СТРАХИ у детей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТРАХИ у детей
эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу. В ситуации явной опасности С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это С. перед к.-л. событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами и т.д. Подобные С. также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге и т.д., быть диффузными, неопределенными. С. могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, а также встречаться при некоторых заболеваниях, в частности неврозах. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, общение с ними, взаимопонимание в семье - необходимые условия преодоления С. и формирования психически здоровой личности. См. также Нарушения интеллекта,Тревожность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СТРАХИ у детей
эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия В ситуации явной опасности для жизни (при обмороке, падении и т и). С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это С. перед к -л событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами и т.д. Подобные С. также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге, т с быть диффузными, неопределенными.
С. могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психич. развития, а также встречаться при нек-рых заболеваниях, в частности неврозах При прочих равных условиях С. чаще встречаются у эмоционально чувствит.н. впечат-лит детей, имеющих тревожно-мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно их опекающих и предохраняющих от любых, часто воображаемых опасностей В дошк. возрасте С. значит. ельно больше, чем в школьном, в к-ром, однако, относительно большее значение приобретают опасения и тревога как проявления возросшего чувства ответственности, самоконтроля. Во всех возрастах С. более свойственны девочкам, чем мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию внеш. угрозы
Возрастные особенно с т.н. С. Большинство новорожденных проявляют инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета, громких звуках, что выражается в сокращении мышц, вски-дывании ручек, общем беспокойстве Однако это быстро проходит.н. о С. в подлинном значении можно говорить не раньше 2-го полугодия жизни В 7 мес ребенок реагирует выраженным беспокойством при продолжительном отсутствии матери Это указывает на появление чувства привязанности, единения с матерью В основе данного С. лежит осознанная реакция, прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества Подобная форма С. максимально выражена до 2 V2 лет у девочек и до 3 лет у мальчиков В возрасте 8 мес появляется С. перед незнакомыми взрослыми, не похожими на мать Это указывает на появление пси-хол категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле - С. перед новым и неожиданным воздействием Проходит обычно к сер 2-го года жизни при отсутствии к -л резких пугающих воздействий Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к детям 1-го и 2-го годов жизни, не перепоручать уход за ними др. лицам, в т.ч. родственникам, не отдавать без особой необходимости в ясли, надо находиться рядом с детьми в случае их помещения в больницу Особенно это важно при общей нервной и соматич ослабленности детей, когда у них выражены неспокойный сон, плохой аппетит, беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность. На 2-м году жизни каждый второй ребенок испытывает С. перед болью, при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, когда оказывается на высоте или когда остается один На 3-м году жизни появляется С. перед наказанием, отражая возрастающее понимание последствий своих поступков. В 2 года заметен С. перед собаками и перед движущимся транспортом С. в этом возрасте меньше, если отец принимает активное участие в воспитании, родители не ведут борьбу с формирующейся самостоятельностью, а развивают активность, предоставляют возможность эмоционального реагирования в игре, способны своевременно помочь в преодолении воображаемых и реальных опасностей В возрасте 3—5 лет каждый второй из детей испытывает С. перед сказочными персонажами, С. боли, крови и неожиданных звуков, каждый третий - С. воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства Эти С. часто встречаются у детей, родители к-рых излишне беспокойны и одновременно принципиальны В 6 лет иногда возникает С. смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен Он обычно не выражается прямо, а проявляется в типичных для этого возраста С. нападения, стихии, огня и др, появляется не достигший еще максимума С. войны, эти С. символизируют угрозу для жизни и встречаются у каждого второго ребенка С. обостряются при конфликтных отношениях в семье, при заболевании одного из родителей, а также при хирургич операциях у детей, напр. удалении аденоидов, что нежелательно в этом возрасте В мл шк. возрасте кол-во С. уменьшается, но появляются новые - С. опоздания в школу, смерти родителей, к-рые встречаются у большинства детей Выражены также С. пожара, войны, нападения и собств. смерти Для подросткового возраста характерны С. смерти родителей, нападения, войны Относительно небольшое число С. в этом возрасте сопровождается более частым проявлением тревожности - беспокойства в связи с ожиданием к -л событий и возрастными изменениями
Все перечисленные С. носят временный, возрастной характер С. ними нужно не бороться, а принимать во внимание как нек-рый этап, своеобразие психич. развития
Невротические С. На невро-тич природу С. указывают их несоответствие возрасту, аффективная заостренность, навязчивость, фиксация на них Поведение детей приобретает защитно-избегающий, неестеств. характер В основе невротич С. почти всегда можно отметить наличие психич. потрясений или травм у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, жестокость, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера родителей В этих условиях может происходить аффективное заострение возрастных С
В мл дошк. возрасте невротич характер может приобретать С. остаться без признания и поддержки Он выражается боязнью одиночества и изоляции и более всего характерен для истерич невроза У ст дошкольников невротическим выступает С. физич. исчезновения - смерти В мл шк. возрасте невротич разновидностью С. является С. не соответствовать общепринятым нормам Подверженные ему дети чрезмерно боятся сделать что либо не так, как следует, у них возрастает чувство неуверенности и беспокойства при выраженной ориентации на групповую норму и мораль Постоянное психич. напряжение приводит к повышенной утомляемости, головным болям, расстройствам сна, т с клинич картине неврастении Как правило, родители этих детей придают повышенное значение вопросам престижа и успеха, болезненно реагируют даже на случайные ошибки, не в меру принципиальны и негибки в своих требованиях В подростковом возрасте встречаются невротич С. потерять свой облик, неповторимость, индивидуальность Это и болезненно заостренное беспокойство по поводу внеш. вида, навязчивые С. сумасшествия и заражения, С. от неспособности быть творческой, созидательной личностью Они характерны для невроза навязчивых состояний Родители этих подростков обладают излишней категоричностью суждений, нетерпимостью к чужому мнению, эгоцентрической направленностью мышления У них подчеркнутое внимание к своему здоровью, тревожно-мнительная оценка происходящих событий Эти черты появляются и у подростков
Невротич С. преодолеваются лучше всего при изменении родителями своих неадекватных установок, большего контроля за своим поведением, нормализации отношений в семье, увеличения у детей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности Необходима квалифициров помощь и в отношении осн.заболевания - невроза, вместе с устранением к-рого проходят.н. С. Родители и воспитатели могут предложить детям 5—12 лет нарисовать свои С, а потом и себя, как небоящихся Это помогает повысить уровень волевой регуляции и самообладания Положит. эффект отмечается от специально организованных игр, таких, как прятки, жмурки и т.н. Можно также попросить детей сочинить сказочные истории на темы С. и разыграть их в семье или в специально подобранной группе сверстников Автор истории сам распределяет роли и имеет возможность в игре драматизировать, аффективно заострять и, главное, эмоционально отреагировать на свои С. У дошкольников и мл школьников успешно проходили кукольные драматизации по мотивам С. Причем кор рекционный эффект более ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося - сверстник или родитель При последующей перемене ролей дети уже не обнаруживают С, демонстрируя навык уверенного поведения При затруднениях в общении и социальной адаптации необходим доп комплекс занятий по развитию игровых и ролевых навыков
Устранение С. требует терпения,заинтересованности родителей и обязат проведения спец. мероприятий За С. нельзя наказывать, ругать, стыдить или требовать их прекращения Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, общение с ними, взаимопонимание в семье - необходимые условия преодоления С. и формирования психически здоровой личности
Лит Эберлейн Г, Страхи здоровых детей, пер с нем M, 1981, Захаров А И, Как преодолеть страхи у детей, M, 1986, с г. о же, Неврозы у детей и подростков, Л, 1988, глЗ, Bamberi H, The fears of adolescents, L -[a o], 1979 А И Захаров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
647.26 кб

Страхи здоровых и больных детей

Темерева В. Ю.
Читать PDF
61.42 кб

Страхи у детей с онкопатологией

О.В. Сачук, В.Г. Поляков
Читать PDF
2.62 мб

Страхи у детей и их преодоление

Горьковая Ирина Алексеевна
Статья посвящена изучению страхов у детей, которые подразделяются на три группы: «инстинктивные» (страх смерти родных и себя, врачей, уколов и т. д.
Читать PDF
1.14 мб

К проблеме страхов детей дошкольного возраста

Погребицкая Ю.А.
Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы.
Читать PDF
193.21 кб

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Шелковникова Нэлля Игоревна
Перинатальный опыт рассматривается в статье как отражение подсознательных психических структур, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении.
Читать PDF
889.53 кб

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста

Едиханова Юлия Мансуровна, Багаева Лаура Артуровна
В статье рассматриваются понятие и виды страхов, а также представлены результаты исследования с учетом возрастных и гендерных особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
130.53 кб

Профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Масляная О. В.
Статья посвящена проблеме профилактики детских страхов, которая должна проводиться систематически и комплексно. В статье определены главные направления такой деятельности, задачи, методы и формы.
Читать PDF
731.96 кб

Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста

Хлыста Екатерина Андреевна
Статья посвящена изучению, анализу понятия страха и особенностям их возникновения у детей дошкольного возраста. Материал отличается целостностью и практичностью.
Читать PDF
2.24 мб

О страхах у детей с ограниченными возможностями и их коррекции

Хватова Марина Владимировна, Ледовская Жанна Александровна
The article contains experimental data obtained by the authors. The amount of fears in disabled children is twice as much than in average ones. Ways to overcome them are proposed.
Читать PDF
30.45 мб

Социальные страхи детей как предмет психологического исследования

Зайцева Ольга Юрьевна
В статье представлены результаты исследования социальных страхов детей 5-7 лет. Изучены аспекты формирования понятия социофобии и ее детерминант на ранних этапах онтогенеза.
Читать PDF
433.51 кб

Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста

Жулина Г.Н., Горобец А.С.
Статья посвящена изучению особенностей страхов младших школьников. Представлены результаты изучения видов, типов, уровней страхов младших школьников разного пола. Изучены представления младших школьников разного пола о страхах.
Читать PDF
237.58 кб

Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста

Акопян Любовь Суреновна
В статье анализируется содержание страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста, приводятся результаты сравнительного анализа страхов слабослышащих детей с содержанием страхов детей нормы.
Читать PDF
249.68 кб

Социально-психологический анализ страхов у русских и турецких детей

Сахарова Ксения Сергеевна, Абдусселам Олгун, Константинов Всеволод Валентинович
В современных условиях развития системы образования в Российской Федерации и в Турции исследование страхов детей остается весьма актуальной для психологической науки задачей. Детям ХХI в.
Читать PDF
250.84 кб

Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции

Ковалевская А.А.
В статье рассмотрена проблема страхов в теоретической и прикладной психологии.
Читать PDF
186.22 кб

Оптимистический взгляд на проблему страхов у умственно отсталых детей