
Лит Герасимовы А К вопросу об организации подвижных школ в России, СПБ, 1881, Григорьеве В, Ист очерк рус школы, M, 1900 Даниелян P С Просвещение в Турции 1923—1960, Ер, 1971, Попов P Ф, Основная характеристика шк. образования в Англии накануне пром революции, в кн. Борьба прогрессивных и реак ционных тенденций в педагогике Запада эпохи домонополистич капитализма (конец XVIII - конец XIX вв), M, 1983, W a d d с 11 H, The wandermg scholars, L, 19497 В Г Безрогое

Источник: Российская педагогическая энциклопедия