СТОЮНИН Владимир Яковлевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Стоюнин Владимир Яковлевич
(1826-1888) – выдающийся методист, деятельность которого во многом определила достижения отечественной МПЛ в 60-е годы XIX века. Основной методический труд С. «О преподавании русской литературы» (1864) представляет собой систему преподавания литературы, основанную на ключевом для автора положении: «Каждый преподаватель должен найти в своем учебном предмете три живые силы, которые бы благодетельно действовали на учащихся: 1) он должен сообщать им истинные познания, касающиеся природы и человека, 2) развивать их и 3) приучать к труду». Основной целью изучения словесности, полагал С., является развитие личности ученика, для чего используются исторический подход, «сравнительная метода», беседа как основной метод обучения и разв ития личности. На современном этапе развития МПЛ принципиально важным надо признать следующее положение работы С., о котором в советское время даже не упоминалось: «При разборе каждого литературно-исторического памятника главное внимание должно быть обращено на элемент общечеловеческий (здесь и далее курсив автора – В.Г.) в связи с национальным и личным». Большое значение для практики преподавания литературы имели учебные пособия «Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы» и «Руководство для теоретического изучения литературы», впервые изданные в 1869-1870-м годах, а также хрестоматия для второго пособия, впервые изданная в 1879-м году.

Источник: Методика преподавания литературы.

СТОЮНИН Владимир Яковлевич (1826-1888)
педагог, деятель народного образования, теоретик-методист (русский язык и литература), публицист. Преподавал словесность в учебных заведениях С.-Петербурга. По инициативе С. организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка. Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Предложил (1860) проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высшей школе. Методические идеи С. базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому изучение словесности является важнейшим средством духовно-нравственного формирования ребенка. Впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему ("О преподавании русской литературы", 1864, и др.). Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды С. по истории педагогики и народного образования. Ему принадлежит также ряд оригинальных работ по истории русской литературы - статьи об А.Д. Кантемире, А.П. Сумарокове и др., а также монографии, посвященные А.С. Пушкину и А.С. Шишкову. — литературовед, историк педагогики в России в XVIII столетии. (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. -7)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
118.98 кб

Владимир Яковлевич Стоюнин о развитии отечественной школы в первой четверти XIX в

Беленчук Лариса Николаевна
В статье, посвященной историко-педагогическому творчеству русского педагога второй половины XIX в. В. Я.
Читать PDF
297.51 кб

К 190-летию Владимира Яковлевича Стоюнина: источники, историография, перспективы исследований

Шевелев А.Н.
Статья посвящена биографии выдающегося российского педагога и ее изучению в дореволюционной, советской и современной историографии.