СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ

Найдено 1 определение
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ
(от фр. contraste — ‘противоположность’) — лингвокогнитивный принцип организации речи и речевого произведения, содержанием которого является резко выраженная противоположность, служащий также общей основой двух частных принципов создания стилистических (риторических) приёмов: 1) противопоставление, реализуемое в антитезе и таких её разновидностях, как акротеза, амфитеза, диатеза, аллойоза, синкризис и парадиастола (см. Антитеза); 2) противоречие, организующее приёмы Оксюморона (см.), Парадокса (см.), Паралепсиса (см.), Антифразиса (см.) и др.
С.к. играет важную роль в познавательной деятельности, отражении и воспроизведении в человеческом мышлении окружающей действительности [Бочина 2003], поскольку человеку свойственно мыслить оппозициями, бинарно воспринимать мир.
Основным средством выражения С.к. являются лексические оппозиции, чаще всего представленные антонимами, напр.: Сколько всего случилось в её жизни на этой горбатой улице! Сколько раз она проходила здесь — маленькая и взрослая, грустная и весёлая, подавленная и счастливая, озабоченная и ветреная, пьяная и трезвая... (Вл. Сорокин) — антитеза; Любящий отказывается от своего «Я», вверяет себя в руки возлюбленного. Это как прыжок с небоскрёба — он пугает и завораживает. Завораживающий ужас — вот что такое любовь (Куатье) — оксюморон.
Лит.: Бочина Т.Г. Контраст как лингвокогнитивный принцип русской пословицы: ДД. Казань, 2003; Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: КД. Абакан, 2006; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д., 2007; РЯЭ. М., 1998; ЭВСРЯ. М., 2005.
О.С. Кожевникова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.