Страдание

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

СТРАДАНИЕ
отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным; чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Страдание
сильное эмоциональное переживание, болезненное восприятие каких-либо событий. Страдания – это длительная боль, скорбь, тоска, мучения. Вся жизнь человека наполнена такими страданиями, физическими или духовными. Причины страданий кроются в двойственной природе человека, в нравственной дихотомии, побуждающей к выбору низших или высших ценностей. Выбор низших ценностей, связанных со страстями, рано или поздно приводит к страданиями. Православие не считает страдания законом жизни, данным Богом, их создал человек по своей падшести, склонности ко греху и неверию в любовь и милость Божию. Страдания следуют за каждой ошибкой человека до тех пор, пока он не поймет, что нельзя нарушать законы Божии. В то же время именно они являются очистительным и воспитательным средством, сокращающим путь человека к совершенствованию. Всякое страдание чему-то да учит, корректирует человеческую жизнь, делает мудрым и более смиренным, приводит к состраданию. Смягчает страдания духовная жизнь, преодоление их лежит через добро и делание добра. Нельзя, чтобы страдания приводили к унынию, этому большому греху, также нельзя чтобы они привели к агрессии, порождающей еще больше греха.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СТРАДАНИЕ
собирательный термин для обозначения группы душевных состояний, известных каждому по личному опыту (наряду с такими, например, как удивление, радость, страх, гнев, презрение). С. относится к группе состояний душевного неблагополучия (в отличие от радости, удивления). С. стороннего (другого) человека опознается по следующим внешним невербальным (несловесным) проявлениям: губы опущены, рот в более или менее болезненной гримасе (уголки губ опущены), на лбу морщины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные и часто несколько прикрыты, кисти рук сжаты, преобладает молчание, движения медленные, преобладает малая подвижность, не выражено желание общаться, преобладает замкнутость, возможны слезы, плач.
С субъективной стороны состояния С. представляют собой множество градаций и оттенков эмоциональных переживаний, начиная от легкой неудовлетворенности, грусти, печали и кончая тяжелейшими переживаниями горя, несчастья, сопровождающимися помыслами об уходе из жизни. Разные состояния С. с субъективной стороны характеризуются в русскоязычной речевой практике такого рода словами и выражениями: огорчение, подавленность, обескураженность, забота («гложет» его, ее, меня), грусть, печаль, кручина, «мне (ей, ему) плохо», уныние, боль, «он (она) сокрушается, тужит, томится, убивается», тоска, горе, мучение, мука, несчастье, болезнь, скорбь. В пато-психологии, медицине существуют такие термины как «депрессия» (от лат. depressio – подавленность), «депрессивный синдром», «депрессивные состояния» с выделением их многих вариантов; соответствующие душевные состояния (если они устойчивы, продолжительны, не имеют видимой связи с внешними событиями) могут выступать как показатели отклонений психики от нормы (симптомы заболеваний).
Состоянием, существенно отличным от С. или даже противоположным ему, является, например, радость, внешние опознавательные признаки которой таковы: рот растянут и уголки губ несколько приподняты, улыбка, глаза прищурены или широко открыты и блестят, взгляд веселый, брови приподняты, речь оживленная и может отмечаться многословие, возможен веселый смех, выражена жестикуляция, движения и походка (при прочих равных условиях) легкие, энергичные. С субъективной стороны радость характеризуется такого рода словами и выражениями: утешение, удовольствие, наслаждение, ликование, веселье, восторг, торжество, «быть на седьмом небе», «не чуять земли под собой» и пр. В нормальной психологии, патопсихологии и медицине используется также термин «эйфория» (от древнегреч. eu – хорошо, phero – переношу)
– повышенное настроение, с оттенком довольства, беспечности, безмятежности вплоть до неосмотрительности; эйфория в отличие от нормального радостного подъема чувств не сопровождается повышением продуктивности деятельности и может выступать в качестве признака душевного заболевания.
Понятие С. и сострадания (сочувствия другому человеку в его, например, несчастии) обсуждается также в философии (философской этике) и религии. В философии под С. понимается состояние претерпевания (противоположность активной деятельности).
Например, по мнению античных философов, С. выпадает на долю человека по закону или роковым образом, в связи с чем сострадание (как сочувствие другому человеку) не считается добродетелью. В иудейско-христианской традиции С. понимается как божественная кара за грехи, но в Новом Завете также и как условие прощения грехов(искупления), залог спасения души; поэтому культивируется сострадание, любовь к ближнему. В условиях современной светской культуры уместно понимать С. психически и физически здорового человека как преходящий этап активной борьбы за лучшее будущее общества.
Что именно вызовет или что не вызовет у человека состояние С. конкретно зависит от усвоенных им ценностных представлений, идеалов, моральных понятий, то есть в конце концов от той культурной среды (например, этнической, профессиональной), в которой он воспитан, сложился как личность. Например, ситуация невыполнения норм законности вызовет у юриста состояние неудовлетворенности, душевного неблагополучия, страдания, в то время как эта же самая ситуация может радовать представителя криминальной субкультуры; несоблюдение в хозяйстве правил и требований высокой агротехники может волновать специалиста-агронома и вызывать у него состояние острой неудовлетворенности, страдания и в то же время оставлять некомпетентных людей в состоянии покоя и безразличия. Поэтому не может быть общего (огульного) правила, чтобы предвидеть и учитывать психические состояния и поведение людей безотносительно к истории их личности и принадлежности той или иной культуре, субкультуре. В работе по воспитанию людей, руководству группами, коллективами всякий раз целесообразно осуществлять принцип дифференцированного и даже индивидуального подхода.
Очевидно, что обостренное внимание к проявлениям психики стороннего человека (включая и проявления состояний С.), является профессионально ценной особенностью педагога. Без этого невозможно решение задач обучения, воспитания, построения делового профессионального общения, в частности, педагогического общения, принятие оптимальных решений в работе с людьми (будь то учащиеся, руководители, подчиненные, товарищи по работе или иные партнеры по деловому общению).
Лит.: Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986; Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; Психология эмоций. Тексты (хрестоматия) / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
380.61 кб

О жизненных проблемах, страданиях и гуманистическом оптимизме педагогических мыслителей (исторически

Мосолов В. А.